Главная » ГЕОГРАФИЯ » Агафья Лыкова и её таежная повесть

Агафья Лыкова и её таежная повесть

В августе 1978 года группа геологов под руководством Галины Письменской отправилась в тайгу на поиски железной руды. А нашла пятерых отшельников-старообрядцев, укрывшихся в непроходимых хакасских лесах от мирской жизни еще в 1936 году. Так вся страна узнала о семействе Лыковых…

Агафья Лыкова и её таежная повесть

Сколько лет Агафье Лыковой

Сегодня из всех Лыковых жива только самая младшая представительница фами­лии — Агафья Карповна. Она родилась в апреле 1944 года и до 1978-го никогда не контактировала с мирянами, как она называла чужих людей. Пото­му встретила их с опаской.

Даже после смерти двух братьев, сестры, а потом и отца Агафья отказалась поки­дать родовую заимку у Саян­ского горного хребта на бере­гу реки Еринат. Она предпочла вести отшельнический образ жизни в сибирской глухомани на западе Хакасии.

В гости к Агафье много раз наведывались предста­вители СМИ, в том числе и телевидения. У женщины бывали и послушницы из мо­настыря, и геологи, и охот­ники, которые защищали отшельницу и ее заимку от медведей.

Приезжали к ней врачи, которые время от времени следили за ее здо­ровьем. И просто путники, помогавшие женщине по хо­зяйству: заготавливали дро­ва или ремонтировали дом. А в 2014 году отшельницу навещал сам Корнилий — митрополит православной старообрядческой церкви, который приехал к ней с по­дарками и сувенирами…

Так что нынешнюю жизнь Агафьи Лыковой отшельни­ческой можно назвать лишь с натяжкой. Другое дело — раньше.

Где и как живет Агафья Лыкова

Лыковы жили в собствен­норучно построенной избуш­ке. Огонь разводили при по­мощи кремня. Промышляли охотой, рыболовством, со­бирали грибы, ягоды, орехи. Сушили на зиму дикий лук, крапиву, малину, чернику, смородину. А на своем «при­усадебном участке» растили рожь и овощи: репу, горох, картофель, лук и другие куль­туры. Пили березовый сок, морс из моченой брусники, а чаще всего напиток, приго­товленный на основе кедро­вых орехов, так называемое кедровое молоко.

На звериной тропе к во­допою Лыковы выкопали мо­тыгами ловчие ямы, в которые попадались и лесная мелочь, и крупные животные: кабарга, маралы, даже лоси. Добытое мясо вялили впрок, нарезая из него строганину…

Отшельники почти не мы­лись. Вещи стирали в выдол­бленном из деревянной ко­лоды корыте, добавляя в воду золу. Одежду производили сами: пряли коноплю, кото­рую выращивали в тайге. А на самодельном ткацком станке вручную изготовляли мешко­вину, из которой шили себе рубища. Шелуха от конопли служила верным средством от клопов и блох. Летом хо­дили босыми, а зимой делали обувь из кожи или бересты.

Старовер Агафья Лыкова

Берестяная посуда, вере­тено с каменным пряслом и каменная же ступа для пере­малывания зерен и орехов, допотопное огниво, потертый топоришко, копье с кованым наконечником против диких зверей, лыжи, подбитые шку­рой оленя, мотыги, словно из каменного века, — все эти вещи служили староверам десятилетиями.

Избушку — пять на семь шагов — осве­щали лучиной. Хлеб пекли без дрожжей, размалывая в ступ­ке грубым пестиком сушеную картошку с парой-тройкой пригоршней ржи и горстью семян конопли.

Отсутствие соли стало одним из самых тяжелых ис­пытаний для семьи. Без нее у Лыковых обходился даже еже­годный процесс сушки и вяле­ния рыбы, которую они ловили летом при помощи ловушек, сплетенных из ивы. Иногда рыбу пекли на костре. Но чаще ели сырой или вяленой.

Еще одной напастью были лесные пожары, которые не раз подкатывали прямо к избушке Лыковых. Чтобы не потерять жилье и небольшие посевы, староверы были вы­нуждены сутками тушить под­ступающие очаги пламени, засыпая языки огня землей, сбивая его ветками и палками, заливая водой.

Голод

Самым страшным ока­зался 1961 год. В июне не­ожиданно ударили морозы и выпал снег. Все, что росло на участке, перемерзло или сгнило. Случился неурожай и в тайге. Полегла ягода, по­гибли съедобные растения и коренья, перевелись звери, из реки ушла рыба. На от­шельников навалился жуткий голод. От него умерла хо­зяйка семейства — Акулина, которая отдавала последние крохи детям.

Дом Агафьи Лыковой

Дом Агафьи Лыковой

Дошло до того, что люди съели все кожаные вещи, в том числе и чуни (обувку). К весне, обессиленные от страшного голода, Лыковы жевали все, что хоть отда­ленно являлось съедобным: кору с деревьев, березовые и еловые почки, даже соло­му. Но все же оставили самую малость гороха, который вы­садили по весне. И среди за­вивающихся зеленых ростков обнаружили колосок ржи!

Лыковы день и ночь сто­рожили этот колосок, чтобы весь урожай от него (18 се­мян, которые они сохраняли до следующей весны как зо­лото) снова высадить на де­лянке… Только что не жили возле рассады. И лишь 4 года спустя решились попробовать «лыковского» хлеба и совсем немного ржаной каши.

Геолог друг, геолог враг

И голодали, и выживали, и болели, и лечились — тра­вами и кореньями. В ход шли чага, смола пихты, болотный багульник, корень ревеня, отвары из веток смородины, хвои, душицы, кровавника, иван-чая, пижмы… Тайга сама по себе большая аптека. Нуж­но только знать, чем и от чего лечиться.

А вот что прикажешь де­лать, если нападет дикий зверь? До поры до време­ни Лыковы соседствовали с медведем — тот не трогал староверов. Но однажды при­шел другой топтыгин — бо­лее грозный и жестокий. Он в считанные дни разорил все запасы Лыковых, которые они прятали на лабазе. Настала очередь людей. И в один пре­красный день косолапый за­явился на порог избушки. Чем до смерти напугал Агафью, открывшую было дверь, — так, что ее парализовало на полгода.

На семейном совете хищ­ника «приговорили». Однако зверь умудрялся выбираться изо всех лыковских ловушек, день ото дня становясь все злее. Неизвестно, чем бы кон­чилось это противостояние, если бы не встреча с геолога­ми. Лыковы взяли у них ружье. И медведь был убит.

Помогли геологи положить конец и ежегодным нашестви­ям мышей-полевок и бурундуков, которые утаскивали в свои норы добрую половину урожая. Приструнили их кош­ка и кот, подаренные миря­нами.

Но недолго длилась ра­дость Лыковых: расплодив­шиеся усатые и хвостатые избавители тут же преврати­лись в нахлебников, которые требовали, чтобы их кормили. А топить котят отшельникам не позволила вера…

Но, возможно, это не все беды, которые геологи при­несли Лыковым. Через 3 года после встречи с мирянами, в 1981 году, один за другим ушли Дмитрий, Савин и На­талья. Врач Игорь Назаров, наблюдавший семью старо­обрядцев, был убежден, что отсутствие социальных свя­зей серьезно ослабило их иммунитет. Редкие контакты с людьми из мира привели к тому, что организм Лыковых не справился с инфекцией: в результате они умерли от пневмонии…

В 1988 году ушел из жизни глава семьи — Карп Осипович. И осталась Агафья совершенно одна. Вернее, наедине со всеми. О нашей сибирской отшельнице сегодня только ленивый да глухой не слышал. А с тех пор как в 1997 году с ней подружился Аман Тулеев, об Агафье Карповне вовсе мож­но не волноваться.

Знаменитой отшельнице Агафье Лыковой помогал Аман Тулеев

Знаменитой отшельнице Агафье Лыковой помогал Аман Тулеев

Губернатор Кемеровской области не дает старушке пропасть: то к док­тору на вертолете свозит, то крупы полтонны отправит, то корма для коз, то генератор и топлива подкинет. Та призна­тельна. И в знак благодарности снабжает Тулеева подарками, сделанными своими руками…

Всем хорошо, кроме Виктора Зимина — главы Хакасии: сам он Агафью не жалует, а заботу Тулеева иначе как пиаром не называет. Впрочем, это уже совсем другая история…

Попытка, не пытка

Однажды Агафья Карпов­на предприняла попытку поселиться среди людей: постриглась в монахини в старообрядческом монасты­ре. Но довольно скоро была вынуждена его покинуть — из-за проблем со здоровьем и разногласий во взглядах с другими сестрами…

Словарь «Агафьи Лыковой»

…составили ученые из Красноярска. В двух томах содержатся старообряд­ческая лексика, фразео­логизмы, образцы писем, документальные снимки и рисунки Агафьи Лыковой. Галина Толстова — главный автор-составитель уникаль­ного издания — работала над ним на протяжении 15 лет. Агафья Карповна никогда не покидала саян­скую тайгу и не общалась с людьми из мира. Именно поэтому языковая личность старообрядки так нетипич­на и интересна.

В употреб­лении Агафьи встречаются слова, уже 300 лет назад вышедшие из употребле­ния. Например, слово «лжепослушество» означающее лжесвидетельство, которое ушло из широкого обихода еще в XVII веке.

 

 

Оставить комментарий