Главная » ГЕОГРАФИЯ » Золотое кольцо России и автор бренда Юрий Бычков

Золотое кольцо России и автор бренда Юрий Бычков

Кажется, что этот туристический бренд существовал всегда. Не тут-то было! Золотое кольцо России имеет свою предысторию, и время замысла —1965 год, и дата рождения — 1967-й. Есть и автор — Юрий Александрович Бычков, замечательный журналист и краевед, в ту пору совсем еще молодой человек, корреспондент газеты «Советская культура».

Схема маршрута Золотое кольцо России с указанием расстояний

Схема маршрута Золотое кольцо России с указанием расстояний

Время собирать камни

Золотое кольцо могло появиться только в конце 1960-х! Во-первых, имен­но тогда многие в нашей стране стали интересоваться русской стариной. Во- вторых, в СССР множились автомоби­листы — это были уже не единицы, как прежде, а целая армия, хотя еще и не­большая. К тому же вошли в моду авто­бусные экскурсии по стране. А что может быть комфортнее и интереснее, чем по­сещение городов, расположенных почти на одинаковом расстоянии от Москвы?

Туда вели добротные по тем временам автотрассы. Правда, настоящая турис­тическая индустрия поначалу существо­вала лишь в Суздале. Экскурсии, музеи, отреставрированные храмы и здания — там все это было. Имелись кемпинги и гостиницы.

В других городах Золотого кольца туристы могли только мечтать о подобном сервисе. Но государство понимало: внутренний туризм — дело выгодное. К тому же Золотое кольцо могло привлечь иностранцев. И нача­лось! Строились гостиницы, затевались реставрационные работы, выпускались разнообразные сувениры. Словом, за­теплилась туристическая жизнь! При­шло время собирать камни…

Тема статей: Золотое кольцо России

С чего же все началось? В 1965 году журналист Юрий Бычков купил автомо­биль «москвич». По тем временам насто­ящее богатство. Приобретение на всю жизнь. Конечно, он принялся путешест­вовать. Съездил в Загорск (ныне Сергиев Посад), в Суздаль и Владимир. И вскоре осознал, что всего лишь за несколько дней можно объехать сразу целую рос­сыпь городов, которые славятся шедев­рами древнерусской архитектуры. И в его воображении начала складываться идея Золотого кольца, хотя тогда даже понятия такого еще не существовало…

Юрий Александрович Бычков, автор бренда Золотое кольцо России

Юрий Александрович Бычков, автор бренда Золотое кольцо России

Наступил 1967 год — год 50-летия Октябрьской революции. И вроде бы старинные русские города не имели к этому празднику никакого отношения. Но вышло так, что именно тогда Леонид Брежнев заговорил о необходимости сохранять наследие старины. Писа­ли об этом, в том числе и в ЦК, мэтры советской культуры: Михаил Шолохов, Евгений Вучетич, Сергей Бондарчук.

Редакция «Советской культуры» тоже не осталась в стороне и отправила Бычкова в Суздаль — с тем чтобы он написал об этом старинном городе, о его «средне­русском» обаянии. Он зачарованно гу­лял по Суздалю, заходил в его музеи, ел замечательные местные огурцы…

Статья вышла потрясающая и имела большой успех, в том числе в «высоких сферах». Бычкову предложили продол­жить тему, превратить ее в цикл. И в «Со­ветской культуре» один за другим стали выходить материалы журналиста — про Владимир, Ярославль, Ростов Великий, Кострому, Переславль-Залесский, Ива­ново…

Название туристического маршру­та — Золотое кольцо России — пришло неожиданно, как озарение. Солнечным утром Бычков прогуливался по москов­ской набережной, напротив Кремля. Ослепительно блистали золотые купола кремлевских храмов. И у него мелькну­ло: «Как в ювелирном магазине! Золотое кольцо! Да это же суть наших древних го­родов — золотое кольцо, наше великое наследие!»

Своей блистательной идеей — со­здать маршрут вокруг Москвы — Быч­ков поделился в одной из статей цикла, посвященного древним городам. И ее сразу подхватили и организаторы турис­тических поездок, и писатели, и искусст­воведы, и управленцы… Всем пришелся по душе образ Золотого кольца.

Города, входящие в Золотое кольцо России

Сначала маршрут состоял из семи городов Суздаль, Владимир, Ярославль, Ростов Великий, Кострому, Переславль-Залесский, Ива­ново. Потом к ним был добавлен Сергиев Посад (ранее Загорск) с его несравненной лаврой, ко­торая и так притягивала десятки тысяч паломников и любителей старины, а также ещё позже Углич.
Туристический маршрут Золотое кольцо России

Туристический маршрут Золотое кольцо России

 

Иваново в этом списке стояло особ­няком. Ведь там почти нет памятников русской старины, да и статус города Ива­ново-Вознесенск получил сравнительно недавно. Но Бычков думал об удобстве автомобилистов. Если бы не Иваново, то путь между Суздалем и Костромой полу­чился бы слишком долгим и неинтерес­ным. К тому же Иваново славится цен­нейшими памятниками конструктивизма 1920-1930-х годов, а на них, право, тоже стоит посмотреть!

Побывав во Владимире, нетрудно посе­тить и его предместье — Боголюбове, а также удивительный храм Покрова на Нерли, отражающий высшее достижение древнерусского зодчества: умение орга­нично вписывать белокаменные творе­ния рук человеческих в природный ланд­шафт.

Идею Бычкова подхватили другие журналисты и истори­ки, они предлагали добавить к его канону новые города: Александров, Юрьев-Польский, Калугу, крошечный Па­лех, Углич — город на берегу Волги, переполнен­ный древними монастырями и храмами. Но в итоге только последний официально вошел в Золотое кольцо, причем совсем недавно — 7 марта 2018 года.

Конечно, Золотое кольцо — это далеко не все древнерусские города. Строго говоря, больше всего памятников архитектуры в России сохранилось в Новгороде Великом и Пскове.

Но эти древние княжеские центры слишком далеко от Москвы: за несколько часов на машине туда не добраться. Поэтому в Золотое кольцо их и не включили.

Бренд на весь мир

Нужно сказать, что до этого к па­мятникам старины у нас зачастую от­носились, мягко говоря, равнодушно. В храмах и монастырских кельях распо­лагались конторы и склады, а иногда и коммунальные квартиры. Лишь два горо­да выделялись по части музеефикации старинных церквей — Суздаль и Яро­славль.

Суздаль считался жемчужиной Золотого кольца, а Ярославль (самый крупный город во всей восьмерке) — не­официальной столицей. Там собирались научные конференции, там планирова­лись большие реставрационные и стро­ительные проекты.

Но главные шедевры туристическо­го маршрута все-таки сосредоточились во Владимире. Ведь именно этот город когда-то был столицей самого мощного из древнерусских княжеств, превратив­шись и в духовную столицу всей Руси, в то время разобщенной.

Там княжили Ан­дрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо, которые ценили зодчество. Во время их правления во Владимире, на берегу Клязьмы, выросли два уникаль­ных собора — Успенский и Дмитровский. Высочайшие образцы древнерусского зодчества!

Золотое кольцо России

Золотое кольцо России

Маршрут Бычкова сразу полюбили иностранные туристы, селившиеся в основном в Москве. Им нетрудно было потратить несколько дней и посетить Суздаль, Троице-Сергиеву лавру или жи­вописный Ростов Великий. В честь это­го «мирового бренда» слагались песни, создавались фольклорные коллективы.

Появилась даже марка русской водки, которая считалась экспортной. Помни­те эти дефицитные литровые бутылки «Золотого кольца» с крышкой «винтом»? Продукция шла на ура!

Купола в кадре

Золотое кольцо стало настоящим Клондайком для кинематографистов. Перед ними открылся целый мир русской старины, который годился и для экранизаций классики, и для приключенческих фильмов, и для комедий.

Невозможно забыть образ купеческого Суздаля из киноленты «Женитьба Бальзаминова», а Ростовский кремль (точнее, архиерей­ский двор могущественного и богатого митрополита Ионы Сысоевича) с успе­хом сыграл роль древней Москвы в любимом фильме «всех времен и народов» «Иван Васильевич меняет профессию», да и в десятке других картин. Но про­бежку героев Юрия Яковлева и Леонида Куравлева по белокаменным стенам за­быть невозможно!

Ростовский Кремль (1660—1683)

Ростовский Кремль (1660—1683)

Самыми киногеничными городами кольца оказались Суздаль, Ростов Ве­ликий и Кострома с ее обаянием тихого русского уездного города. Помогала и Волга с ее потрясающим размахом — главная купеческая река. В Костроме снимали ключевые сцены «Жестокого романса». Все эти фильмы до сих пор не забыты, и городская среда, которую «ухватили» операторы, придает им ощу­щение достоверности.

Давно уже нет с нами Юрия Алексан­дровича Бычкова, но его идея оказалась фантастически плодотворной. По-преж­нему по его маршрутам курсируют ав­томобили и туристические автобусы. Выпускаются марки, монеты, значки с гербами городов Золотого кольца. И тому, кто не побывал в этих городах, не понять, наверное, русскую душу.

Оставить комментарий