Главная » БИЗНЕС » История борьбы государства с фальшивомонетчиками

История борьбы государства с фальшивомонетчиками

В России первые бумажные деньги появились при Екатерине II — в 1769 году. Их отличительной особенностью было то, что незатейливое однотонное графическое изображение наносилось только на одну сторону ассигнаций, а затем на каждой купюре ставились подписи двух сенаторов, советника и директора банка.

Истмен Джонсон. Фальшивомонетчики

Истмен Джонсон. Фальшивомонетчики

Дорогая простота

Вся защита сводилась к витиеватым медальонам, наносившимся с помощью бескрасочного тиснения, и простым водяным знакам на бумаге. В результате уже через 2 года появились первые подделки. Мошенники пользовались тем, что номинал ассигнаций обозначался обыкновенными цифрами, так что им не составляло особого труда «превращать» 25-рублевые денежные знаки в 75-рублевые.

Правительству ничего не оставалось, как изъять их из обращения и больше никогда не печатать.

Водяной знак

С 1786 года начался выпуск ассигнаций на бумаге разных цветов, но во время войны с Наполеоном это не помешало фальшивомонетчикам наводнить страну поддельными купюрами. А так как к тому времени курс бумажного рубля значительно понизился, то Александр I издал указ о замене старых ассигнаций на новые и создании особого заведения — Экспедиции заготовления государственных бумаг.

Она представляла собой особый городок, на территории которого размещались правление, бумажная фабрика, типография и мастерские по изготовлению матриц и ремонту оборудования. Занятые в этом производстве чиновники и служащие должны были проживать в построенных здесь же квартирах, а рабочие размещались в казармах. В городке имелся свой магазин, а ворота охраняла бдительная стража.

Экспедиция заготовления государственных бумаг на набережной реки Фонтанки

Экспедиция заготовления государственных бумаг на набережной реки Фонтанки

Первая партия ассигнаций нового образца была отпечатана осенью 1816 года. Водяные знаки на них стали гораздо более отчетливыми, так что на просвет можно было видеть текст с указанием номинала, а бумага отличалась столь высоким качеством, что даже поставлялась за границу. Обе стороны новых купюр украшали рисунки в стиле ампир и сетка из тонких витиеватых линий.

Тем не менее, фальшивомонетчики не сдавались. Тогда Экспедиция заготовления государственных бумаг еще более повысила качество водяных знаков, а в 1843 году начала выпускать новые кредитные билеты.

Для их создания привлекли талантливых художников и граверов, использовали новейшее оборудование, а начиная с 1866 года стали применять металлографическую печать, позволявшую получать четкое изображение с мельчайшими деталями. Тогда же на денежных знаках появились портреты русских правителей — от Дмитрия Донского до Екатерины II.

Орловская печать

Наконец в 1893 году были выпущены 10-рублевые купюры, у которых одна из сторон печаталась на станке, сконструированном изобретателем Иваном Орловым. Купюры стали многоцветными, с совмещенными узорами — такую технологию приняли на вооружение многие европейские банки.

По причине особой сложности фальшивомонетчикам потребовалось около 10 лет на то, чтобы разгадать премудрости знаменитой «орловской печати». Тогда же стало ясно, что время одиночек прошло: массово подделывать такие банкноты им оказалось не под силу. Для этого требовались целая группа специалистов и высокоточное оборудование, которое невозможно было разместить в небольшом помещении.

Мастера из подполья

Известны два основных способа подделки бумажных денег. Первый, довольно простой, состоит в том, что на настоящих денежных купюрах обозначение номинала «исправляется» в большую сторону. Старые цифры и надписи стираются или закрашиваются, а новые наносятся вручную или надпечатываются.

При этом на поддельной стодолларовой купюре, к примеру, может оставаться изображение Джорджа Вашингтона, присущее однодолларовой, и тут все зависит от умения мошенника втиснуть кому-нибудь свою подделку. Однако изготовить так большое количество фальшивок, конечно же, невозможно. Для печатания денег необходимы матрицы, штампы и печати, типографские машины, краски и бумага. Изготовление матриц требует особого мастерства.

Гравюра. Агенты секретной службы США ловят фальшивомонетчиков. 1879 год

Гравюра. Агенты секретной службы США ловят фальшивомонетчиков. 1879 год

Порой этим занимались сами фальшивомонетчики, но гораздо чаще они привлекали художников и граверов со стороны. Уже во времена Екатерины II они давали в газеты объявления для граверов с предложениями заказов будто бы из-за границы. Из откликнувшихся талантливых людей отбирали самых легкомысленных и при помощи различных «кнутов и пряников» заставляли работать на себя.

Мастеров с серьезным характером использовали втемную, предлагая им сделать пробную копию ассигнации. Не полностью, а так — только рисунок, без цифр и обозначения номинала. И не обе стороны, а всего лишь одну. Что же в этом противозаконного?

После этого недостающие надписи выполняли сами мошенники, а вторую сторону изготавливал какой-нибудь другой ничего не подозревающий гравер. Подобным образом решался вопрос и с типографскими станками. В европейских городах заказывали отдельные узлы и детали, а затем собирали из них орудие своего преступного промысла.

В конце XIX века фальшивомонетчики стали применять высококачественное полиграфическое копирование. Подделки, изготовленные таким способом, могли выявить только хорошие специалисты. Но со временем устарел и он. На смену копирам пришли сначала струйные, а затем и лазерные принтеры и сканеры. Одним словом, техника не стоит на месте и соревнованию между законными производителями бумажных денег и ушлыми мошенниками не видно конца.

Виктор Баранов фальшивомонетчик

В советские времена Виктора Баранова, сумевшего оборудовать в обычном сарае типографию, позволявшую печатать подделки столь высокого качества, что правоохранительные органы подозревали в их изготовлении американское ЦРУ, называли «Фальшивомонетчик № 1». После ареста Баранову даже пришлось доказывать, что фальшивки, практически неотличимые от настоящих дензнаков, он производил в одиночку. Для этого ему пришлось овладеть почти 20 специальностями. Целых 12 лет ушло у него на изучение необходимой литературы и разгадку секретных технологий. За это время он научился делать качественную бумагу с водяными знаками, выполнять работы по копированию и травлению, составлять краски и изготавливать клише.
Баранов Виктор Иванович фальшивомонетчик времен СССР

Баранов Виктор Иванович фальшивомонетчик времен СССР

В советские времена Виктора Баранова, сумевшего оборудовать в обычном сарае типографию, позволявшую печатать подделки столь высокого качества, что правоохранительные органы подозревали в их изготовлении американское ЦРУ, называли «Фальшивомонетчик № 1». После ареста Баранову даже пришлось доказывать, что фальшивки, практически неотличимые от настоящих дензнаков, он производил в одиночку. Для этого ему пришлось овладеть почти 20 специальностями. Целых 12 лет ушло у него на изучение необходимой литературы и разгадку секретных технологий. За это время он научился делать качественную бумагу с водяными знаками, выполнять работы по копированию и травлению, составлять краски и изготавливать клише.

Как ни странно, но его главной целью было не обогащение, а стремление доказать самому себе, что он способен конкурировать с Гознаком. Поэтому, успешно опробовав свои силы на подделке 50-рублевок, он сосредоточил все усилия на воссоздании самой, по его мнению, защищенной купюры — 25-рублевой.

И это ему вполне удалось, но на самой вершине успеха Баранов допустил оплошность, стоившую ему 12 лет лишения свободы. Из-за случайно перевернутого клише на отпечатанных им банкнотах была слегка нарушена сетка узоров. Баранов решил, что этого никто не заметит, но кассир банка оказался бдительным…

Тихое время без фальшивок

Гражданская война в России ненадолго прервала вечное противоборство между защитой и подделкой бумажных денег. В этот период их внешний вид менялся настолько часто, что налаживать производство фальшивок просто никто не успевал. А после Великой Отечественной почти полвека защита советских денежных знаков сводилась в основном к усложнению их внешнего оформления с помощью тонких узоров и мелких деталей.

Конец налички

1990-е годы стали настоящим Клондайком для фальшивомонетчиков. И тогда Гознак ввел такие новшества, как защитная нить, краска, меняющая свой цвет при наклоне банкноты, и кипп-эффект, при котором некоторые буквы становятся видимыми только под определенным углом.

В новом тысячелетии в защитный арсенал вошла голография, дополненная красками с магнитными свойствами и красками, светящимися в ультрафиолетовых или инфракрасных лучах. Появились и специальные приборы, легко выявляющие подделку, поэтому мошенникам, как и прежде, приходится рассчитывать только на доверчивость своих «клиентов». Правда, набравшая обороты безналичная форма оплаты оставляет им все меньше места для темных делишек.

 

Оставить комментарий