Главная » ОТДЫХ » Проклятые роли, которые боятся артисты

Проклятые роли, которые боятся артисты

Лицедеи во все времена считались отдельной кастой. При этом и отношение к актерам было неоднозначным — от презрительного «актеришка» или «певичка» до глубокого и искреннего обожания. Религии считали театральные перевоплощения грехом, и актеров даже хоронили за оградой кладбища. Но можно вспомнить и другое: на сцену выходили и Нерон — всесильный император Рима, и Александр I — император и самодержец Всероссийский.

Проклятые роли, которые боятся артисты

Магия театра

 «Театр?.. Любите ли вы театр так, как я люблю его, то есть всеми силами души вашей?.. Возможно ли опи­сать все очарования театра, всю его магическую силу над душою человеческою?.. О, ступайте, ступайте в театр, живите и умрите в нем, если можете!..»

Это написал в своей эле­гии в прозе «Литературные мечтания» русский литератур­ный критик Виссарион Белин­ский. Многие слышали этот монолог в фильме «Старшая сестра» в исполнении блиста­тельной Татьяны Дорониной.

Когда говорят о театре, ча­сто применяют слово «магия». И в этом нет ничего удивитель­ного. Не зря театр называют храмом, да и актер — одна из самых загадочных профессий на земле. Перевоплощаясь, он становится другим челове­ком.

И дело вовсе не в гриме и костюме: актер сам на вре­мя представления становится иным. Да и зрителя в театр привлекает не обыденность — ее и в обычной жизни предо­статочно. Его манят нетри­виальные сюжеты, сильные чувства, яркие герои. Он идет за эмоциями. Идет к тем, кто способен их дать ему силой своего таланта.

Зритель пере­живает и сочувствует, смеется и плачет, любит и ненавидит с той же страстью и так же силь­но, как и герои, задуманные авторами и создателями спек­такля. И чем мощнее и плот­нее энергетический поток, идущий со сцены, тем больше зритель вовлечен в события, происходящие на подмостках.

Кроме того, театр — это единое магическое простран­ство со своими неписаными законами, имеющими глу­бокие корни. Для истинного актера театр — это храм, а сцена — алтарь, на который он никогда не взойдет в уличной обуви, верхней одежде или го­ловном уборе.

Мыло с подковой

Но где вера, там и суеве­рия, и приметы. Некоторые из них не поддаются объясне­нию. К примеру, в пятницу ни­когда не играют премьерных спектаклей, а на репетиции не произносят последнюю стро­ку пьесы, иначе провал спек­таклю обеспечен. Или не дай бог при переодевании надеть что-нибудь наизнанку: про­валишь роль или забудешь текст.

Актеры знают, что если упал текст с ролью, то нуж­но на него сесть, иначе уда­чи не будет. Ни в коем случае нельзя наступать на афиши и программки: не будет кас­совых сборов в театре.

Проклятые роли, которые боятся артисты и приметы

Спот­кнуться на сцене на правую ногу — хорошо, на левую — плохо: можешь забыть текст, или случится какой-нибудь казус. А еще из гримубор­ной нельзя выносить мыло, и нигде нет гримерок с номе­ром «13». Свист в театре также приносит несчастье: делать это в гримерке или за кулиса­ми недопустимо.

Есть и счастливые приме­ты: считается, что если обувь артиста скрипит, когда он впервые выходит на сцену в какой-нибудь роли, то его ждет удача. Если актер най­дет на сцене гвоздь или под­кову — это к успеху! Правда, откуда на сцене может неожиданно оказаться подко­ва — большой вопрос.

Проклятие Макбет

Но гораздо большее влия­ние на жизнь актеров оказы­вают сыгранные ими роли. Есть произведения, которые в актерской среде считаются по-настоящему мистически­ми. Возглавляет список «нехо­роших» пьес трагедия Уильяма Шекспира «Макбет».

Считает­ся, что автор серьезно увле­кался оккультизмом, а воз­можно, и черной магией, и что в реплики героев пьесы встав­лены реальные колдовские тексты. С самого начала «Мак­бет» получила в Англии статус проклятой. И неспроста.

После первой же поста­новки в лондонском театре «Глобус» в 1611 году прямо за кулисами скончался мальчик- актер, исполнявший роль жены тирана. Дальнейшие трагедии, постоянно случавшиеся с ра­ботниками театров, и ужас зрителей, воспринимающих магические ритуалы на сце­не как реальное колдовство, привели к тому, что пьеса на столетие сошла со сцены.

Но и новая ее жизнь не обошлась без происшествий: то у труппы украдут весь сбор, то ведущий актер упадет в оркестровую яму, то декорация свалится на «леди Макбет».

Леди Макбет в живописи

Леди Макбет в живописи

Постановка лондонского театра «Олд Вик» в 1937 году породила новую волну слу­хов: от загадочной болезни скончалась основательница театра, актриса, исполнявшая роль леди Макдуф, разбилась в автомобиле, а известнейший актер и режиссер спектакля Лоренс Оливье чудом избежал смерти — тяжелая декорация рухнула в нескольких сантиме­трах от него.

С тех пор среди театральных актеров название «Макбет» не применяется. Ее называют «Та пьеса». Никогда в наше время не использу­ется и музыка, написанная в 1672 году: она якобы усилила «мистическое проклятие», и даже напевать эти мелодии считалось крайне опасным.

Иоанн Грозный и Сатана

У нас тоже есть свои «сце­нические проклятия». Напри­мер, дурной славой пользу­ется роль Ивана Грозного, причем и в театре, и в кино. Так, в 1945 году на сцене МХАТа в костюме царя умер артист Николай Хмелев. Эта же роль оказалась последней в репертуаре актера Сергея Боярского: он отыграл гене­ральную репетицию и умер, не дожив до премьеры несколько дней.

Когда в Малом театре ставили пьесу «Смерть Иоан­на Грозного», актер Александр Михайлов серьезно заболел, врачам чудом удалось спасти его. Тогда по его просьбе пье­су даже переименовали: на афишах было написано «Царь Иоанн Грозный». Михайлов уверен, что он остался жив только благодаря этому.

Евгений Евстигнеев в роли Ивана Грозного

Евгений Евстигнеев в роли Ивана Грозного

В кинофильме «Ермак» роль Ивана Грозного сыграл Евгений Евстигнеев. Сра­зу после съемок он улетел в Лондон: там ему должны были сделать операцию на сердце. Он умер, не дожив до нее не­сколько часов.

Можно сказать, что и Дон Жуан несет проблемы и несча­стья актерам. Для Владими­ра Высоцкого роль в картине «Маленькие трагедии» стала последней в жизни, а Андрей Миронов, сыгравший Коман­дора, «заработал» инсульт. Ак­трисы с тревогой соглашаются играть Анну Каренину: роль, как считают многие, прино­сит несчастье.

В 1948 году Вивьен Ли снялась в главной роли в фильме режиссера Жюльена Дювивье. Вскоре у нее обнаружили туберкулез, актриса долго и безуспешно лечилась. В дополнение от нее ушел муж, уже упоминав­шийся выше британский актер Лоренс Оливье. Не сложилась личная жизнь и у Татьяны Са­мойловой, сыгравшей Анну Каренину в российской кар­тине.

Не стал исключением и многосерийный фильм «Ма­стер и Маргарита» Владимира Бортко. Олег Басилашвили, сыгравший Воланда, во время съемок потерял голос. Врачи поставили диагноз «кровоиз­лияние связок» и прописали ему полный покой и абсолют­ное молчание в течение меся­ца.

Умершие актеры «Мастер и Маргарита» Владимира Бортко

Умершие актеры «Мастер и Маргарита» Владимира Бортко

Александр Калягин уже го­товился сыграть Берлиоза, но у него случилось два инфар­кта подряд. Он подумал, что это некий знак, и отказался от роли. Роль Понтия Пилата ока­залась последней для Кирил­ла Лаврова, от рака скончался Александр Абдулов, ушел из жизни и Владислав Галкин, сыгравший поэта Ивана Без­домного.

Мистические совпадения преследовали и другие ки­нокартины. Героя Анатолия Ромашина в фильме «Сага древних булгар» по сюжету раздавил деревянный настил. Вскоре после съемок, когда актер был на даче, он погиб под тяжестью упавшего дере­ва.

Леонид Быков снял фильм «Аты-быты, шли солдаты», где сам сыграл ефрейтора Святкина, который героиче­ски умирает под гусеницами вражеского танка. Весной 1979 года Быков погиб в ре­зультате столкновения его ав­томобиля с грузовиком.

В 1993 году актер Олег Бо­рисов в дипломном фильме своего сына «Мне скучно, бес» сыграл Мефистофеля и по ходу фильма ложился в гроб. Вскоре актер умер от рака.

В картине «Отель «Эдем» роли Сатаны и ангела-хранителя выбирали между со­бой Леонид Марков и Алек­сандр Панкратов-Черный. Последний вспоминает:

Нам дали на выбор две роли: Са­таны и ветерана войны, кото­рый вернулся с того света на землю бороться с дьяволом. В сценарии более интерес­но был выписан Сатана. Но Юля, жена, посоветовала мне: «Лучше бы ты роль ветерана взял». А тут еще Леня Марков сказал: «Мне больше нравит­ся Сатана». В общем, сыграли каждый свою роль, закончили картину. Проходит буквально неделя. И… Я Леню просто не узнал. «Что такое?!» — «Не знаю. Будто что-то изнутри меня съедает…» А потом — ба­бах, через три дня он скончал­ся. Черт его знает, верить или не верить в нечистую силу…

 

Оставить комментарий