Главная » АРМИЯ » Реформы русской армии

Реформы русской армии

Начав войну со Швецией, Петр I вынужден был провести реформы русской армии. Началась она с введения рекрутской повинности. За это царя часто критикуют. Но все ли было так плохо?

Василий Игоревич Нестеренко. Триумф российского флота.

Василий Игоревич Нестеренко. Триумф российского флота.

Реформы русской армии при Петре I

Петр I был одним из величайших реформаторов России, в том числе и в области армии. Он провел ряд реформ, которые привели к созданию сильной и эффективной армии, которая смогла обеспечить России победу во многих войнах.

Одной из главных реформ было создание регулярной армии по западноевропейскому образцу. Петр I пригласил западных специалистов для обучения русских солдат и офицеров новым методам боевой подготовки. Он также ввел новую систему призыва, согласно которой каждый дворянин должен был обучаться в военных училищах, прежде чем занять свое место в армии.

Петр I также создал новые подразделения в армии, такие как инженерные и артиллерийские войска, которые стали играть важную роль в сражениях. Он также изменил структуру армии, разделив ее на регулярные войска и милицию.

Важным изменением было также создание морского флота. Петр I увидел в морской силе ключевой фактор для развития России, и поэтому начал активно развивать флот. Он пригласил иностранных специалистов для обучения русских моряков, а также построил несколько верфей для производства современных кораблей.

В целом, реформы Петра I привели к созданию сильной и современной армии, которая стала ключевым фактором для развития России и обеспечения ее безопасности в течение многих лет.

На миру и «Смерть красна»

Принудительные наборы в солдаты проводились в России и до Северной войны, но они охватывали, как правило, лишь приближенные к театру военных действий районы, а в мирное время часть сформированных таким образом полков распускалась по домам. Их боевая подготовка оставляла желать лучшего.

Для увеличения численности и повышения боеспособности армии Петр I в 1705 году распространил такие наборы на всю территорию страны. Тогда же был узаконен и термин «рекрут». Новая повинность легла тяжким бременем на плечи всех сословий, и современники чаще всего видели лишь ее негативную сторону: отрыв от родных корней молодых и здоровых людей, забираемых на пожизненную военную службу. Но справедлива ли такая оценка?

При всех своих недостатках рекрутская повинность позволила создать армию, одержавшую верх над « непобедимыми викингами» Карла XII. Россия закрепилась в Прибалтике, получила доступ к морским, торговым путям и новые возможности для развития своей экономики.

Реформы русской армии Петра I

Важную рать при этом сыграл основной принцип рекрутской системы: набору в армию подлежало лишь православное русское население. В итоге страна получила подлинно национальную армию, сплоченную единым вероисповеданием и веками присущей народу общинной психологией, когда «на миру и смерть красна». Правда, история петровских войн не сохранила примеров массового героизма солдат, но на то были свои причины.

Во-первых, Северная война не стала по-настоящему отечественной. Ее цели оставались далекими и непонятными для простого крестьянина-рекрута из какой-нибудь глухой деревни.

А во-вторых, в петровское время национальное военное воспитание еще только начиналось. На первых порах непосредственным командиром вчерашнего крестьянина зачастую был иноземный наемник. Какие уроки патриотизма он мог преподать своим подчиненным?!

Реформы русской армии. Спуск галеры Принципиум на Воронежской верфи.

Реформы русской армии. Спуск галеры Принципиум на Воронежской верфи.

А между тем накануне похода на Нарву, в 1699 году, офицерский корпус русской армии почти на две трети состоял из иностранцев. Под Нарвой стало ясно, чего они стоят. Большинство из них оказались совершенно бесполезными, а главнокомандующий русской армией герцог де Круа со всем своим штабом, состоявшим из иностранцев, еще до окончания сражения сдался шведам.

Но уже в скором времени, в 1706 году, русский солдат по результатам реформы русской армии, показал всей Европе пример мужества, стойкости и верности присяге. В сражении при Фрауштадте русский вспомогательный корпус, входивший в состав союзной саксонской армии, стоял до конца, тогда как вся остальная армия обратилась в бегство, а ее французский и швейцарский полки перешли на сторону шведов.

В наемных европейских армиях это считалось вполне допустимым, но в русской расценивалось как измена. Поэтому корпус держал позицию в окружении, под артиллерийским огнем, даже когда сбежал его командир – полковник Гольц. Несмотря на огромные потери, корпус все-таки смог вырваться из окружения. Из 6,5 тысячи человек осталось лишь 1920.

Набор рекрутов

Начав реформирование армии, царь Петр, обладал редким для монархов умением признавать свои ошибки и извлекать пользу даже из поражений, стремился свой собственный, русский по составу, офицерский корпус; посылал дворян на учебу за границу, открывал военные школы. В итоге в гвардии и во вновь сформированных полках иностранных офицеров не осталось, а во всех остальных полках с 1711 года допускалось иметь таковых не более трети. От прежнего пиетета по отношению к иностранным воякам не осталось и следа: по причине профессиональной непригодности были уволены со службы 14 генералов и около 200 старших офицеров

Илья Ефимович Репин. Проводы новобранца.

Илья Ефимович Репин. Проводы новобранца.

Что же касается национальности рядовых, то первыми нерусскими стали финны. Их знали как хороших солдат в составе шведской армии, и с 1720 года для них ввели рекрутскую повинность. Через два года по указу Петра I стали набирать рекрутов среди черемисов, то есть марийцев, и мордвы, к тому времени уже принявших православие. С 1737 года начали принимать на военную службу мусульман.

Но подавляющее большинство рядовых, вплоть до замены рекрутчины всеобщей воинской повинностью в 1874 году, составляли русские (к ним относили также украинцев и белорусов). А ведь западноевропейские армии, комплектовавшиеся из наемников, в значительной части, а иногда и наполовину, как прусская армия Фридриха II, состояли из иностранцев. То же самое молено сказать и о Великой армии Наполеона в 1812 году: французы в ней составляли не более половины от общего числа солдат и офицеров.

К началу XIX века в русской армии уже действовала система военного воспитания, основы которой разработал выдающийся полководец и первый русский военный теоретик Петр Румянцев, считавший, что исход сражения в немалой степени зависит от морального духа солдат. Немало сделали в этом отношении и его достойные ученики – Александр Суворов и Михаил Кутузов, воспитавшие русских «чудо-богатырей», штурмовавших неприступные Альпы, а на Бородинском поле, по словам Наполеона, стяжавших «право быть непобедимыми».

Сколько раньше служили в армии

По указу Петра I призванные по рекрутскому набору должны были служить пожизненно, «доколе силы и здоровье позволят». Такое положение сохранялось до 1793 года, когда был установлен срок службы в 25 лет. Впоследствии он неоднократно понижался: до 20,15,10 лет.

Афанасий Прокопиевич Размарицын. Отставной солдат.

Афанасий Прокопиевич Размарицын. Отставной солдат.

Но уже с петровских времен каждый рекрут, призванный на службу, автоматически переходил в особое военное сословие,
что освобождало от уплаты всех государственных податей, несения казенных повинностей и давало право на владение землей.

Рекруты из крепостных крестьян получали личную свободу, которую передавали своим женам и детям, а дослужившиеся до первого офицерского чина удостаивались дворянского звания. Хотя такое случалось нечасто, но уже к 1812 году каждый сотый офицер был из выслужившихся рекрутов-крестьян.

Соколов Иван Иванович. Проводы в город парубков, назначенных в рекруты.

Соколов Иван Иванович. Проводы в город парубков, назначенных в рекруты.

Разработанная Петром I система устанавливала для каждого солдата службу сначала в полевых полках, а затем – в гарнизонных. Для престарелых и утративших «силы и здоровье» предусматривались служба в гражданских ведомствах, либо увольнение на «собственное содержание» или в богадельню. Тогда же для немощных и инвалидов стали вводить небольшие пенсии. По мере снижения срока службы число отставных солдат заметно возрастало. Как представители военного сословия они имели право сами выбирать себе место жительства. Поэтому многие из них селились в городах, где нанимались на работу сторожами, рассыльными, швейцарами или занимались ремеслами. Для желающих
вернуться к сельскому труду власти выделяли участки на казенных землях, деньги на проезд, пособия и ссуды на обзаведение хозяйством.

К середине XIX века, военное сословие составляло 14% городского населения и 7% сельского. Особенно много отставников селилось на Дону, в Оренбуржье, на Кавказе и в Сибири. Всего же за время существования рекрутской повинности через службу в армии прошло свыше 4 миллионов человек, и примерно половину из них составляли бывшие крепостные крестьяне, получившие свободу.

«Дети, в школу собирайтесь»

Еще находясь на службе, особенно в гарнизонных полках, солдаты нередко обзаводились семьями, и их дети принимались на казенное содержание. Непременным условием сохранения такого содержания для мальчиков была учеба. Для этого при гарнизонных полках имелись
школы, в которых зачастую постигали грамоту и вновь набранные рекруты.

Экзамен Петра. Юрий Кушевский.

Экзамен Петра. Юрий Кушевский.

Солдатские сыновья обучались в школах до 15-летнего возраста, получая не только денежное жалование, но и продукты, форменную одежду, обувь. Помимо программы обычной «цифирной» школы они овладевали военными науками – артиллерийским делом и фортификацией, а также обучались пению и музыке, «письмоводству» или ремесленным специальностям. По окончании учебы, в зависимости от способностей, их направляли в полки рядовыми, музыкантами, канцелярскими служащими или в мастерские. Наиболее способных оставляли в школе еще на три года для углубленного изучения военных наук. Численность учеников в таких шкалах постоянно росла, к концу XVIII века она составляла почти 17 тысяч. В 1866 году эти учебные заведения были преобразованы в военно-начальные школы, а затем – в военные прогимназии, которые по уровню образования приравнивались к гражданским гимназиям.

Таким образом, рекрутская повинность позволила создать лучшую армию в Европе, способствовала освобождению от крепостной зависимости значительной части крестьянства, распространению грамотности среди простого народа и росту численности русского населения на национальных окраинах Российской империи.

Оставить комментарий