Главная » НАУКА » Чарльз Хэтфилд и другие вызывающие дождь

Чарльз Хэтфилд и другие вызывающие дождь

За историю существования человечества люди научились делать деньги на чем угодно. В начале прошлого века американец Чарльз Хэтфилд зарабатывал тем, что вызывал дождь. Правда, не всегда успешно. Но однажды его вмешательство породило настоящий природный катаклизм. Впрочем, даже сегодня никто не может толком сказать, было это рукотворным чудом или трагическим совпадением.

Чарльз Хэтфилд и другие вызывающие дождь

Чарльз Хэтфилд и другие вызывающие дождь

Продавец дождя Чарльз Хэтфилд

Засуха всегда была одной из главных бед для земледельцев, и, конечно же, они отдали бы все что угодно за дождь. А этим пользовались разного рода шар­латаны.

Кто-то вызывал дождь, танцуя с бубном, более продвинутые взмывали в небо на воздушном шаре и помогали облакам пролиться дождем, взрывая динамитные шашки. А кто-то заявлялся к малообразованным сельским жителям с барометром в руке и просто ждал бла­гоприятных природных условий, выдавая дождь за сотворенное им чудо. Но Чарльз Хэтфилд — это отдельная история.

Он был выходцем из семейства ан­глийских квакеров, торговал швейны­ми машинками. А в свободное время с интересом изучал химию, физику и ме­теорологию. Они ему были просто не­обходимы, ибо Хэтфилд увлекся плювикультурой — искусственным вызыванием осадков.

Плювикультура

Плювикультура (от англ. языка Pluviculture) - действие по сути, являющейся попыткой искусственно вызвать или увеличить количество осадков.
Чарльз Хэтфилд продавец дождя

Чарльз Хэтфилд продавец дождя

В результате экспериментов с разны­ми химикатами в своей домашней лабо­ратории он получил некий порошок, в со­ставе которого было 23 вещества. По его словам, это изобретение должно было «помочь пролиться дождю».

Первый успех пришел к Хэтфилду в 1904 году. В Калифорнии стояла жуткая засуха, грозившая фермерам потерей прибылей. И те, увидев в газете рекла­му изобретателя, обратились к нему за помощью. Вместе с братом Хэтфилд по­строил высокую деревянную башню на горе, откуда из оцинкованных резервуаров стали распылять порошок. Через не­сколько дней начался дождь.

Счастливые заказчики заплатили Чарльзу 100 долла­ров — в два раза больше, чем договари­вались. И заказы посыпались как из рога изобилия. Хэтфилд бросил свой бизнес и занялся только вызыванием дождя.

Наводнением Хэтфилда

Все было отлично, его называли ге­ниальным изобретателем. Однако время шло, и попытки вызвать дождь все чаще заканчивались неудачей. Журналисты, потешаясь, называли Хэтфилда «про­давцом дождя». И у его популярности появился душок — заклинатель стихии нередко становился героем скандаль­ных хроник.

В 1906 году он получил заказ вызвать дождь на Юконе, но вышла осечка. Прав­да, все закончилось мирно: ему просто не выплатили гонорар и расторгли с ним контракт.

В 1915 году в Калифорнии случилась засуха, какой не было 100 лет. Отчаяв­шиеся фермеры нанимали колдунов, чтобы те искали подземные источники, прибегали к услугам заклинателей дож­дя. И тут городской совет Сан-Диего вспомнил о Чарльзе Хэтфилде.

У него-то, по их мнению, был какой-никакой, а все ж научный подход к делу. К тому же у него за плечами 10 лет практики и процветаю­щий бизнес. Договорились, что Хэтфилд получит гонорар 10 тысяч долларов, если вызовет дождь, способный наполнить во­дохранилище. Возле него, в 60 милях от Сан-Диего, продавец дождя и построил свою башню.

На этот раз в резервуаре наверху башни находился не порошок, а жидкий раствор. Горожане вспоминали, что, когда Хэтфилд поджег эту свою субстанцию, по округе пошел мерзкий запах…

Но через несколько дней хлынул дождь! Настоль­ко сильный, что, казалось, он не только наполнит водохранилище, но и вызовет библейский потоп. Лило две недели, реки вышли из берегов и затопили все вокруг. Фермы, железная дорога, телеграфные столбы, целые поселения оказались под водой. Погибли 50 человек. Ущерб от бедствия составил 3 миллиона долларов. Для устранения последствий привлекли армию и флот. В прессе эту катастрофу называли «наводнением Хэтфилда».

Чарльз Хэтфилд и наводнение в Сан-Диего

Чарльз Хэтфилд и наводнение в Сан-Диего

Многие местные жители нуждались в компенсации ущерба, поэтому городские власти приняли решение не выплачивать изобретателю гонорар. Более 20 лет Хэт­филд в суде оспаривал это решение, но так и не получил ни копейки.

Надо сказать, в ту же пору дожди за­ливали не только Сан-Диего, но и все Тихоокеанское побережье, так что вряд ли виной потопу был порошок горе-изобретателя. Случилось либо удивительное совпадение, либо Хэтфилд, опираясь на свои знания в метеорологии, о грядущих дождях знал, но понятия не имел, на­сколько сильными они будут.

Но все-таки через 6 лет после ка­таклизма, в 1921 году, Хэтфилду снова удалось заключить договор с фермера­ми — на этот раз канадскими — на 3 ты­сячи долларов. Дождь так и не пролился, и продавец небесной влаги сбежал, при­хватив с собой незаслуженный гонорар.

Ученый-самоучка

Конечно, после неудач Хэтфилда на­зывали жуликом, а его успехи объясняли везением или совпадением. Но нельзя забывать, что при всем при этом 500 его попыток вызвать дождь прошли успеш­но. Засухи были подтверждены докумен­тально, да и гонорары понапрасну никто платить не стал бы.

Да, метеорологи того времени счита­ли его шарлатаном. Но сегодня-то мы уже знаем, что распыление в воздухе неко­торых веществ, в состав которых входит йодистое серебро и сухой лед, может вы­звать дождь. Люди уже умеют разгонять облака и туманы, предотвращать град.

Как это удавалось Хэтфилду? Секрет своих магических порошков он не открыл никому.

А в 1929 году началась Великая де­прессия. Фермерские хозяйства в США приходили в упадок, и вызывать дождь уже никто не стремился. К тому же высо­кий уровень безработицы диктовал свои условия. Людей отправляли на рытье ка­налов или другие мероприятия по мелио­рации. В результате многие районы, стра­дающие от засухи, получили воду. Бизнес Хэтфилда рухнул, жена от него ушла, и он занялся снова торговлей швейными ма­шинками.

Фильм вызывающий дождь

В последний раз о повелителе небес вспомнили в 1956 году. Тогда ему был уже 81 год. Хэтфилд получил приглашение на премьеру фильма «Продавец дождя», ставшего вскоре классикой кинематогра­фа.

Главного героя картины в исполнении Ланкастера можно смело назвать жули­ком, хоть и приятным. А Хэтфилд, посмот­рев фильм, заявил, что это не про него. Он-то был ученым, бизнесменом, а не мо­шенником. Но, даже уязвленный Голливу­дом, он не раскрыл своих секретов.

Вместе с братом Хэтфилд постро­ил высокую де­ревянную башню на горе, откуда из оцинкованных резервуаров ста­ли распылять порошок.

Спустя 2 года, в 1958-м, Хэтфилд умер, унеся свою тайну в могилу. Впро­чем, тогда уже его изобретение никого не интересовало.

Вызывающие дождь

В наши дни, чтобы вызвать дождь, в небе распыляют необходимые хи­микаты, которые, говоря упрощенно, помогают тучам «созреть». Эту тех­нологию изобрели еще в 1960-е годы. Вначале ее использовали в военных целях. Так, например, во время войны во Вьетнаме американцы устраивали ливни в джунглях, чтобы «выкурить» оттуда местных партизан. Но это было слишком дорогим удовольствием, к тому же не всегда давало результат. А порой и вызывало ненужные по­следствия.

Позже технологию стали применять в Москве. В бытность Лужкова мэром в праздничные дни ясную погоду обеспе­чивали, осаживая тучи в Подмосковье. Над столицей сияло солнце, а пригоро­ды утопали в дожде.

Как-то один из жителей Павлов­ского Посада подал иск в суд по этому поводу. В своем заявлении он поста­вил много вопросов, кроме претензий к погоде в праздничные дни. Напри­мер, он интересовался, есть ли в РФ соответствующий закон, позволяющий менять погоду, проводится ли предва­рительная экологическая экспертиза и, наконец, не грозит ли вызывание искусственного дождя в одном месте завтрашней засухой в другом. Однако в иске ему было отказано.

А Лужков тем временем предложил осаживать в Под­московье не только дождь, но и снег. Чтобы коммунальным службам столи­цы жилось легче. Но тут он встретил непонимание со стороны мэров подмос­ковных городов.

Сколько стоит разогнать дождь?

Мероприятия по вмешательству в погоду, надо сказать, стоят недеше­во. Московское Агентство атмосферных технологий в 2016 году за­ключило договор со столичными властями на 89,9 миллиона рублей. Столько стоило ясное небо во время Парада Победы 9 Мая. А на 1 Мая, День защиты детей и День города было потрачено еще 346,3 миллиона рублей (по данным РБК).

 

 

Оставить комментарий