В августе 1978 года группа геологов под руководством Галины Письменской отправилась в тайгу на поиски железной руды. А нашла пятерых отшельников-старообрядцев, укрывшихся в непроходимых хакасских лесах от мирской жизни еще в 1936 году. Так вся страна узнала о семействе Лыковых…
Сколько лет Агафье Лыковой
Сегодня из всех Лыковых жива только самая младшая представительница фамилии — Агафья Карповна. Она родилась в апреле 1944 года и до 1978-го никогда не контактировала с мирянами, как она называла чужих людей. Потому встретила их с опаской.
Даже после смерти двух братьев, сестры, а потом и отца Агафья отказалась покидать родовую заимку у Саянского горного хребта на берегу реки Еринат. Она предпочла вести отшельнический образ жизни в сибирской глухомани на западе Хакасии.
В гости к Агафье много раз наведывались представители СМИ, в том числе и телевидения. У женщины бывали и послушницы из монастыря, и геологи, и охотники, которые защищали отшельницу и ее заимку от медведей.
Приезжали к ней врачи, которые время от времени следили за ее здоровьем. И просто путники, помогавшие женщине по хозяйству: заготавливали дрова или ремонтировали дом. А в 2014 году отшельницу навещал сам Корнилий — митрополит православной старообрядческой церкви, который приехал к ней с подарками и сувенирами…
Так что нынешнюю жизнь Агафьи Лыковой отшельнической можно назвать лишь с натяжкой. Другое дело — раньше.
Где и как живет Агафья Лыкова
Лыковы жили в собственноручно построенной избушке. Огонь разводили при помощи кремня. Промышляли охотой, рыболовством, собирали грибы, ягоды, орехи. Сушили на зиму дикий лук, крапиву, малину, чернику, смородину. А на своем «приусадебном участке» растили рожь и овощи: репу, горох, картофель, лук и другие культуры. Пили березовый сок, морс из моченой брусники, а чаще всего напиток, приготовленный на основе кедровых орехов, так называемое кедровое молоко.
На звериной тропе к водопою Лыковы выкопали мотыгами ловчие ямы, в которые попадались и лесная мелочь, и крупные животные: кабарга, маралы, даже лоси. Добытое мясо вялили впрок, нарезая из него строганину…
Отшельники почти не мылись. Вещи стирали в выдолбленном из деревянной колоды корыте, добавляя в воду золу. Одежду производили сами: пряли коноплю, которую выращивали в тайге. А на самодельном ткацком станке вручную изготовляли мешковину, из которой шили себе рубища. Шелуха от конопли служила верным средством от клопов и блох. Летом ходили босыми, а зимой делали обувь из кожи или бересты.
Берестяная посуда, веретено с каменным пряслом и каменная же ступа для перемалывания зерен и орехов, допотопное огниво, потертый топоришко, копье с кованым наконечником против диких зверей, лыжи, подбитые шкурой оленя, мотыги, словно из каменного века, — все эти вещи служили староверам десятилетиями.
Избушку — пять на семь шагов — освещали лучиной. Хлеб пекли без дрожжей, размалывая в ступке грубым пестиком сушеную картошку с парой-тройкой пригоршней ржи и горстью семян конопли.
Отсутствие соли стало одним из самых тяжелых испытаний для семьи. Без нее у Лыковых обходился даже ежегодный процесс сушки и вяления рыбы, которую они ловили летом при помощи ловушек, сплетенных из ивы. Иногда рыбу пекли на костре. Но чаще ели сырой или вяленой.
Еще одной напастью были лесные пожары, которые не раз подкатывали прямо к избушке Лыковых. Чтобы не потерять жилье и небольшие посевы, староверы были вынуждены сутками тушить подступающие очаги пламени, засыпая языки огня землей, сбивая его ветками и палками, заливая водой.
Голод
Самым страшным оказался 1961 год. В июне неожиданно ударили морозы и выпал снег. Все, что росло на участке, перемерзло или сгнило. Случился неурожай и в тайге. Полегла ягода, погибли съедобные растения и коренья, перевелись звери, из реки ушла рыба. На отшельников навалился жуткий голод. От него умерла хозяйка семейства — Акулина, которая отдавала последние крохи детям.
Дошло до того, что люди съели все кожаные вещи, в том числе и чуни (обувку). К весне, обессиленные от страшного голода, Лыковы жевали все, что хоть отдаленно являлось съедобным: кору с деревьев, березовые и еловые почки, даже солому. Но все же оставили самую малость гороха, который высадили по весне. И среди завивающихся зеленых ростков обнаружили колосок ржи!
Лыковы день и ночь сторожили этот колосок, чтобы весь урожай от него (18 семян, которые они сохраняли до следующей весны как золото) снова высадить на делянке… Только что не жили возле рассады. И лишь 4 года спустя решились попробовать «лыковского» хлеба и совсем немного ржаной каши.
Геолог друг, геолог враг
И голодали, и выживали, и болели, и лечились — травами и кореньями. В ход шли чага, смола пихты, болотный багульник, корень ревеня, отвары из веток смородины, хвои, душицы, кровавника, иван-чая, пижмы… Тайга сама по себе большая аптека. Нужно только знать, чем и от чего лечиться.
А вот что прикажешь делать, если нападет дикий зверь? До поры до времени Лыковы соседствовали с медведем — тот не трогал староверов. Но однажды пришел другой топтыгин — более грозный и жестокий. Он в считанные дни разорил все запасы Лыковых, которые они прятали на лабазе. Настала очередь людей. И в один прекрасный день косолапый заявился на порог избушки. Чем до смерти напугал Агафью, открывшую было дверь, — так, что ее парализовало на полгода.
На семейном совете хищника «приговорили». Однако зверь умудрялся выбираться изо всех лыковских ловушек, день ото дня становясь все злее. Неизвестно, чем бы кончилось это противостояние, если бы не встреча с геологами. Лыковы взяли у них ружье. И медведь был убит.
Помогли геологи положить конец и ежегодным нашествиям мышей-полевок и бурундуков, которые утаскивали в свои норы добрую половину урожая. Приструнили их кошка и кот, подаренные мирянами.
Но недолго длилась радость Лыковых: расплодившиеся усатые и хвостатые избавители тут же превратились в нахлебников, которые требовали, чтобы их кормили. А топить котят отшельникам не позволила вера…
Но, возможно, это не все беды, которые геологи принесли Лыковым. Через 3 года после встречи с мирянами, в 1981 году, один за другим ушли Дмитрий, Савин и Наталья. Врач Игорь Назаров, наблюдавший семью старообрядцев, был убежден, что отсутствие социальных связей серьезно ослабило их иммунитет. Редкие контакты с людьми из мира привели к тому, что организм Лыковых не справился с инфекцией: в результате они умерли от пневмонии…
В 1988 году ушел из жизни глава семьи — Карп Осипович. И осталась Агафья совершенно одна. Вернее, наедине со всеми. О нашей сибирской отшельнице сегодня только ленивый да глухой не слышал. А с тех пор как в 1997 году с ней подружился Аман Тулеев, об Агафье Карповне вовсе можно не волноваться.
Губернатор Кемеровской области не дает старушке пропасть: то к доктору на вертолете свозит, то крупы полтонны отправит, то корма для коз, то генератор и топлива подкинет. Та признательна. И в знак благодарности снабжает Тулеева подарками, сделанными своими руками…
Всем хорошо, кроме Виктора Зимина — главы Хакасии: сам он Агафью не жалует, а заботу Тулеева иначе как пиаром не называет. Впрочем, это уже совсем другая история…
Попытка, не пытка
Однажды Агафья Карповна предприняла попытку поселиться среди людей: постриглась в монахини в старообрядческом монастыре. Но довольно скоро была вынуждена его покинуть — из-за проблем со здоровьем и разногласий во взглядах с другими сестрами…
Словарь «Агафьи Лыковой»
…составили ученые из Красноярска. В двух томах содержатся старообрядческая лексика, фразеологизмы, образцы писем, документальные снимки и рисунки Агафьи Лыковой. Галина Толстова — главный автор-составитель уникального издания — работала над ним на протяжении 15 лет. Агафья Карповна никогда не покидала саянскую тайгу и не общалась с людьми из мира. Именно поэтому языковая личность старообрядки так нетипична и интересна.
В употреблении Агафьи встречаются слова, уже 300 лет назад вышедшие из употребления. Например, слово «лжепослушество» означающее лжесвидетельство, которое ушло из широкого обихода еще в XVII веке.