Главная » ГЕОГРАФИЯ » Почему Армения первой в мире приняла христианство

Почему Армения первой в мире приняла христианство

В Армении любой мальчишка вам расскажет, что его страна Армения первой в мире приняла христианство. И это правда. Хотя, конечно, христианская религия зародилась не в Закавказье, а на окраинах Римской империи.

Почему Армения первой в мире приняла христианство

Почему Армения первой в мире приняла христианство

Первые общины приверженцев новой веры возникали в Греции, Иудее, Сирии, Италии. Но и Армянское царство входило в «ойкумену» Древнего мира. Сначала до Кавказских гор доходили лишь вести из Рима. А потом в Армению стали прибывать и христианские проповедники…

Союзник Диоклетиана

На рубеже III и IV веков в Армении правил царь Трдат III. Личность во мно­гом выдающаяся. Образование он по­лучил в Греции и в Риме. Храбрый воин, победитель Олимпийских игр в соревно­ваниях по борьбе, именно на греческой земле он впервые узнал о христианах.

Поначалу отнесся к ним неприязненно, оставаясь приверженцем язычества, знатоком античной культуры, которая связана прежде всего с верой в олим­пийских богов, начиная с Зевса. Рим­ский император Диоклетиан — извест­ный гонитель христиан — помог Трдату занять армянский престол и рассчиты­вал обрести в нем верного союзника.

Григорий Просветитель

И тут на историческую сцену вы­шел Григорий Просветитель, будущий первый католикос армянской церкви, — одна из самых загадочных личностей древней истории. Его отец — перс по имени Анак — участвовал в убийстве отца Трдата, царя Хосрова II.

На рубеже III и IV веков в Армении правил царь Трдат III

На рубеже III и IV веков в Армении правил царь Трдат III

В ответ армяне истребили всю семью Анака. Уцелел лишь младший сын — Сурен, которого спасла кормилица-гречанка, тайно исповедовавшая христианство. Она крестила мальчика под именем Гри­горий и воспитала его в духе новой ре­лигии. Поэтому уже в юности тот решил стать монахом в миру, проповедником.

Чтобы загладить вину отца, Григо­рий основал первую христианскую об­щину в Армении. Однако когда Трдат вернулся в страну и принялся укреплять свою власть, то, по примеру Диоклетиа­на, в первую очередь взялся истреблять христиан. Поэтому Григория заключили в подземелье. По преданию, на 13 лет. Говорят, проповедника спасла некая женщина-христианка, тайно приносив­шая ему пищу. По одной из версий, это была сестра Трдата…

Прекрасная Рипсимэ

В начале 301 года в Армению при­были 37 девушек-христианок, воспи­танных в одном из римских монастырей. К одной из них — Рипсимэ — испытывал страсть римский император. Опасаясь его притязаний, та решила бежать как можно дальше — аж в Армению. А ее сестры во Христе к ней присоединились.

Святая мученица Рипсимэ

Святая мученица Рипсимэ

Узнав о прибытии столь прелестных гостей, царь Трдат пожелал познако­миться с ними. И стоило ему увидеть красавицу Рипсимэ, как он тут же влю­бился. Когда же он захотел овладеть ею, девушка ответила, что принадле­жит только Христу. Царь разгневался и приказал побить христианок камнями. Погибли все девушки, кроме одной — Нины, которая позже стала крестительницей Грузии.

Царь-кабан

По легенде, после этой зверской казни Трдат впал в безумие. Он стал считать себя оборотнем — кабаном. Ревел, подобно вепрю, и даже внешне напоминал дикую свинью. С каждым днем он все меньше и меньше походил на человека. Исцелить же Трдата долго никто не мог. С этой задачей справился лишь Григорий, которого доставили к безумцу прямо из подземелья.

Он потребовал, чтобы Трдат построил христи­анский храм и внес туда тела убиенных христианок. Царь так и сделал — и не только пошел на поправку, но и уверо­вал в необыкновенную силу христиан­ской молитвы.

Нина просвещает Грузию

Нина просвещает Грузию

Столицей Великой Армении в начале IV века был город Вагаршапат. Там Трдат и Григорий построили грандиозный храм, получив название Эчмиадзин, то есть посвященный пришествию Иисуса Христа. Не только на землю, ной в Армению. Храм этот, конечно не раз перестроенный, существует и в наше время. Вокруг него сложился монастырь, самый почитаемый в стране.

В том же 301 году Трдат крестился. Примеру царя последовали многие чле­ны его семьи, вельможи и воины: одни по собственному желанию, другие — по принуждению.

Григорий стал главным советником самодержца. Вместе они крестили тысячи армян, построили хра­мы. Мученица Рипсимэ стала самой по­читаемой в Армении святой, ведь она не только погибла за веру, но и своим по­двигом подтолкнула царя к крещению…

Конечно, легенде о превращении жестокого царя в свинью не вполне можно доверять. Но были для крещения Армении и другие причины. К христи­анству склонялись родственники Трдата, в особенности женщины, которых привлекала евангельская мистика.

Ско­рее всего, именно они — вместе с Гри­горием — убедили царя в том, что новая вера способна творить чудеса. К тому же часть армянской знати на тот момент уже приняла христианство, и логично предположить, что эти люди тоже имели влияние на царя.

Армения первой в мире приняла христианство и оказалась в изоляции

Политически Трдат рисковал. И очень. Ведь к началу IV века ни одна коронованная особа не приняла обряд крещения, ни одно государство не объ­явило христианство своей религией. Армения была первой. И она оказалась в изоляции.

Но крестившийся Трдат не отступал. Он относился к язычникам с яростной ненавистью, как будто сводил счеты с собственным прошлым. По существу, после крещения Армении в стране нача­лась гражданская война.

Многие арис­тократы не приняли новой рели­гии — и царь стал искоренять остатки старины, несмотря на вооруженное со­противление тех, кто сохранял верность язычеству. Есть сведения, что тогда в междоусобицах погибла треть армян. Возможно, это преувеличение. Но опре­деленно жертв было немало.

Только Бог!

Армяне остались верны наследию Григория Просветителя, потому их цер­ковь называют армяно-григорианской. Их не считают стопроцентно своими ни православные, ни католики, хотя таин­ства армянской церкви мало чем отлича­ются от других христианских конфессий.

Но, например, потомки Трдата 6 января отмечают сразу и Рождество, и Креще­ние, используют в церковных таинствах пресный хлеб и неразбавленное вино. В дни церковных праздников совершают заклания животных. Но главное их отли­чие в том, что приверженцы армянской церкви отрицают «двойную» природу Христа, которого и в православии, и в католицизме принято считать одновре­менно и Богом, и человеком.

Грандиозный храм, получив название Эчмиадзин

Грандиозный храм, получив название Эчмиадзин

Армяне со времен Григория Просветителя призна­ют в Спасителе только Божественную природу. Его временную человеческую оболочку они считают чем-то глубоко второстепенным. И это исторически объяснимо. Учение о Богочеловеке воз­никло позже Григория, после того как армяне уже приняли христианство.

И они не пожелали менять своих убеждений, во многом отрицая решения тех Отцов Церкви, которые действовали после IV века. С тех пор христианская традиция, идущая от Григория, стала для армян основой цивилизации — и ничего менять в ней потомки Трдата не пожелали.

Трагическая судьба

Считается, что христианство смяг­чает нравы и приучает своих привержен­цев жить по Закону Божьему. Возможно. Да вот только жизнь Армении не стала чище и гуманнее. Под боком у нее нахо­дилась Персия, которая не желала тер­петь рядом с собой христианскую дер­жаву.

Григорий Просветитель Армении

Григорий Просветитель Армении

Персы не раз и не два устраивали карательные походы против армян. Так что судьба Армении сложилась траги­чески: народу пришлось существовать в окружении язычников, зороастрийцев, а потом и мусульман. И все они относи­лись к христианам, мягко говоря, непри­язненно.

Войны с религиозным подтек­стом самые кровопролитные: фанатизм не знает пощады. Лишь один союзник вскоре появился у древних армян — ближайшие соседи, грузины, также при­нявшие христианство, не без влияния проповедников из столичного армян­ского Вагаршапата. Эти два народа об­разовали непотопляемый христианский островок на Кавказе.

Уединения крестителя

Григорий Просветитель, по-видимому, был не слишком властолюбив и ис­кренне верил в Христа. По крайней мере, на склоне лет он оставил престол католикоса и поселился в уединенном скиту в горах, где и доживал свой век в тихих молитвах.

После смерти Григория канонизировали как святого священномученика, которого сегодня признают таковым не только в армянской церк­ви, но и в русской, римско-католической и англиканской. Как-никак он принес свет христианской веры в далекий горный край.

 

 

 

Оставить комментарий