В Армении любой мальчишка вам расскажет, что его страна Армения первой в мире приняла христианство. И это правда. Хотя, конечно, христианская религия зародилась не в Закавказье, а на окраинах Римской империи.
Первые общины приверженцев новой веры возникали в Греции, Иудее, Сирии, Италии. Но и Армянское царство входило в «ойкумену» Древнего мира. Сначала до Кавказских гор доходили лишь вести из Рима. А потом в Армению стали прибывать и христианские проповедники…
Союзник Диоклетиана
На рубеже III и IV веков в Армении правил царь Трдат III. Личность во многом выдающаяся. Образование он получил в Греции и в Риме. Храбрый воин, победитель Олимпийских игр в соревнованиях по борьбе, именно на греческой земле он впервые узнал о христианах.
Поначалу отнесся к ним неприязненно, оставаясь приверженцем язычества, знатоком античной культуры, которая связана прежде всего с верой в олимпийских богов, начиная с Зевса. Римский император Диоклетиан — известный гонитель христиан — помог Трдату занять армянский престол и рассчитывал обрести в нем верного союзника.
Григорий Просветитель
И тут на историческую сцену вышел Григорий Просветитель, будущий первый католикос армянской церкви, — одна из самых загадочных личностей древней истории. Его отец — перс по имени Анак — участвовал в убийстве отца Трдата, царя Хосрова II.
В ответ армяне истребили всю семью Анака. Уцелел лишь младший сын — Сурен, которого спасла кормилица-гречанка, тайно исповедовавшая христианство. Она крестила мальчика под именем Григорий и воспитала его в духе новой религии. Поэтому уже в юности тот решил стать монахом в миру, проповедником.
Чтобы загладить вину отца, Григорий основал первую христианскую общину в Армении. Однако когда Трдат вернулся в страну и принялся укреплять свою власть, то, по примеру Диоклетиана, в первую очередь взялся истреблять христиан. Поэтому Григория заключили в подземелье. По преданию, на 13 лет. Говорят, проповедника спасла некая женщина-христианка, тайно приносившая ему пищу. По одной из версий, это была сестра Трдата…
Прекрасная Рипсимэ
В начале 301 года в Армению прибыли 37 девушек-христианок, воспитанных в одном из римских монастырей. К одной из них — Рипсимэ — испытывал страсть римский император. Опасаясь его притязаний, та решила бежать как можно дальше — аж в Армению. А ее сестры во Христе к ней присоединились.
Узнав о прибытии столь прелестных гостей, царь Трдат пожелал познакомиться с ними. И стоило ему увидеть красавицу Рипсимэ, как он тут же влюбился. Когда же он захотел овладеть ею, девушка ответила, что принадлежит только Христу. Царь разгневался и приказал побить христианок камнями. Погибли все девушки, кроме одной — Нины, которая позже стала крестительницей Грузии.
Царь-кабан
По легенде, после этой зверской казни Трдат впал в безумие. Он стал считать себя оборотнем — кабаном. Ревел, подобно вепрю, и даже внешне напоминал дикую свинью. С каждым днем он все меньше и меньше походил на человека. Исцелить же Трдата долго никто не мог. С этой задачей справился лишь Григорий, которого доставили к безумцу прямо из подземелья.
Он потребовал, чтобы Трдат построил христианский храм и внес туда тела убиенных христианок. Царь так и сделал — и не только пошел на поправку, но и уверовал в необыкновенную силу христианской молитвы.
Столицей Великой Армении в начале IV века был город Вагаршапат. Там Трдат и Григорий построили грандиозный храм, получив название Эчмиадзин, то есть посвященный пришествию Иисуса Христа. Не только на землю, ной в Армению. Храм этот, конечно не раз перестроенный, существует и в наше время. Вокруг него сложился монастырь, самый почитаемый в стране.
В том же 301 году Трдат крестился. Примеру царя последовали многие члены его семьи, вельможи и воины: одни по собственному желанию, другие — по принуждению.
Григорий стал главным советником самодержца. Вместе они крестили тысячи армян, построили храмы. Мученица Рипсимэ стала самой почитаемой в Армении святой, ведь она не только погибла за веру, но и своим подвигом подтолкнула царя к крещению…
Конечно, легенде о превращении жестокого царя в свинью не вполне можно доверять. Но были для крещения Армении и другие причины. К христианству склонялись родственники Трдата, в особенности женщины, которых привлекала евангельская мистика.
Скорее всего, именно они — вместе с Григорием — убедили царя в том, что новая вера способна творить чудеса. К тому же часть армянской знати на тот момент уже приняла христианство, и логично предположить, что эти люди тоже имели влияние на царя.
Армения первой в мире приняла христианство и оказалась в изоляции
Политически Трдат рисковал. И очень. Ведь к началу IV века ни одна коронованная особа не приняла обряд крещения, ни одно государство не объявило христианство своей религией. Армения была первой. И она оказалась в изоляции.
Но крестившийся Трдат не отступал. Он относился к язычникам с яростной ненавистью, как будто сводил счеты с собственным прошлым. По существу, после крещения Армении в стране началась гражданская война.
Многие аристократы не приняли новой религии — и царь стал искоренять остатки старины, несмотря на вооруженное сопротивление тех, кто сохранял верность язычеству. Есть сведения, что тогда в междоусобицах погибла треть армян. Возможно, это преувеличение. Но определенно жертв было немало.
Только Бог!
Армяне остались верны наследию Григория Просветителя, потому их церковь называют армяно-григорианской. Их не считают стопроцентно своими ни православные, ни католики, хотя таинства армянской церкви мало чем отличаются от других христианских конфессий.
Но, например, потомки Трдата 6 января отмечают сразу и Рождество, и Крещение, используют в церковных таинствах пресный хлеб и неразбавленное вино. В дни церковных праздников совершают заклания животных. Но главное их отличие в том, что приверженцы армянской церкви отрицают «двойную» природу Христа, которого и в православии, и в католицизме принято считать одновременно и Богом, и человеком.
Армяне со времен Григория Просветителя признают в Спасителе только Божественную природу. Его временную человеческую оболочку они считают чем-то глубоко второстепенным. И это исторически объяснимо. Учение о Богочеловеке возникло позже Григория, после того как армяне уже приняли христианство.
И они не пожелали менять своих убеждений, во многом отрицая решения тех Отцов Церкви, которые действовали после IV века. С тех пор христианская традиция, идущая от Григория, стала для армян основой цивилизации — и ничего менять в ней потомки Трдата не пожелали.
Трагическая судьба
Считается, что христианство смягчает нравы и приучает своих приверженцев жить по Закону Божьему. Возможно. Да вот только жизнь Армении не стала чище и гуманнее. Под боком у нее находилась Персия, которая не желала терпеть рядом с собой христианскую державу.
Персы не раз и не два устраивали карательные походы против армян. Так что судьба Армении сложилась трагически: народу пришлось существовать в окружении язычников, зороастрийцев, а потом и мусульман. И все они относились к христианам, мягко говоря, неприязненно.
Войны с религиозным подтекстом самые кровопролитные: фанатизм не знает пощады. Лишь один союзник вскоре появился у древних армян — ближайшие соседи, грузины, также принявшие христианство, не без влияния проповедников из столичного армянского Вагаршапата. Эти два народа образовали непотопляемый христианский островок на Кавказе.
Уединения крестителя
Григорий Просветитель, по-видимому, был не слишком властолюбив и искренне верил в Христа. По крайней мере, на склоне лет он оставил престол католикоса и поселился в уединенном скиту в горах, где и доживал свой век в тихих молитвах.
После смерти Григория канонизировали как святого священномученика, которого сегодня признают таковым не только в армянской церкви, но и в русской, римско-католической и англиканской. Как-никак он принес свет христианской веры в далекий горный край.