Главная » ВЛАСТЬ » Басни Крылова актуальны и сегодня

Басни Крылова актуальны и сегодня

Басни Крылова, к сожалению, не теряют своей актуальности и сегодня. То, что по вековой российской тра­диции осуждалось обществом, те­перь стало почти обычным делом.

Иван Андреевич Крылов - русский публицист, баснописец, поэт.

Иван Андреевич Крылов – русский публицист, баснописец, поэт.

Каковы нормы морали сегодня

Разврат, бандитизм, воровство, ложь, коррупция, имитация, фаль­сификация, словоблудие и все убыстряющееся морально-нрав­ственное разложение общества. Как не допустить чтобы наша страна не попала в такую беду?

Этот вопрос невольно задают себе многие, во всяком слу­чае, все те, кому не безразлична судьба России. Об этом же неоднок­ратно в последнее время с тревогой и болью говорил глава РПЦ патри­арх Кирилл.

Почему в стране, где большинство населения причисляет себя к православным, не просто нарушаются заповеди Божии, а попираются са­мым бессовестным образом?

На эти и многие другие вопросы власть, которая обязана соблюдать не только Конституцию, но и непи­саные нравственные традиции Рос­сии, ответов не дает, а затеянные ею реформы приводят к прямо проти­воположным результатам.

За при­мерами далеко ходить не надо: ре­форма милиции ограничилась лишь косметическим ремонтом ее фаса­да, но от того, что вместо вывески “милиция” появилась вывеска “по­лиция”, ровным счетом ничего не изменилось. Кроме, конечно, пус­той траты очень многих миллиардов рублей на изменение этих вывесок.

Реформа пенсионной системы при­вела к ее полному краху, что были вынуждены признать те, кто угробил на нее громадные суммы бюджет­ных средств. После реформы систе­мы здравоохранения она пришла в такое состояние, что получение ква­лифицированной медицинской по­мощи, даже платной, впору расце­нивать как очень большую удачу.

О реформе системы образования и говорить нечего – сегодня страна, испытывая острый дефицит в отече­ственных квалифицированных уче­ных и специалистах реального сек­тора экономики, вынуждена “выпи­сывать” профессионалов из-за ру­бежа…

Это только на первый взгляд аморальность в обществе не ока­зывает влияния на экономику и со­циальную сферу страны. Как гово­рится, сколько веревочке ни вить­ся…

Сегодня мы еще только начи­наем пожинать плоды того, к чему может привести Россию намеренное иско­ренение нравственных принципов. Дальше будет еще хуже, если не­медленно не противопоставить аморальности добропорядочную мораль, а безнравственности – бе­зусловное следование моральным и этическим нормам и не допустить так называемое окно Овертона.

Басни Крылова актуальнее басен олигархов

Причем изоб­ретать их не нужно. Они лежат на поверхности и могут служить не только надежным компасом на пу­ти выхода России из того тупика и не менее надежным руководством к действию, а также своеобразным ключом к двери, за которой можно найти ответы на все вопросы, му­чащие россиян, которых власть имущие вот уже многие годы, как говорится, кормят баснями.

Где же искать то, что так нужно нашему измученному народу? Как это ни покажется странным – в бас­нях. Но, естественно, не в тех, кото­рыми привык потчевать нас правя­щий класс олигархов, а в настоя­щих баснях, то есть в тех, в которых мораль, изложенная образно и до­ходчиво, обобщает вековой опыт народа и его мудрость.

Борьба с коррупцией

Борьба с коррупцией

Именно эта мораль так необходима сегодня и завтра нашему аморальному обще­ству. И именно народ же, обратившись к басням, многое сможет понять, на многое взглянуть под другим углом зрения и, самое главное, найти исчерпы­вающие ответы на вопросы, как мы дошли до жизни такой и что необ­ходимо предпринять, чтобы она стала иной.

Возьмем, к примеру, уже навяз­шую у всех на зубах борьбу с кор­рупцией. Уж сколько решений и пос­тановлений было принято, сколько поправок в законы было внесено, сколько обещаний было дано с са­мых высоких трибун…

“А воз и ныне там” (И. Крылов. “Лебедь, рак и щу­ка”).

Почему же коррупция не только не идет на спад, а, напротив, нес­мотря на все увещевания, все боль­ше расцветает?! И на этот вопрос давно готов ответ:

“А я бы повару иному велел на стенке зарубить: чтоб там речей не тратить по-пусто­му, где нужно власть употребить” (И. Крылов. “Кот и повар”).

Действи­тельно, пора бы и власть употре­бить. Правда, для этого сама власть должна быть лишена того порока, с которым собирается вот уже столь­ко лет бороться и остается факти­чески прежним. И, к примеру, не просто членов правительства пересадят из одного кресла в другое. От этого оно бо­лее эффективным не станет. Ибо:

“А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь” (И. Крылов. “Квартет”).

Лебедь щука и рак Басни Крылова

Лебедь щука и рак Басни Крылова

Естественно, в связи с этим не могут не возникнуть по крайней мере два вопроса:

  1. Как непро­фессионалы попадают на свои высо­кие посты?
  2. Почему, несмотря на их явно провальную деятельность, они продолжают сохранять свои должности?

Оказывается, и на все эти вопро­сы давным-давно ответы даны в баснях И. А. Крылова.

“Как счастье многие находят лишь тем, что хоро­шо на задних лапках ходят!” (И. Кры­лов. “Две собаки”).

“Вам пояснить рассказ мой я готов: не так ли мно­гие, хоть стыдно им признаться, с умом людей боятся и терпят при се­бе охотней дураков” (И. Крылов. “Бритвы”).

“За что же, не боясь гре­ха, Кукушка хвалит Петуха? За то, что хвалит он Кукушку (И. Крылов. “Кукушка и Петух”).

Более того, ге­ниальный баснописец почище лю­бого провидца поразительно точно описал еще и стиль работы нынеш­них членов правительства:

“Таким же образом, видал я, иногда иные господа, запутавши дела, их поп­равляют, посмотришь: в Тришкином кафтане щеголяют” (И. Крылов. “Тришкин кафтан”).

Конечно, пред­видеть, что, кроя Тришкин кафтан, эти горе-портные умудрятся еще и выкроить кое-что для “распила” бюджетных средств, Иван Андре­евич не мог – в то время о подобных художествах еще слыхом не слыхи­вали. Впрочем, кое-что он предчув­ствовал. И не только подозревал, но и настоятельно предостерегал:

“И у людей в чинах с плутами та ж беда: пока чин мал и беден, то плут не так еще приметен, но важный чин на плуте, как звонок: звук от него и гро­мок и далек” (И: Крылов. “Осел”).

Квартет. Басни Крылова

Квартет. Басни Крылова

Понятно, что, когда “и щуку бросили – в реку!” (И. Крылов. “Щука”), она уж там разгулялась:

“Какой порядок ни затей, но, если он в руках бессо­вестных людей, они всегда найдут уловку, чтоб сделать так, где им за­хочется – сноровку” (И. Крылов. “Мирская сходка”).

Басни Крылова и Михалкова схожи

Об этом же пре­дупреждал и наш знаменитый сов­ременник, гораздо лучше осведом­ленный о натуре бюрок­ратов:

“Я, зная медведей породу, не допускал бы их до меду” (С. Михал­ков. “Медвежий зарок”).

Более того, ему принадлежит и исчерпывающе точная оценка сущности тех, кто был допущен к меду:

“Иной, глядишь, и говорит пестро, осанка хоть куда – так важно носит пузо, а ковырни его да загляни в нутро, – оно, как у нес­пелого арбуза” (С. Михалков. “Ар­буз”).

К этой оценке, чтобы завер­шить ответы на все поставлен­ные выше вопросы, учитывая крайне бо­лезненную реакцию властей на критику, остается прибавить лишь еще две морали из басен И. А. Крылова:

“Таланты ис­тинны за критику не злятся: их пов­редить она не может красоты; одни поддельные цветы дождя боятся” (И. Крылов. “Цветы”).

И не только боятся, но и готовы сурово покарать обидчиков:

“У сильного всегда бес­сильный виноват” (И. Крылов. “Волк и ягненок”).

Только вот на беду долго так продолжаться не может. Все углубляющийся разрыв между сверхбогатой кучкой и основ­ной массой россиян не просто амо­рален, но и грозит самому сущест­вованию страны.

Ведь именно ее граждане, а не весело шелестящие на ветру “листочки” являются корня­ми и стволом дерева под названием Россия. И, словно обращаясь к ны­нешней правящей верхушке, вели­кий баснописец предупреждал:

“Да только помните ту разницу меж нас: что с новою весной лист новый на­родится, а если корень иссушится, – не станет дерева, ни вас” (И. Кры­лов. “Листья и корни”).

Не плохо бы эту истину простую усвоить тем, кто слишком мало де­лает для того, чтобы в нашей стране торжествовала мораль, и слишком много для того, чтобы Россия все больше погружалась в омут амо­ральности.

 

Оставить комментарий