Басни Крылова, к сожалению, не теряют своей актуальности и сегодня. То, что по вековой российской традиции осуждалось обществом, теперь стало почти обычным делом.
Каковы нормы морали сегодня
Разврат, бандитизм, воровство, ложь, коррупция, имитация, фальсификация, словоблудие и все убыстряющееся морально-нравственное разложение общества. Как не допустить чтобы наша страна не попала в такую беду?
Этот вопрос невольно задают себе многие, во всяком случае, все те, кому не безразлична судьба России. Об этом же неоднократно в последнее время с тревогой и болью говорил глава РПЦ патриарх Кирилл.
Почему в стране, где большинство населения причисляет себя к православным, не просто нарушаются заповеди Божии, а попираются самым бессовестным образом?
На эти и многие другие вопросы власть, которая обязана соблюдать не только Конституцию, но и неписаные нравственные традиции России, ответов не дает, а затеянные ею реформы приводят к прямо противоположным результатам.
За примерами далеко ходить не надо: реформа милиции ограничилась лишь косметическим ремонтом ее фасада, но от того, что вместо вывески “милиция” появилась вывеска “полиция”, ровным счетом ничего не изменилось. Кроме, конечно, пустой траты очень многих миллиардов рублей на изменение этих вывесок.
Реформа пенсионной системы привела к ее полному краху, что были вынуждены признать те, кто угробил на нее громадные суммы бюджетных средств. После реформы системы здравоохранения она пришла в такое состояние, что получение квалифицированной медицинской помощи, даже платной, впору расценивать как очень большую удачу.
О реформе системы образования и говорить нечего – сегодня страна, испытывая острый дефицит в отечественных квалифицированных ученых и специалистах реального сектора экономики, вынуждена “выписывать” профессионалов из-за рубежа…
Это только на первый взгляд аморальность в обществе не оказывает влияния на экономику и социальную сферу страны. Как говорится, сколько веревочке ни виться…
Сегодня мы еще только начинаем пожинать плоды того, к чему может привести Россию намеренное искоренение нравственных принципов. Дальше будет еще хуже, если немедленно не противопоставить аморальности добропорядочную мораль, а безнравственности – безусловное следование моральным и этическим нормам и не допустить так называемое окно Овертона.
Басни Крылова актуальнее басен олигархов
Причем изобретать их не нужно. Они лежат на поверхности и могут служить не только надежным компасом на пути выхода России из того тупика и не менее надежным руководством к действию, а также своеобразным ключом к двери, за которой можно найти ответы на все вопросы, мучащие россиян, которых власть имущие вот уже многие годы, как говорится, кормят баснями.
Где же искать то, что так нужно нашему измученному народу? Как это ни покажется странным – в баснях. Но, естественно, не в тех, которыми привык потчевать нас правящий класс олигархов, а в настоящих баснях, то есть в тех, в которых мораль, изложенная образно и доходчиво, обобщает вековой опыт народа и его мудрость.
Именно эта мораль так необходима сегодня и завтра нашему аморальному обществу. И именно народ же, обратившись к басням, многое сможет понять, на многое взглянуть под другим углом зрения и, самое главное, найти исчерпывающие ответы на вопросы, как мы дошли до жизни такой и что необходимо предпринять, чтобы она стала иной.
Возьмем, к примеру, уже навязшую у всех на зубах борьбу с коррупцией. Уж сколько решений и постановлений было принято, сколько поправок в законы было внесено, сколько обещаний было дано с самых высоких трибун…
“А воз и ныне там” (И. Крылов. “Лебедь, рак и щука”).
Почему же коррупция не только не идет на спад, а, напротив, несмотря на все увещевания, все больше расцветает?! И на этот вопрос давно готов ответ:
“А я бы повару иному велел на стенке зарубить: чтоб там речей не тратить по-пустому, где нужно власть употребить” (И. Крылов. “Кот и повар”).
Действительно, пора бы и власть употребить. Правда, для этого сама власть должна быть лишена того порока, с которым собирается вот уже столько лет бороться и остается фактически прежним. И, к примеру, не просто членов правительства пересадят из одного кресла в другое. От этого оно более эффективным не станет. Ибо:
“А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь” (И. Крылов. “Квартет”).
Естественно, в связи с этим не могут не возникнуть по крайней мере два вопроса:
- Как непрофессионалы попадают на свои высокие посты?
- Почему, несмотря на их явно провальную деятельность, они продолжают сохранять свои должности?
Оказывается, и на все эти вопросы давным-давно ответы даны в баснях И. А. Крылова.
“Как счастье многие находят лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят!” (И. Крылов. “Две собаки”).
“Вам пояснить рассказ мой я готов: не так ли многие, хоть стыдно им признаться, с умом людей боятся и терпят при себе охотней дураков” (И. Крылов. “Бритвы”).
“За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха? За то, что хвалит он Кукушку (И. Крылов. “Кукушка и Петух”).
Более того, гениальный баснописец почище любого провидца поразительно точно описал еще и стиль работы нынешних членов правительства:
“Таким же образом, видал я, иногда иные господа, запутавши дела, их поправляют, посмотришь: в Тришкином кафтане щеголяют” (И. Крылов. “Тришкин кафтан”).
Конечно, предвидеть, что, кроя Тришкин кафтан, эти горе-портные умудрятся еще и выкроить кое-что для “распила” бюджетных средств, Иван Андреевич не мог – в то время о подобных художествах еще слыхом не слыхивали. Впрочем, кое-что он предчувствовал. И не только подозревал, но и настоятельно предостерегал:
“И у людей в чинах с плутами та ж беда: пока чин мал и беден, то плут не так еще приметен, но важный чин на плуте, как звонок: звук от него и громок и далек” (И: Крылов. “Осел”).
Понятно, что, когда “и щуку бросили – в реку!” (И. Крылов. “Щука”), она уж там разгулялась:
“Какой порядок ни затей, но, если он в руках бессовестных людей, они всегда найдут уловку, чтоб сделать так, где им захочется – сноровку” (И. Крылов. “Мирская сходка”).
Басни Крылова и Михалкова схожи
Об этом же предупреждал и наш знаменитый современник, гораздо лучше осведомленный о натуре бюрократов:
“Я, зная медведей породу, не допускал бы их до меду” (С. Михалков. “Медвежий зарок”).
Более того, ему принадлежит и исчерпывающе точная оценка сущности тех, кто был допущен к меду:
“Иной, глядишь, и говорит пестро, осанка хоть куда – так важно носит пузо, а ковырни его да загляни в нутро, – оно, как у неспелого арбуза” (С. Михалков. “Арбуз”).
К этой оценке, чтобы завершить ответы на все поставленные выше вопросы, учитывая крайне болезненную реакцию властей на критику, остается прибавить лишь еще две морали из басен И. А. Крылова:
“Таланты истинны за критику не злятся: их повредить она не может красоты; одни поддельные цветы дождя боятся” (И. Крылов. “Цветы”).
И не только боятся, но и готовы сурово покарать обидчиков:
“У сильного всегда бессильный виноват” (И. Крылов. “Волк и ягненок”).
Только вот на беду долго так продолжаться не может. Все углубляющийся разрыв между сверхбогатой кучкой и основной массой россиян не просто аморален, но и грозит самому существованию страны.
Ведь именно ее граждане, а не весело шелестящие на ветру “листочки” являются корнями и стволом дерева под названием Россия. И, словно обращаясь к нынешней правящей верхушке, великий баснописец предупреждал:
“Да только помните ту разницу меж нас: что с новою весной лист новый народится, а если корень иссушится, – не станет дерева, ни вас” (И. Крылов. “Листья и корни”).
Не плохо бы эту истину простую усвоить тем, кто слишком мало делает для того, чтобы в нашей стране торжествовала мораль, и слишком много для того, чтобы Россия все больше погружалась в омут аморальности.