Главная » ИСТОРИЯ » Откуда выражение, как фанера над Парижем

Откуда выражение, как фанера над Парижем

Все знают это выражение: «Пролетел, как фанера над Парижем». И употребляют в разговорах его тоже правильно, подразумевая, что объект, сравниваемый с фане­рой, где-то что-то не получил, хотя очень надеялся, куда-то не попал, куда очень рассчи­тывал попасть и так далее.

Откуда выражение, как фанера над Парижем

Откуда выражение, как фанера над Парижем

 

Короче говоря – пролетел мимо. Но мало кто знает, почему данное сравнение идет именно с фанерой, и, самое главное, – почему над Парижем, а не, скажем, над Лондоном или Нью-Йорком?

В Интернете все есть (нет)

Самый простой способ сейчас что-то узнать – это зайти в Интернет, там все есть буквально на первой странице. На­верняка те, кто решил самостоятельно разобраться в фанере и ее подозритель­ной связи с Парижем, так и сделали. Мы – люди ленивые и дальше первой страницы тоже сначала не пошли. И выяснили…

Пролетел, как фанера над Парижем

В 1908 году некий летчик по имени Огюст Фаньер барражируя над столицей Франции на аэроплане собственной кон­струкции, не справился как сейчас гово­рят, с управлением, врезался в Эйфелеву башню и тут же от этого умер. По данному поводу в подпольной тогда большевист­ской газете «Искра» появилась заметка, повествующая о том, что как Фаньер раз­бился над Парижем и рухнул на землю, так и царский режим в России скоро рух­нет, никуда не денется. А фамилия Фаньер у русских читателей скоро превратилась в фанеру. Вот и вся история.

 

Как говорил Бегемот…

Так вот, эта информация в Интернете про летчика и мировой капитализм ока­залась враньем, как говорил кот Бегемот, от первого до последнего слова. Не было никакого летчика Фаньера, и по этой при­чине не летал он над Парижем (хотя мно­гие другие летали и не всегда успешно).

Сторонники Пуанкаре напечатали на Клемана Армана Фальера карикатуру, где он летает над Парижем

Сторонники Пуанкаре напечатали на Клемана Армана Фальера карикатуру, где он летает над Парижем

И в большевистской «Искре» не проводили параллелей между его гибелью и крахом самодержавия и вовсе не потому, что га­зета была на тот момент уже печатным ор­ганом меньшевиков, а не большевиков, но это уже частности, а главное то, что «Ис­кру» еще в 1905 году закрыли, а заново открыли, и то ненадолго лишь в 1917 году, когда царский режим уже и так рухнул, а битых летчиков накопилось так много, что каждого и не упомнишь.

Хороший президент

Если поискать дальше, то можно обна­ружить множество импортных фамилий, из которых могла бы получиться фанера, но совершавших неудачные полеты на Парижем летчиков вы среди них не най­дете. Во всяком случае, мы не нашли. Зато мы обнаружили Клемана Армана Фальера, девятого президента Франции, хорошего, судя по всему человека, противника смертной казни и войны с Германией.

Фальер не стал баллотироваться на следу­ющий строк под давлением сторонников Раймона Пуанкаре (который и стал после Фальера президентом). Пуанкаре был нехорошим человеком, он являлся ярым сторонником Первой мировой войны (тогда еще просто – войны, без Первой и без мировой.

Если бы он знал, чем все закончится, может быть, и не выступал бы так активно за начало военных действий против Германии). В России на демон­страциях того времени были популярны плакаты: «Пуанкаре – получи по харе».

Но мы отвлеклись от президента Кле­мана Фальера. Сторонники Пуанкаре на­печатали на него карикатуру, где Фальер в фанерно-тряпочном самолетике легко­мысленно порхает над столицей Франции. Вот она – фанера над Парижем!

Но опять же: Фальер, Фаньер, Пуан­каре – все это здорово, но мы-то, восточ­ные славяне, тут при чем? Вы когда-нибудь до этого момента слышали о президенте Фальере? А ваши отцы? Вот именно, что нет. Зато про фанеру над Парижем все знают, так что что-то тут не складывается.

Фарманы и Вуазены

Не впадая в отчаяние, мы принялись копать дальше. И накопали просто массу открыток начала XX века, эпохи первых полетов, на которых хлипкие, фанерно­тряпочные бипланчики с жутким треском (как нам показалось) первых двигателей внутреннего сгорания, трясясь всеми сво­ими частями, проносятся, да какое там проносятся – проползают мимо Эйфеле­вой башни.

Париж 1887 года

Париж 1887 года

Как-никак, а именно Франция в начале 1920-х годов в авиастроении была на ведущих позициях, правда, не­долго. Но Ньюпоры, Фарманы, Вуазены и другие изделия одноименных француз­ских авиаторов и их первые полеты сохра­нились на открытках. Может быть, оттуда и пошла пресловутая «фанера над Пари­жем»?

 

 

Оставить комментарий