Главная » ГЕОГРАФИЯ » В ауле мастеров Кубачи в Дагестане открыли музей быта

В ауле мастеров Кубачи в Дагестане открыли музей быта

Аул Кубачи ведет свою историю с VI века. Правда, раньше село называлось Зерихгеран, что в переводе с персидского означает «кольчугоделатель». Название это го­ворящее, ведь на протяжении 1,5 ты­сячи лет, что су­ществует Кубачи, его жители занимаются одним и тем же промыслом — работают с ме­таллом. И работают так, что о поселке, расположенном в горах Дагестана, стало из­вестно во всем мире.

В ауле мастеров Кубачи в Дагестане открыли музей быта

Изделия кубачинских оружейников и ювелиров украшают коллек­ции Эрмитажа, Оружейной палаты Кремля, парижско­го Лувра, нью-йоркского Метрополитен-музея, лон­донского Музея Виктории и Альберта. Да и сам аул — это тоже своеобразный музей под открытым небом.

Затерянные в горах

Добраться до высокогор­ного поселка, расположен­ного на высоте 1 647 м над уровнем моря, даже в наши дни задача не из легких. От столицы Дагестана Махач­калы до него 160 км, от Дер­бента вполовину меньше, но качество дорог оставляет желать лучшего. Асфальтиро­ванная федеральная трасса в отвратительном состоянии, а последние 20 км до села это и вовсе извилистая горная грунтовка с крутыми подъема­ми и спусками.

Только самые отважные туристы решаются на марш-бросок по такой до­роге. Обязательное условие успешного финиша — хоро­шая погода. В ненастье горы непредсказуемы и горазды на неприятные сюрпризы.

Однако труднодоступность имеет не только отрица­тельные, но и положительные стороны. Благодаря изолиро­ванности от всего остального мира в селении долго сохранялся особый уклад жизни, из поколения в поколение бе­режно передавались не толь­ко секреты древнего мастер­ства, но и семейные ценности, обряды, традиции.

Поклонники огня

Местные жители испокон веков говорили на уникаль­ном кубачинском диалекте даргинского языка. Путешест­венники отмечали, что диа­лект непонятен даже соседям. Кубачинцы вообще отличаются от остальных горцев, которые издавна называли их «пранг», что означает «франк». Отку­да такое странное прозвище?

Изабакаров Гаджиомар. Ювелир аула Кубачи

Изабакаров Гаджиомар. Ювелир аула Кубачи

Есть предположение, что ку­бачинцы — потомки генуэз­цев. Но большинство ученых склоняются к мысли, что ку­бачинцы пришли в эти края… из Ирана. В их традициях и легендах сохранились многие черты зороастризма — древ­нейшей в мире религии.

Еще относительно недавно, каких-нибудь 100 лет назад, местных покойников оставляли на плос­кой крыше сторожевой башни на растерзание птицам. Когда от умерших оставались одни кости, их складывали в специ­альные урны. Точно так же поступали и зороастрийцы.

Ислам среди кубачинцев насаждали силой. Даже когда часть села сломилась и покорилась исламу, другая еще целое столетие сохраняла вер­ность зороастризму.

В пользу азиатского про­исхождения косвенно говорит и тот факт, что кубачинцы, как и иранцы, мастеровой народ.

И те и другие испокон веков занимались изготовлением изделий из золота и серебра и добились больших успехов в этом деле.

Музей на дому

Сегодня селение делится на старую и новую части. Ко­нечно, за духом старины надо отправляться в старую часть. Там сохранились древние мно­гокамерные каменные жилища высотой 3-4, а то и 5-6 этажей. По прежним меркам — небо­скребы!

Нижние этажи служи­ли хозяйственным целям, в них устраивали хлев и конюшню, в помещениях повыше хра­нили дрова и сено, наверху располагались жилые комна­ты, кладовки с продуктами, домашние мастерские златокузнецов. Дизайн «квартир» отличался оригинальностью: на всех стенах и полах ковры, а на одной из стен — полки с фаянсовой, фарфоровой, мед­ной посудой, изделия местных умельцев: кубки, светильники, чаши, солонки, молочники, котлы.

Аул Кубачи в Дагестане

Аул Кубачи в Дагестане

Традиция устраивать в доме такие музеи сохранилась до наших дней, хотя, конечно, соблюдают ее далеко не все. Тем не менее, некоторые экс­понаты домашних музеев, например настенные тарелки XVI века, не отказались бы за­получить даже самые имени­тые музеи мира.

Кубачинские дома теснят­ся по склону горы так плотно, что плоские крыши нижестоящих домов служат дворика­ми для вышестоящих. Улицы между постройками очень узкие и довольно беспорядоч­ные. Новичку ничего не стоит заблудиться в хитросплетении их лабиринтов. Но если по­смотреть на старую часть се­ления с другого склона или с высоты птичьего полета, Кубачи выглядят живописно и даже гармонично.

В наши дни старый аул приходит в упадок. Молодежь уезжает или предпочитает селиться в новой части, где есть водопровод, газ и другие блага цивилизации. И хотя в послед­нее время туристы протоптали дорожку в Кубани, здесь мало что делается для сохранения культурного и исторического наследия.

Муниципалитет со­держит в порядке несколько каменных мостовых, открыл в башне на горе музей быта, а больше похвастаться и не­чем. Старые дома разруша­ются, улицы захламляются. Печально, но факт: эксперты отказались включать Кубачи в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО из-за неухоженности и запущенности аула.

Золотые руки

Но те, кто все же добе­рется сюда, разочарованы не будут. Кубачинцы — консер­ваторы, зачастую далекие от модных тенденций: на улицах аула и сегодня можно встре­тить людей в национальной одежде. Девушки и женщины носят каз — традиционный белый платок с вышивкой — и закрытые длинные пла­тья скромных расцветок. На праздники надевают яркие платья, расшитые серебряны­ми и золотыми нитями. Жен­щины носят воду из родника в медных кувшинах.

О гостеприимстве куба­чинцев можно слагать леген­ды. Особенно повезет тем, кто попадет в поселок во время свадьбы. Гуляют все! При­родные красоты тоже нику­да не делись. Со всех сторон аул окружают живописные Кавказские горы. Покрытые снежными шапками, вершины сверкают на солнце, как дра­гоценности. Облака белыми одеялами проплывают сквозь Кубачи. А еще тут часто гостят туманы, придающие аулу осо­бое очарование.

Кубачи аул златокузнецов

И все же главное, зачем сюда едут, — это, конечно же, народные промыслы. Аул до сих пор хранит славу места, где работали лучшие мастера своего дела. Это невозможно не почувствовать, находясь здесь. Каждый мужчина считал своим долгом овладеть ремеслом златокузнеца. Не зря легенда гласит, что первый кубачинец родился с кинжалом в одной руке и ювелирным шти­хелем в другой.

Мастерские располагались в каждой сакле. У всех мастеров были свои секреты, которые они переда­вали по наследству. Изделия традиционно изготавливались вручную, найти два одинако­вых предмета немыслимо. Кубачинцы владели всеми техниками металлообработки: гравировкой, насечкой, фили­гранью, работали с эмалью, занимались резьбой по кости. Но излюбленный материал — серебро, легко поддающее­ся обработке, чеканке, ковке, быстро вбирающее чернь и по­золоту.

В советские годы здесь открыли художественный ком­бинат, кормивший весь посе­лок. Сегодня он влачит жалкое существование. Многие мас­тера перешли на надомную работу. Казалось бы, все возвращается на круги своя, ведь в прошлом кубачинцы с детства и до старости что-то мастерили дома: вырезали, полировали, гравировали, чеканили, монтировали.

Народные промыслы Дагестана

Но спросите любого златокузне­ца, и он скажет: ремесло уже не приносит большой прибы­ли, искать заказы стало слож­нее, часть денег перетекает в карманы посредников. Ситуа­ция сложная. Молодежь не ви­дит перспективы и уезжает из аула в города…

И все же надежда есть. Ведь недаром же местные школьники учатся рисовать знаменитый кубачинский ор­намент, состоящий из 22 эле­ментов, с 1-го по 4-й классы. В 5-м оттачивают мастерство, а уже в 6-м им дают пластинку, на которой дети тренируются гравировать узоры. Поэтому хочется верить, что село, не раз переживавшее трудные времена, и на этот раз с ними справится, а мастера продол­жат создавать свои шедевры.

 

Оставить комментарий