Аул Кубачи ведет свою историю с VI века. Правда, раньше село называлось Зерихгеран, что в переводе с персидского означает «кольчугоделатель». Название это говорящее, ведь на протяжении 1,5 тысячи лет, что существует Кубачи, его жители занимаются одним и тем же промыслом — работают с металлом. И работают так, что о поселке, расположенном в горах Дагестана, стало известно во всем мире.
Изделия кубачинских оружейников и ювелиров украшают коллекции Эрмитажа, Оружейной палаты Кремля, парижского Лувра, нью-йоркского Метрополитен-музея, лондонского Музея Виктории и Альберта. Да и сам аул — это тоже своеобразный музей под открытым небом.
Затерянные в горах
Добраться до высокогорного поселка, расположенного на высоте 1 647 м над уровнем моря, даже в наши дни задача не из легких. От столицы Дагестана Махачкалы до него 160 км, от Дербента вполовину меньше, но качество дорог оставляет желать лучшего. Асфальтированная федеральная трасса в отвратительном состоянии, а последние 20 км до села это и вовсе извилистая горная грунтовка с крутыми подъемами и спусками.
Только самые отважные туристы решаются на марш-бросок по такой дороге. Обязательное условие успешного финиша — хорошая погода. В ненастье горы непредсказуемы и горазды на неприятные сюрпризы.
Однако труднодоступность имеет не только отрицательные, но и положительные стороны. Благодаря изолированности от всего остального мира в селении долго сохранялся особый уклад жизни, из поколения в поколение бережно передавались не только секреты древнего мастерства, но и семейные ценности, обряды, традиции.
Поклонники огня
Местные жители испокон веков говорили на уникальном кубачинском диалекте даргинского языка. Путешественники отмечали, что диалект непонятен даже соседям. Кубачинцы вообще отличаются от остальных горцев, которые издавна называли их «пранг», что означает «франк». Откуда такое странное прозвище?
Есть предположение, что кубачинцы — потомки генуэзцев. Но большинство ученых склоняются к мысли, что кубачинцы пришли в эти края… из Ирана. В их традициях и легендах сохранились многие черты зороастризма — древнейшей в мире религии.
Еще относительно недавно, каких-нибудь 100 лет назад, местных покойников оставляли на плоской крыше сторожевой башни на растерзание птицам. Когда от умерших оставались одни кости, их складывали в специальные урны. Точно так же поступали и зороастрийцы.
Ислам среди кубачинцев насаждали силой. Даже когда часть села сломилась и покорилась исламу, другая еще целое столетие сохраняла верность зороастризму.
В пользу азиатского происхождения косвенно говорит и тот факт, что кубачинцы, как и иранцы, мастеровой народ.
И те и другие испокон веков занимались изготовлением изделий из золота и серебра и добились больших успехов в этом деле.
Музей на дому
Сегодня селение делится на старую и новую части. Конечно, за духом старины надо отправляться в старую часть. Там сохранились древние многокамерные каменные жилища высотой 3-4, а то и 5-6 этажей. По прежним меркам — небоскребы!
Нижние этажи служили хозяйственным целям, в них устраивали хлев и конюшню, в помещениях повыше хранили дрова и сено, наверху располагались жилые комнаты, кладовки с продуктами, домашние мастерские златокузнецов. Дизайн «квартир» отличался оригинальностью: на всех стенах и полах ковры, а на одной из стен — полки с фаянсовой, фарфоровой, медной посудой, изделия местных умельцев: кубки, светильники, чаши, солонки, молочники, котлы.
Традиция устраивать в доме такие музеи сохранилась до наших дней, хотя, конечно, соблюдают ее далеко не все. Тем не менее, некоторые экспонаты домашних музеев, например настенные тарелки XVI века, не отказались бы заполучить даже самые именитые музеи мира.
Кубачинские дома теснятся по склону горы так плотно, что плоские крыши нижестоящих домов служат двориками для вышестоящих. Улицы между постройками очень узкие и довольно беспорядочные. Новичку ничего не стоит заблудиться в хитросплетении их лабиринтов. Но если посмотреть на старую часть селения с другого склона или с высоты птичьего полета, Кубачи выглядят живописно и даже гармонично.
В наши дни старый аул приходит в упадок. Молодежь уезжает или предпочитает селиться в новой части, где есть водопровод, газ и другие блага цивилизации. И хотя в последнее время туристы протоптали дорожку в Кубани, здесь мало что делается для сохранения культурного и исторического наследия.
Муниципалитет содержит в порядке несколько каменных мостовых, открыл в башне на горе музей быта, а больше похвастаться и нечем. Старые дома разрушаются, улицы захламляются. Печально, но факт: эксперты отказались включать Кубачи в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО из-за неухоженности и запущенности аула.
Золотые руки
Но те, кто все же доберется сюда, разочарованы не будут. Кубачинцы — консерваторы, зачастую далекие от модных тенденций: на улицах аула и сегодня можно встретить людей в национальной одежде. Девушки и женщины носят каз — традиционный белый платок с вышивкой — и закрытые длинные платья скромных расцветок. На праздники надевают яркие платья, расшитые серебряными и золотыми нитями. Женщины носят воду из родника в медных кувшинах.
О гостеприимстве кубачинцев можно слагать легенды. Особенно повезет тем, кто попадет в поселок во время свадьбы. Гуляют все! Природные красоты тоже никуда не делись. Со всех сторон аул окружают живописные Кавказские горы. Покрытые снежными шапками, вершины сверкают на солнце, как драгоценности. Облака белыми одеялами проплывают сквозь Кубачи. А еще тут часто гостят туманы, придающие аулу особое очарование.
И все же главное, зачем сюда едут, — это, конечно же, народные промыслы. Аул до сих пор хранит славу места, где работали лучшие мастера своего дела. Это невозможно не почувствовать, находясь здесь. Каждый мужчина считал своим долгом овладеть ремеслом златокузнеца. Не зря легенда гласит, что первый кубачинец родился с кинжалом в одной руке и ювелирным штихелем в другой.
Мастерские располагались в каждой сакле. У всех мастеров были свои секреты, которые они передавали по наследству. Изделия традиционно изготавливались вручную, найти два одинаковых предмета немыслимо. Кубачинцы владели всеми техниками металлообработки: гравировкой, насечкой, филигранью, работали с эмалью, занимались резьбой по кости. Но излюбленный материал — серебро, легко поддающееся обработке, чеканке, ковке, быстро вбирающее чернь и позолоту.
В советские годы здесь открыли художественный комбинат, кормивший весь поселок. Сегодня он влачит жалкое существование. Многие мастера перешли на надомную работу. Казалось бы, все возвращается на круги своя, ведь в прошлом кубачинцы с детства и до старости что-то мастерили дома: вырезали, полировали, гравировали, чеканили, монтировали.
Но спросите любого златокузнеца, и он скажет: ремесло уже не приносит большой прибыли, искать заказы стало сложнее, часть денег перетекает в карманы посредников. Ситуация сложная. Молодежь не видит перспективы и уезжает из аула в города…
И все же надежда есть. Ведь недаром же местные школьники учатся рисовать знаменитый кубачинский орнамент, состоящий из 22 элементов, с 1-го по 4-й классы. В 5-м оттачивают мастерство, а уже в 6-м им дают пластинку, на которой дети тренируются гравировать узоры. Поэтому хочется верить, что село, не раз переживавшее трудные времена, и на этот раз с ними справится, а мастера продолжат создавать свои шедевры.