В 1965 году в СССР на экраны вышел фильм «Вызываем огонь на себя». Главной героиней фильма, которую сыграла Людмила Касаткина, была молодая девушка, которая руководила подпольной группой. У нее был реальный прототип – военная разведчица Анна Морозова.
Однако в фильме был показан определенный период ее жизни, а в боевой биографии Анны было и другое, последнее задание, и о нем телезрителям практически ничего не было известно.
Непростое задание для делопроизводителя
23 июня 1941 года, на следующий день после начала войны, делопроизводитель Сещинской авиационной базы Анна Морозова написала заявление об отправке на фронт, но туда ее не отпустили. А еще через месяц Аню пригласили в кабинет заместителя командира части. Там находился незнакомый ей офицер, который рассказал, что со дня на день часть будет эвакуирована и территория будет занята фашистами, но нужен доверенный человек, который останется на базе. Аня кивнула в ответ.
Аэродром Сеща был построен в 1931-м как база для советской дальнебомбардировочной авиации. Немцы разместили там свою авиабазу. Порой число бомбардировщиков, дислоцировавшихся на ней, доходило до 300.
В конце июля 1941 года, когда неподалеку послышались залпы орудий, жители Сещи начали спешно уезжать. Аня ушла вместе с ними, а потом вернулась… Она предстала перед фашистами растерянной и испуганной девчонкой, которая отстала от части и решила вернуться к маме. Анна не вызвала у немцев никаких подозрений.
Сеща была ближайшим к Москве аэродромом, откуда вылетала стратегическая авиация люфтваффе для бомбардировки столицы. Поэтому советской разведке очень важно было иметь там своего человека. Однако никого из русских на аэродром не пускали. Анна Морозова устроилась работать прачкой в поселке. А ее подруги пошли работать в казино и на кухню в офицерскую столовую. Девушки фиксировали, какие эшелоны прошли через Сещу, где в поселке расквартированы воинские части. Но пока не знали, как передавать эти сведения своим.
Однажды на улице к Ане подошел старший полицай Константин Поваров и назвал пароль. Теперь у девичьей подпольной группы появился командир и связь.
Аня получила задание, выполнить которое своими силами ни она, ни ее подруги не имели возможности, – получить план немецкой авиабазы.
Вокруг нее была пятикилометровая мертвая зона, которую охраняли 4000 солдат. Но Аня придумала хитрый план. Они с подругами начали встречаться с поляками, служившими на этой базе. Сначала все выглядело как настоящий флирт. Но вскоре поляки рассказали им, что их мобилизовали в немецкую армию принудительно и они ненавидят оккупантов и мечтают отомстить им за беды соотечественников.
Надо сказать, что советская авиация неоднократно пыталась бомбить Сещинскую базу. Но зенитная оборона немцев была превосходной. Каждая попытка разбомбить авиабазу оборачивалась для Красной Армии потерями – и техническими, и человеческими.
От Морозовой, которую в Центре знали под псевдонимом «Резеда», требовали активных действий. И ей удалось завоевать доверие не только поляков. Унтер-офицер Венделин Робличка, служивший в штабе казначеем, дал ей данные о расположении взлетно-посадочных полос аэродрома, складов топлива и боеприпасов, казарм, противовоздушных средств, а также указал местонахождение ложного аэродрома, построенного для маскировки.
Первая удачная бомбежка Сещи в ночь с 29 на 30 мая 1942 года стала большим событием и для фашистов, которые поняли, что теперь уязвимы, и для советских летчиков. Все наши бомбардировщики вернулись на базы. Ни один не был сбит. Отныне бомбардировки аэродрома стали регулярными.
А подпольная группа тем временем понесла тяжелую потерю. От взрыва мины на лесной дороге погиб Поваров. Анна Морозова, которой был 21 год, стала руководителем разведывательной сети. При этом командование поставило ей новую задачу – диверсии. С этим заданием интернациональная подпольная группа тоже справилась. С помощью магнитных мин было уничтожено 26 самолетов противника.
Гестапо тогда удалось выявить отдельных членов группы, которые после пыток были казнены. Но подполье продолжало работать. Группа Ани Морозовой действовала до сентября 1943 года, когда советские войска освободили Сещу.
В «Волчьем логове»
Аня решила продолжить борьбу с врагом и стать радисткой. Ее направили в школу разведывательного управления РККА, чтобы подготовить к заброске в тыл фашистов. Морозова была включена в диверсионно-разведывательную группу «Джек» и получила новый псевдоним «Лебедь».
20 июля 1944 года в ставке «Волчье логово» было совершено покушение на Адольфа Гитлера. Фюрер тогда получил ранение и контузию, но выжил. Заговорщиков немедленно начали искать. Вся местность вокруг бункера была наводнена эсэсовцами.
Кроме ставки Гитлера в этой зоне находились особо охраняемые объекты: личный аэродром Гитлера, квартира Гиммлера, резиденция Риббентропа, имение Геринга, штаб- квартира Главного командования германских сухопутных войск. Но об их существовании советскому командованию ничего не было известно. Поэтому туда направили разведгруппу «Джек».
Поздно вечером 26 июля 1944 года 11 разведчиков собрались на аэродроме. В разведгруппе было две радистки – Зина Бардышева и Аня Морозова. В 2 часа ночи самолет с разведчиками пересек линию фронта. По нему сразу начали бить зенитки. Пилот, маневрируя и уходя от обстрела, сильно отклонился от курса. Место высадки десанта по факту оказалось намного дальше запланированного. Они приземлились в болоте, но это спасло им жизнь – в этих местах не было карателей.
За время войны Восточная Пруссия была превращена Гитлером в огромный укрепрайон. В середине лета 1944 года командование Второго и Третьего Белорусских фронтов начало подготовку к восточнопрусской наступательной операции.
В ставке на тот момент располагали только картами 1914 года. Но срочно требовалось узнать реальное положение дел в глубоком тылу врага.
И фактически группу «Джек» сбросили по картам 30-летней давности. Разведчики далеко не сразу сориентировались на местности. В первую же ночь погиб командир группы Павел Крылатых. Командование группой принял его заместитель – Николай Шпаков. Группа приступила к выполнению задания.
В 1944 году у разведчиков не было шансов на поддержку местных жителей. Население было затерроризировано байками о сталинских бандитах. Их появления боялись панически и в незнакомых людей стреляли без предупреждения.
Для передачи радиограмм Аня и Зина совершали многокилометровые марафоны и выходили в эфир в самых неожиданных местах. Каждый выход на связь означал, что в считанные минуты немцы запеленгуют их радиостанции и начнут преследование. Места радиопередачи нужно было быстро покидать.
Уходя, радистки посыпали свои следы табаком, чтобы собаки не учуяли их след. Если оторваться не удавалось, то разведгруппа разбивалась на мелкие группы, которые «просачивались» сквозь преследователей, а потом встречались в условном месте.
На поимку советских парашютистов были брошены огромные силы. Облава велась круглосуточно. Фашисты знали, что в составе группы есть две девушки-радистки, и сами удивлялись их выносливости.
К середине октября состав разведывательной группы «Джек» сократился. Погибли двое разведчиков, двое отстали от группы. Осталось пятеро: три бойца и две радистки. Но работали они по-прежнему эффективно, и командование настаивало на продолжении их деятельности.
В ночь с 11 на 12 ноября в заданном районе десантировался новый командир группы лейтенант Анатолий Моржин – «Гладиатор». Встреча с ними его потрясла. Группа была измучена и истощена. Люди едва могли держать автоматы. Анатолий запросил у командования уход в Польшу, иначе группа могла погибнуть в ближайшие дни просто потому, что они уже физически не могли оказывать сопротивление немцам.
Ожидая разрешения на отход, «Джек» обнаружила в лесу толстый многожильный кабель, соединявший ставку Гитлера под Растенбургом со штабом главного командования сухопутных сил в Ангербурге. Разведчики перерезали кабель, оставив без связи оба штаба на два дня. Спасаясь от преследования, группа уходила частями. В перестрелке была тяжело ранена радистка Зина. Поняв, что дальше она двигаться не может, Зина уничтожила рацию и покончила с собой, чтобы не попасть в плен к немцам.
31 декабря 1944 года во время облавы отряд, к которому примкнула Аня, обнаружили немцы. Ее ранили. Девушку хотели оставить в польской деревне, но она, не желая подвергать опасности местных крестьян, отказалась. Из-за тяжелого ранения Аня не могла передвигаться – ее укрыли в лозняке, но собаки по кровавым следам нашли Морозову. Она отстреливалась до последнего патрона. А когда немцы подошли совсем близко, подорвала себя гранатой, уничтожив не только себя и нескольких фашистов, но и спрятанные на груди шифроблокноты.
До наступления 1945 года оставалось всего несколько часов…
Анна Морозова герой
После премьеры фильма «Вызываем огонь на себя» к руководству страны буквально посыпались письма ветеранских организаций. Благодаря им Анне Морозовой было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.