Душной и влажной ночью, когда дымка накрыла горы, окружающие Сантьяго-де-Гватемалу, юная метиска Мелькора де лос Рейес отдалась своему возлюбленному, нарушив все строгие запреты, царившие в католическом обществе Гватемалы XVII века. Молодой человек обещал жениться на ней, но наутро позабыл все свои клятвы. И обесчещенная Мелькора отправилась за советом к колдунье.
Та дала девушке порошок и велела подсыпать его утром в горячий шоколад любовника, чтобы тот подчинился ее воле. Мелькора послушно скормила приворотное зелье избраннику и… попала в застенки инквизиции.
Отягчающее обстоятельство
У многочисленных представительниц магического ремесла, торговавших заклинаниями, приворотным и прочими зельями, клиенток всегда хватало. Ведь именно к ним гватемальские женщины шли со своими бедами: одних бросали неверные возлюбленные, вторых били мужья, третьих терзала всепоглощающая неразделенная страсть. И для каждой из них у колдуний был припасен свой порошок.
Одна незадача: католическая церковь, утвердившаяся в Латинской Америке, категорически запрещала ворожбу в любом виде, полагая, что колдовство не может быть безобидным, ибо исходит от самого дьявола.
Инквизиция одинаково сурово наказывала как самих ворожей, так и их клиенток. Мелькора де лос Рейес стала одной из тех, кого власти судили за колдовство, да еще и с отягчающим обстоятельством, ведь она использовала горячий шоколад!
Где и когда появился шоколад?

Кортес Эрнан и Монтесума
Примечательно, что в подавляющем большинстве случаев напиток готовили женщины. Они сушили зерна какао, обжаривали и мололи, а порошок заливали водой с добавлением ванили и красного аннато — пищевого красителя из семян дерева ахиоте.
Получившуюся жидкость алого цвета аборигены называли «кровью жизни» и наделяли самыми чудодейственными — в основном исцеляющими — свойствами. Так, по свидетельству одного из конкистадоров, император ацтеков Монтесума пил шоколад для поддержания мужской силы. А женщины племени майя часто использовали этот напиток как лекарство — во время родов или при наступлении менопаузы.
Дети разных народов
Представление о том, что шоколад полезен для здоровья, перекочевало и в колониальную эпоху. Разгромив ацтеков и майя, испанцы запретили им выращивать ряд растений, которые аборигены использовали в религиозных целях. Например, галлюциногенные грибы. Но какао в черный список не попало.
Во многом потому, что колонизаторы сами «подсели» на горячий шоколад, который, кстати, превратился в один из общих символов новой, смешанной латиноамериканской культуры, ведь на континенте наряду с индейцами теперь жили и испанцы, и африканцы, попавшие в Америку в результате трансатлантической работорговли. И не только жили, но и вступали в браки, не слишком заботясь о сохранении чистоты крови.
К началу XVII века метисы превзошли по численности европейцев, которые составляли лишь 15% населения Сантьяго-де-Гватемалы (ныне Антигуа-Гуатемала). Осознав это, колониальные власти испугались и приняли серию репрессивных законов, направленных против неевропейцев.
Например, для всех «цветных» был введен комендантский час, а конкретно африканцам запретили носить драгоценности и одеваться так же, как индейцы. И конечно же, белая элита, тесно связанная с католической церковью, прибегла к помощи инквизиции. А та во второй половине XVII века действовала как хорошо отлаженная бюрократическая машина.
Женщины под ударом
Надо отдать должное инквизиторам: в этот раз они решили, что местных жителей следует не убивать, а учить, особенно тех из них, кто обратился в христианство. Так была создана организация, которая занималась искоренением языческих практик и обрядов и жестоко наказывала за отклонение от христианских доктрин.
Женщины страдали от этих гонений гораздо больше мужчин. Всему виной — природная общительность и занятость исключительно домашним хозяйством, в силу которой испанки, аборигенки, африканки и метиски часто пересекались на рынках и кухнях. Они делились рецептами снадобий и домашних лекарств, то есть, как бы сейчас сказали, размывали границу между магией и наукой.
И естественно, они часто обращались за советом к местным знахаркам — тоже женщинам. Так уж повелось, что в Латинской Америке изготовлением лекарств занимались преимущественно представительницы слабого пола. Однако что такое лекарство? Самое настоящее зелье! А какое зелье обходится без магии?
Но как раз колдовства-то европейцы и боялись как огня. Поэтому инквизиция пристально наблюдала за знахарками, априори подозревая их в колдовстве: суды были завалены делами о незаконной магической деятельности…
Завтрак по наущению дьявола
Примечательно, что в центре многих дел о колдовстве фигурировал шоколад. Из целебного напитка он каким-то непостижимым образом превратился в магический. А поскольку готовили его исключительно женщины, то мужчины одновременно любили горячий шоколад и боялись его, опасаясь стать жертвами колдовства.
Представители сильного пола взялись массово жаловаться на своих жен, подруг и любовниц. Жаловаться — и сдавать властям. Так, страх перед колдовскими чарами заставил 33-летнего строителя по имени Хуан де Фуэнтес обратиться за помощью к инквизиции.
Он сетовал, что его жена Сесилия, при помощи колдовства сделала так, что он, к ее радости, стал не способен исполнять супружеские обязанности. Не меньше пугало его и то обстоятельство, что по утрам некая непреодолимая сила гнала его на кухню и заставляла готовить для супруги горячий шоколад.
Власти, как нетрудно догадаться, решили, что мужчина, который приносит утром жене завтрак в постель, делает это исключительно по наущению дьявола. Суд отправил Сесилию в тюрьму.
Богатая вдова Франсиска де Агреда и ее дочь Хуана хотели приворожить деревенского священника, который так понравился девушке. Колдунья посоветовала подсыпать ему в горячий шоколад обрезки ногтей. Коварные планы матери и дочери сорвал раб — он донес на них инквизиторам. Обеих женщин обвинили в колдовстве и бросили за решетку.
А некая Луиза де Гальвез, признанная ведьмой и попавшая в тюрьму для преступников, нарушивших законы религии, всего лишь хотела, чтобы муж перестал ее бить, и потому подсыпала ему в шоколад магический порошок, полученный у колдуньи по имени Анита…
К сожалению, в архивах инквизиции не нашлось сведений о дальнейшей судьбе Мелькоры де лос Рейес — девушки, с которой мы начали наш рассказ. Однако, не боясь ошибиться, можно предположить, что, как и подавляющее большинство других «ведьм», «колдовавших» при помощи горячего шоколада, она закончила свои дни в тюрьме.
Напрасные усилия
Инквизиция изо всех сил пыталась искоренить индейские и африканские (завезенные рабами с Черного континента) духовные практики, но ее усилия оказались напрасны. Несмотря на гонения и преследования, коренные жители Южной и Северной Америки до сих пор колдуют и лечат при помощи старинных обрядов.