Имя графа Григория Орлова неразрывно связано с эпохой царствования императрицы Екатерины II. Баловень судьбы — вот как называли его современники. И основания были. Бог, казалось бы, одарил его всем: здоровьем, силой, удачей.
И везением. Не будь его, в один день капитан гвардейской артиллерии Григорий Орлов не превратился бы в генерал-майора. Не будь капитана Григория Орлова с четырьмя братьями, дочь бедного германского аристократа не получила бы корону Российской империи. Но всему приходит конец.
Для светлейшего князя Григория Орлова финал оказался неожиданно трагическим.
Седина в бороду, бес в ребро
Любвеобильная царица, надо отдать ей должное, была и мудра. И потому не препятствовала, а часто даже способствовала тому, чтобы ее бывшие фавориты женились, создавали свои семьи. Нередко в качестве свадебного подарка Екатерина жаловала женихов чинами, орденами и землями с крепостными. Но женитьба генерала, которому она была обязана троном, потрясла тогда всю элиту империи 80-х годов XVIII века.
В архиве Священного синода хранится бракоразводное дело № 196, начатое 4 февраля 1780 года и завершенное по собственноручному ее императорского величества рескрипту.
Чиновники в рясах были потрясены, узнав, что 5 июня 1777 года 18-летняя Екатерина, дочь камергера Александра Николаевича Зиновьева, обвенчалась с 43-летним князем и генерал-поручиком Григорием Григорьевичем Орловым. Венчание происходило на Суйдовской мызе полулегально, обряд был проведен священником Сергеем Романовым.
Нет, это известие не расстроило бывшую возлюбленную жениха. С Григорием Орловым императрица Екатерина II прекратила личные отношения еще в 1772 году, после битвы у Фокшане турками. Место в сердце и на царском ложе Екатерины все увереннее занимал новый фаворит — Григорий Потемкин.
Когда герой Фокшанского сражения вернулся в Петербург, то вместо объятий восхищенной царицы его встретил безликий придворный, сообщивший полководцу, что по повелению императрицы ему построен для места жительства в столице особняк как дар от государыни. А в Зимний дворец вход ему закрыт.
Моложавый граф не шибко расстроился, сообразив, что ему дарованы не только роскошный дом, но и полная свобода в личной и семейной жизни. И женился на 18-летней красавице. И все было бы хорошо, но Екатерина Зиновьева приходилась молодожену… двоюродной сестрой.
Подобный инцест категорически нарушал все законы православной церкви. По личному распоряжению петербургского митрополита Гавриила брак был аннулирован, Синод развел супругов и обоих отправил по монастырям. Случился переполох на весь свет. В гостиных и кабинетах столичных особняков только и судачили, что о любовной трагедии, постигшей некогда первого генерала Российской империи. Куда там Шекспиру!
Спаситель влюбленных
Граф Кирилл Разумовский, по мнению современников и историков, был тайно венчанным супругом императрицы Елизаветы Петровны — дочери Петра!. Официально это не доказано, но именно к нему в отчаянии сумел переправить записку из монастырских застенков Григорий Орлов, моливший о помощи.
Во всяком случае, бесспорный фаворит императрицы Елизаветы имел право личного доклада императрице Екатерине, и двери в Зимний дворец ему были всегда открыты. Он и поведал бывшей подруге монастырского узника печальную повесть о российских «Ромео и Джульетте», убеждая помиловать 43-летнего «Ромео». Мол, «лежачего не бьют» — такие слова нашел он для царицы, как вспоминал присутствовавший при той беседе граф Безбородко.
Государыня оказалась великодушной. Тут же повелела отписать митрополиту Гавриилу личный рескрипт:
«Из уважения к заслугам предо мною и Отечеством генерал-фельдцейхмейстера Григория Орлова прошу препятствий ему и его супруге не чинить и дабы потомству их никакого препятствия чинено не было».
Супругов освободили из монастырей и позволили жить в имении князя Орлова, правда отправив генерала в отставку. Царица щедро одарила и молодую узницу. Ее наградили орденом Святой Екатерины — единственной государственной наградой, существовавшей в то время для женщин. Княгиня Екатерина Орлова была пожалована в статс-дамы императрицы, и ей лично был вручен истинно царский свадебный подарок — алмазное колье стоимостью 50 000 рублей золотыми червонцами.
Что же, счастливый конец забытой историками державно-амурной истории? Оказалось, что это был только первый акт трагедии.
Душевная болезнь Григория Орлова
Ко дню венчания жених был старше своей невесты на 24 года, без малого четверть века. Никто и представить не мог, что 49-летний Григорий Орлов станет вдовцом. Прожив в счастье и богатстве только 2 года, Екатерина Орлова скончалась в возрасте всего 22 лет. Причина смерти точно не выяснена.
Возможно, что умерла она от чахотки или обыкновенной горячки — гриппа, ведь антибиотиков еще не было. Горе вдовца было столь велико, что его рассудок помутился. Владелец тысяч крепостных душ, генералфельд- цейхмейстер императорской армии (чин, близкий к статусу генерал-фельдмаршала), личность, безусловно вписанная в историю российской монархии, князь Григорий Орлов, что называется, впал в детство.
В обыденной жизни он напоминал трехлетнего ребенка, но часто и подолгу, не отвлекаясь, смотрел на портрет покойной жены — и в эти минуты будто выздоравливал. Но на этом его исцеление и завершалось. Без портрета он снова становился трехлетним дитятей. Какие счета, какая деловая переписка? В неопределенности разорялось богатейшее имение… Накапливались долги в огромных суммах.
Рескрипт императрицы
Помимо главного героя этой статьи, читатели, вероятно, помнят только одного из братьев Орловых — контр-адмирала Алексея Григорьевича, венчанного супруга «княжны Таракановой», которую он выманил из Италии на борт флагманского корабля российской эскадры и доставил для заточения в Петропавловскую крепость.
Всего же братьев Орловых было пятеро. В своем рескрипте «Болезнь князя Г. Г. Орлова и назначение над ним опеки», отписанного 31 декабря 1782 года, императрица обращается к каждому из них. А еще из этого рескрипта мы узнаем о чувстве благодарности, чуткости, такте и самой искренней человечности, проявленной бывшей царственной любовницей умалишенного генерала.
«Граф Иван Григорьевич, граф Алексей Григорьевич, граф Федор Григорьевич и граф Владимир Григорьевич! Болезненное состояние брата вашего, князя Григория Григорьевича, тем чувствительнее меня оскорбляет, поколику отличное усердие его ко мне и Отечеству и знаменитые заслуги не могут быть забвенны. Я принимаю истинное участие в печали, которую причиняет вам подобное состояние брата. Но когда все старания, к исцелению употребляемые, бесплодны, то я нахожу лучшим средством особу и мнение его препоручить вашему присмотру и попечению до совершенного его исцеления. От вас висит избрать место, пребыванию его способное, где бы он чистым воздухом и всякими выгодами пользоваться мог. Что касается до соблюдения имения его, в том совершенно на вас полагаюсь, представляя распоряжаться оным, особливо же наставлениям опекунам в Моих учреждениях данным. Долги же, на нем имеющиеся, можете уплачивать из его пенсии, жалованья и других доходов».
Высший суд
За царем служба, за Богом молитва даром не пропадают? Верно! Но и наказания без вины не случаются. Григорий Орлов с братьями сначала нарушили присягу, данную императору Петру III, организовав переворот и подарив тем самым корону Российской империи Екатерине, не имевшей ни малейших прав на русский престол.
Уже в зрелом возрасте, добившись, казалось бы, всего, не имевший нужды ни в чем, аристократ снова нарушил законы: совершил инцест, то есть кровосмешение. Митрополит и Обер-прокурор Святейшего Синода — для них личное повеление главы государства имело силу. Но Высший суд не покорен царской власти. Им-то генерал-фельдцейхмейстер и был приговорен к жуткому наказанию, выжив из ума, перестав быть человеком задолго до биологической смерти. Страшная кара настигла светлейшего князя Григория Григорьевича Орлова.
Безумцем князь Г. Г. Орлов прожил 2 года. Скончался в своем имении Нескучное под Москвой в ночь на 13 апреля 1783-го.
В 1832 году гроб с его телом был перенесен в новгородский Юрьев монастырь и захоронен рядом с братьями Алексеем и Федором. Однако от этих погребений ничего не сохранилось.
От связи Екатерины II и Григория Орлова на свет появился сын Алексей, родоначальник графского рода Бобринских