В этой статье: краткое пособие от Фердинанда Блох-Бауэра о том, как реагировать на измену, как одна картина увековечила фамилию двух семей и как она же чуть не разорила Министерство культуры Австрии.
Великолепный брак
Мориц Бауэр, представитель элитной австрийской семьи еврейской диаспоры, искал достойную партию для своих дочерей. Дочери крупного банкира, председателя Восточных железных дорог и генерального директора Венского банковского союза просто не могли неудачно выйти замуж. Выбор пал на братьев Фердинанда и Густава Блохов, семья которых занималась сахарным производством.
Старшая дочь, Тереза, вышла замуж за Густава, который был адвокатом. А младшая, Адель, немного позже, в свои 18 лет вышла за сахарозаводчика Фердинанда в 1899 году. Для неё это был брак по расчету, потому что муж был старше её почти вдвое. Правда, Адель это не смутило, ведь ей так хотелось самостоятельной, независимой от родителей жизни и учебы в университете. Их брак одобрили родители обеих сторон – он был выгоден всем, поэтому на их свадьбе гуляла вся Вена.
В 1915 году умирает последний из сыновей, брат Терезы и Адель, Евгений. Он не оставил после себя потомков мужского пола. Из-за этого перед сестрами встал вопрос: как сохранить родительскую фамилию. В 1917 году они попросили мужей объединить фамилии двух семей. Фердинанд и Густав согласились. Таким образом появилась фамилия Блох-Бауэр.
Знаменитый любовник Густав Климт
В начале XX века девушкам нельзя был обучаться в университетах. Поэтому мечты Адель Блох-Бауэр о получении высокого образования были всего лишь мечтами. Несмотря на это, родители дали ей отличное домашнее образование, а сама он всегда занималась самообучением, читала английскую, немецкую, французскую классику на языке оригинала. Девушка отлично разбиралась в искусстве. В своем доме она содержала салон, в котором частыми гостями были художники, поэты, светское общество Вены. Именно в своем салоне она и познакомилась с Густавом Климтом.
Он был модным и очень востребованным художником, декоратором. Вместе с братом он объездил всю Вену, оформляя архитектурные интерьеры от павильона минеральных вод в Карлсбаде до виллы императрицы Сисси и столичного Бургтеатра. В 26 лет Густав получил золотой орден «За заслуги», а в 28 – императорскую премию.
Он был первым председателем Венского сецессиона – объединения, в которое вошли австрийские художники. Молодые таланты выступали против той рутины, которая наполняла академическое искусство того времени. Это объединение перевернуло жизнь Климта, ведь к 1897 году его творческая личность практически сложилась. И тут это новое движение полностью выбивает его из колеи. Именно Венский сецессион пробудил ту загадочную личность художника, которая дала новый виток в жизни и творчестве Густава Климта.
Густав Климт и портрет Адель Блох-Бауэр
Об измене Адель с Климтом говорили все. Эта новость достигла и Фердинанда. Он не понимал, как его жена могла изменить ему с художником. И что ему самому теперь делать? Развестись? Нет, такие браки, как их, никогда не заканчиваются разводом. Убить любовников? Слишком жестоко. Он долго мучился, не спал ночами и всё-таки придумал идеальный план.
Древние индейцы, чтобы разлучить влюбленных, не разлучали, а наоборот, сковывали тех цепями и уже насильно держали вместе. Отпускали только тогда, когда влюбленные начинали ненавидеть друг друга. По этой же схеме решил действовать и Фердинанд Блох-Бауэр. Он закажет портрет жены у её любовника. Тем более это будет неплохим вложением, ведь картины художника растут в цене.
Он позвал на обед Густава Климта. Для этого Фердинанд подготовился: лучшие юристы составили контракт на работу с художником. Дальше надо было только заинтересовать Климта и подписать нужные бумаги.
На обеде почему-то художник и Адель не смотрели друг другу в глаза. А Блох-Бауэр, наоборот, много шутил и был весел. После они переместились в гостиную. Там Фердинанд перешел к делу и попросил Климта нарисовать необычный портрет Адель, который мог бы жить в веках. Это была непростая задача для художника, но когда он увидел сумму контракта, подписал его, не читая. Отказаться от этой работы Климт уже не мог – неустойки и штрафы были в 10 раз больше, чем сама сумма контракта. Он просто-напросто мог разориться из-за этого. Но гениальный художник не читал контракта и приступил к работе.
Австрийская Мона Лиза
Более ста эскизов пришлось сделать Климту. Фердинанд специально выплатил художнику большой аванс, чтобы на другие картины у него не было времени. Каждый раз художник встречался с Адель, рисовал одну и ту же модель. Постепенно их чувства друг к другу угасли. Картина была закончена за четыре года и впоследствии стала «Австрийской Моной Лизой».
Густав Климт умер в своей мастерской в 52 года. Он тяжело переносил мировые события, войну. Адель скончалась через семь лет, в 1925 году, от менингита. Фердинанд так никогда и не сказал ей, что знал об её измене с Климтом. В 1958 году Фердинанд Блох-Бауэр бежал из Австрии в Прагу, а затем в Цюрих.
Картина «Золотая Адель» пережила своего творителя, Адель, Фердинанда Блох-Бауэров и даже Вторую мировую войну. Её бережно хранили и почитали на протяжении века. Однако у самой картины есть продолжение истории. Связано оно с племянницей Адель, а действие разворачивалось уже в наши дни.
Племянница Адель Блох-Бауэр
У Фердинанда и Адель так и не было детей. У Адель было два выкидыша, а третий ребенок прожил всею несколько дней после рождения. Всю свою любовь Адель направила на пятерых племянников. Особенно выделялась среди них самая младшая, Мария. Она часто приходила к больной тете, обсуждала с ней фасоны платьев для своего первого бала, веяния моды, искусство и картины Климта, которых в доме Адель было больше десяти.
На свой первый бал Мария пригласила культурного и воспитанного молодого человека, который был одобрен ее родителями. Для Марии первый бал стал самым долгожданным и самым прекрасным событием в жизни. Поэтому тетя Адель дала на бал юной племяннице свое бриллиантовое колье, в котором позировала для портрета Климту.
Однако жизнь свела Марию с другим. Она вышла за оперного певца Фредерика Альтмана, который был из семьи крупного промышленника. Брак был заключен в 1938 году. Мария провела всю жизнь со своим мужем и очень его любила. На их свадьбу Фердинанд подарил племяннице то самое колье, в котором позировала Адель и в котором Мария была на своем первом балу.
Когда в Австрии началась охота на евреев, муж Марии попал сначала в гестапо, а позже оказался в концлагере. От всего движимого и недвижимого имущества Мария отказалась, лишь бы спасти мужа от смерти. За картинами пришел тот самый культурный и воспитанный молодой человек с её первого бала. Он встал на сторону фашистов и собирал для них коллекции живописи. В будущем он стал директором музея и бережно хранил «Австрийскую Мону Лизу».
Марии и её мужу повезло. В гестапо оказался человек, которого как-то спас муж, и тот был перед ним в долгу. Супруги оформили поддельные документы и бежали из страны. Сначала в Англию, а потом в США. Случилось так, что их едва не поймали, когда самолет до Лондона остановили перед самым взлетом. Альтманы боялись, что их сейчас высадят, ведь их преследовали. Но нет. Вывели другого человека.
Возвращение завещанного
В конце XX века журналист Хубертус Чернин поднял вопрос наследства Блох-Бауэров. Он нашел документы, завещание Фердинанда Блох-Бауэра. Оно перечеркивало все завещания более ранней публикации. В нём он оставлял всё имущество детям своего брата. В том числе и картины Климта, которые находились в музее. На тот момент из племянников в живых осталась только Мария, да и ей было уже 80 лет. Но журналист поднял бурю. Несмотря на графское происхождение, он был беден, но не глуп – он понимал, что Мария Альтман щедро его вознаградит. Так оно и случилось.
Вся Австрия всполошилась. Их народную реликвию хотят вывезти в США! Многие были недовольны, некоторые даже грозились испортить картину, из-за чего пришлось убрать «Золотую Адель» в запасники. Это было и не на руку правительству США. Джордж Буш-младший не хотел портить отношения с Австрией, поэтому давил на свои рычаги. Семь лет Мария Альтман боролась за свое австрийское имущество. Дело сдвинулось с мертвой точки, когда юристы зашли немного с другой позиции.
Фердинанд Блох-Бауэр был гражданином не Австрии, а Чехии. Это в корне изменило дело. Теперь слушания проводились в США, и выходило все так, что гражданка Америки хочет вступить в наследство, доставшееся от гражданина Чехии. И вроде как Австрия и ни причем вовсе. А это значит, что в 2005 году дело решилось в пользу Марии, и Австрия должна была вернуть картины Климта, в том числе портрет Адели Блох-Бауэр, законной владелице – Марии Альтман.
Прощание с Золотой Адель
Мария Альтман не настаивала на возвращении картин. Она попросила рыночную стоимость. Цена всех пяти картин составила 155 миллионов долларов. Это была неподъемная сумма для Министерства культуры Австрии. Поэтому были предприняты меры, которые должны были сохранить национальное достояние страны.
С банками велись переговоры о крупном займе, была объявлена подписка по сбору средств. И вот когда средства были почти собраны, поднимается рыночная стоимость картин. Теперь они стоят 300 миллионов долларов. Эту сумму страна не смогла бы собрать, и картины пришлось отправить племяннице Адель в США,
Проводить «Золотую Адель», национальное достояние Австрии на протяжении века, приехали люди со всей страны. На автобусах висели плакаты «Прощай, Адель», некоторые плакали. Картины покинули Австрию.
Густав Климт. Выставка картины «Золотая Адель»
Спустя несколько месяцев после возвращения картины «Золотая Адель», её продали за 135 миллионов долларов.
Тот журналист так и не смог потратить свое вознаграждение. Он умер спустя несколько месяцев после передачи картин Марии.
Сама Мария, племянница Адель, умерла в 2011 году в возрасте 94 лет.
Так закончилась история одной измены. Как и планировал Фердинанд Блох-Бауэр, необычный портрет его жены стал знаменит и будет жить еще долгие столетия.
Адольф Гитлер и Густав Климт
Оказывается, Адольф Гитлер и Густав Климт встречались однажды. Гитлер хотел поступить в Академию живописи в Вене, а Климт к тому моменту уже был почетным профессором. Гитлер хотел взять несколько уроков у Климта и показал несколько своих работ. Густав сказал юноше, что тот гений и никаких уроков ему брать не надо. После этой встречи Адольф Гитлер говорил всем, что его признал сам Климт.
Однако в Академию Гитлер не поступил. Вместо него взяли молодого человека, еврея по национальности. Кто знает, может, ненависть Адольфа Гитлера к евреям — это личное?