Казалось бы, чудовищные катастрофы дирижаблей в XX веке поставили жирный крест на этих воздушных аппаратах. Однако в последние десятилетия интерес к ним постоянно растет. Все дело в том, что проблемы с безопасностью современных дирижаблей решены заменой несущего газа (ранее это был горючий водород) на гелий. Специалисты проектных бюро работают над усовершенствованием величавых воздушных судов и уверены, что у них – отличная перспектива.

Дирижабль. из прошлого в будущее
Первые рекорды дирижаблей
Если обратиться к истории, то дирижабль, управляемый мускульной силой, был изобретен в XVIII веке французским математиком и дивизионным генералом Жаном Батистом Мари Шарлем Менье.
Мощный толчок дирижаблестроение получило спустя полвека, когда появились паровые, электрические двигатели и двигатели внутреннего сгорания. Пика развития эти воздушные суда достигли в период между двумя мировыми войнами, когда был построены дирижабли- гиганты. Одним из таких был немецкий LZ 127 «Граф Цеппелин».

Немецкий дирижабль LZ 127 Граф Цеппелин
В октябре 1928 года под командованием пилота Хуго Эккенера- он совершил первый в истории пассажирский трансатлантический перелет из немецкого города Фридрисхафена в американский Лейкхерст (штат Нью-Джерси). На борту воздушного судна находились 20 пассажиров и более 400 килограммов различных грузов и почтовых отправлений.
Тридцатые годы XX века стали расцветом дирижаблестроения. Ученые связывали с ними грандиозные планы, а рядовые граждане завороженно следили за полетом воздушных кораблей и мечтали когда-нибудь увидеть землю с высоты птичьего полета.
Дирижабли СССР
Не отставал от мировых тенденций и СССР. В 1937 году советский дирижабль «В-6» установил рекорд длительности полета. Он пробыл в воздухе 130 часов 27 минут, пролетев 4800 километров. К началу Великой Отечественной войны советским воздухоплавателям принадлежало 17 из 24 официально зарегистрированных мировых рекордов.

Советский дирижабль В-6
Однако у дирижаблей тех лет имелся очень существенный недостаток. В качестве несущего газа использовался легко воспламеняющийся водород. Решить проблему безопасности конструкторы тех лет так и не смогли.
Статистика полетов дирижаблей выглядела крайне удручающей: из 160 построенных в первой половине XX века дирижаблей более сотни погибли в различных авариях и катастрофах. Оставшиеся были в конце концов демонтированы или постепенно разрушались в ангарах.
Секретные базы вермахта
Воздухоплавательный бум завершился грандиозной катастрофой немецкого дирижабля «Гинденбург». 6 мая 1937 года вблизи города Лейкхерста в Нью-Джерси он воспламенился и сгорел за считанные секунды.
Пламя охватило воздушное судно на глазах сотен встречавших уже после сброса якорных канатов. При этом погибли 35 из 97 пассажиров.
Удивительно, но все катаклизмы обошли стороной вышеупомянутый дирижабль «Граф Цеппелин». За десяток лет безаварийной работы он провел в воздухе более 17 000 часов, пролетел почти два миллиона километров, перевез 13 000 пассажиров и 70 тонн различных грузов. Он 143 раза пересек Атлантический океан и один раз – Тихий, а также два раза побывал в СССР – в Москве и Ленинграде. Из города на Неве он направился на север и провел детальную аэрофотосъемку всей советской Арктики.
По условиям соглашения между официальными властями СССР и капитаном дирижабля Хуго Эккинером тот взял на себя обязательство предоставить эти снимки нашим ученым. Однако обязательство это он не выполнил под предлогом того, что фотопленки, якобы испорчены. Вскоре дирижабль благополучно отбыл в Германию.
Эта история имела продолжение в 1945 году. После взятия Берлина советскими войсками в офисе Эккинера эти фото были обнаружены. Они отличались высоким качеством. На их основании немцы изготовили подробные карты северных регионов СССР, что позволило им во время войны создать несколько военных баз в нашем глубоком тылу. Одной из них была прекрасно оснащенная база фашистов на земле Франца Иосифа.
На время Второй мировой войны строительство дирижаблей приостановили, хотя еще в 1937 году американцам удалось получить негорючий гелий и даже ввести в строй первую промышленную линию по его производству.
Власти рейха, которым был нужен такой газ, пытались войти в контакт с фирмой-производителем, но американцы отказались от её поставок в Германию. Они не хотели, чтобы немцы создали первый гелиевый, а стало быть, безопасный дирижабль.
Разведка и связь
В XXI веке западные компании проявляют интерес к возрождению строительства дирижаблей на новом технологическом уровне. Рассматривается несколько направлений строительства перспективных дирижаблей.
Во-первых, это дирижабли, предназначенные для размещения средств разведки и связи, во-вторых, это транспортные дирижабли-гиганты, способные перевозить сотни тонн грузов на огромные расстояния.
Одним из реализованных проектов является дирижабль Airiander 10, спроектированный и изготовленный британской компанией Hybrid Air Vehicles.

Дирижабль будущего. Концепт
Конструкторы создали его гибридным: во-первых, дирижабль использует аэродинамическую подъемную силу при наборе высоты и затем находится в воздухе за счет наполненного гелием объема. Его длина составляет 92 метра, грузоподъемность – десять тонн. Крейсерская высота полета дирижабля составляет шесть километров, а скорость – 148 километров в час. Он может находиться в полете до двух недель в беспилотном режиме и около пяти дней с экипажем.
Изначально дирижабль разрабатывался для военного ведомства США для ведения разведки и наблюдения в интересах наземных войск. Однако Пентагон отказался от данного воздушного судна, мотивируя свое решение высокой стоимостью данного проекта.
Конструкторы американской компании JP Aerospace разработали стратосферный дирижабль Ascender, предназначенный для запуска космических ракет-носителей с высоты порядка 50- 60 километров. Несмотря на то, что сама концепция вызывает много вопросов, полученные наработки могут быть использованы для создания дирижаблей с более реалистичными сценариями применения, например, используемых в качестве ретрансляторов связи или носителей средств высотной разведки.
Специалисты США также ведут разработку дирижаблей, которые станут своеобразными воздушными авианосцами. Они способны нести беспилотные летательные аппараты (БПЛА), которые будут атаковать наземные силы противника
Локомоскайнер: Летающая тарелка России
В России ведутся разработки перспективных типов дирижаблей. Одним из проектов стал «Аэростатический термобалластируемый летательный аппарат» (ATM), который за его линзообразную форму окрестили летающей тарелкой.
Особенностью этого дирижабля является то, что помимо объемов гелия в аппарате присутствует полость, заполняемая воздухом, нагреваемым двигателями. Эту идею выдвинул Константин Циолковский в 90-х годах XIX века.
Благодаря такой конструкции, позволяющей контролировать подъемную силу, аппарат сможет совершать не только вертикальный взлет, но и зависать в одной точке или даже садиться на любую ровную площадку – в отличие от классических дирижаблей, которым необходимы специальные мачты для причаливания.
Для передвижения ATM используются электродвигатели. Кроме этого, аппарат снабжен небольшими крыльями, которые будут создавать некоторую дополнительную подъемную силу. Дискообразная форма, по словам создателей, позволит обеспечить устойчивость под напором ветра при зависании аппарата над определенной точкой, например, для того чтобы забрать груз. Данный дирижабль получил название «Локомоскайнер».
Его грузоподъемность составляет до 600 тонн. Он способен развивать скорость до 110 километров в час, а максимальная дальность его полета составит 3000 километров. При этом дирижабль очень экономичен, обладает высокой грузоподъемностью, может выполнять полеты при любой погоде и скорости ветра до 20 метров в секунду, и для него не нужны аэродромы.
В условиях России с ее огромными территориями, где зачастую отсутствуют дороги, подобные дирижабли станут отличным средством коммуникации.
Средство доставки дирижаблем
Применение таких средств доставки позволит избежать масштабных вырубок лесов и даст возможность сэкономить
средства на прокладку дорог, например, к небольшим месторождениям полезных ископаемых.

Локомоскайнер. Российский проект дирижаблей будущего
«Локомоскайнер» способен перевозить любые крупные негабаритные грузы, при этом промышленные узлы он может перевозить уже полностью собранными – так что не понадобятся строительно-монтажные работы на месте. С помощью дирижабля, например, можно будет доставлять целые буровые вышки с оборудованием. Один такой дирижабль способен будет заменить целый железнодорожный состав.
Его преимущества наверняка оценят сотрудники МЧС, ведь «Локомоскайнер» сможет взять на борт сразу несколько сотен спасателей и доставить их к месту пожара, наводнения или другого стихийного бедствия. Незаменим он и при эвакуации пострадавших. В отличие от самолета ему не нужен аэродром.
Работают отечественные конструкторы и над созданием дирижаблей, которые будут использованы в оборонных целях. Воздушное судно «Атлант» грузоподъемностью до 170 тонн способно функционировать на высотах до 10 000 метров.
Предполагается применять подобные модели в качестве элементов системы предупреждения о ракетном нападении.
Ведутся разработки дирижаблей, способных поднимать грузы до тысячи тонн. Они объединят в себе преимущества транспортных самолетов, вертолетов и кораблей. Их можно будет с успехом использовать и для доставки крупных десантных формирований в труднодоступные регионы. Бортовой компьютер таких гигантов будет выбирать оптимальный маршрут, который позволит избегать опасных контактов с силами противника.

Агитплакат СССР. Воздухоплавание в Советской России
Отечественные авиационные эксперты уверены, что у дирижаблей в нашей стране большое будущее и уже в ближайшее десятилетие они начнут бороздить воздушные просторы.