Главная » ОТДЫХ » ЗДОРОВЬЕ » Долгожители, и 100 лет – не года

Долгожители, и 100 лет – не года

Человечество стареет — это объективная реальность. Возможно ли продлить активную жизнь и значительно отодвинуть привычные границы старости? Увы, ученые до сих пор не дали однозначного ответа.

Возможно ли продлить активную жизнь и значительно отодвинуть привычные границы старости

 

Еще в первой четверти прошлого века предприни­мались попытки кардинально омолодить человеческий ор­ганизм. Такие работы велись и в СССР. Достаточно вспом­нить «Собачье сердце» Миха­ила Булгакова: в основе этого произведения реальный пер­сонаж — хирург Владимир Ро­занов, с 1929 года заведую­щий хирургическим отделе­нием Кремлевской больницы. Он оперировал В. И. Ленина, а впоследствии И. В. Сталина.

Омоложение путем переливания крови

С этой же целью ученый и врач Александр Богданов на­чал переливать кровь моло­дых людей пожилым, считая, что «молодая кровь, с ее ма­териалами, взятыми из моло­дых тканей, способна помочь стареющему организму в его борьбе по тем линиям, по ко­торым он уже терпит пораже­ния, т. е. по которым он имен­но «стареется».

Богданов проверял свои теоретические наработки на весьма солидном уровне: в 1926 году он возглавил Госу­дарственный научный инсти­тут переливания крови, соз­данный по личному указа­нию И. В. Сталина. Он лич­но участвовал в эксперимен­тах.

К сожалению, в апреле 1928 года во время 11-го пе­реливания крови Богданов умер из-за резус-конфликта. Студента МГУ, с которым шел обмен кровью, врачи смог­ли спасти. Увы, предложен­ный Богдановым метод так и не доказал своей эффектив­ности.

Животворящая таблетка

По международной клас­сификации, долгожитель — это тот, кому за 90 лет. Хотя геронтологи — специалисты, занимающиеся проблемой старения, — считают эту возрастную планку нормой, рав­но как и 95, и 100 лет. В каче­стве верхней планки называют 120 лет — это видовой предел человека (кстати, именно этот возраст упоминается и в Биб­лии).

Однако подавляющее большинство людей не только в России, но и в мире находят­ся в ситуации преждевремен­ного старения — 75-80 лет — и раннего ухода из жизни. За­дача, которую пытаются ре­шить ученые, — добавить 30-40 дополнительных лет за счет внутренних резервов ор­ганизма и того «запаса проч­ности», на который рассчитан человеческий организм.

Еще в 1968 году в Военно­медицинской академии на­чались исследования по по­лучению ряда геропротекторов — препаратов, замедля­ющих старение. О достигну­тых успехах говорит тот факт, что руководитель научно- исследовательской лаборато­рии биорегуляторов полков­ник медицинской службы Вла­димир Хавинсон в 1991 году стал лауреатом премии Сове­та министров СССР.

Были раз­работаны пептидные биоре­гуляторы, которые при систе­матическом приеме способны увеличить продолжительность жизни на треть. Каждый из них ориентирован на конкретную систему, позволяет повлиять на ту или иную «поломку» и продлить срок бесперебойно­го функционирования органа.

Прививка от старости

Еще одно перспектив­ное направление — генно­терапевтические «прививки от старости». Суть в том, что­бы подправить определенные органы за счет веществ це­ленаправленного действия. Предполагается доставлять в клетки матричные рибонукле­иновые кислоты, затормажи­вая процесс старения.

Делаются попытки заме­нить возрастные белки плазмы крови новыми. Так ученые пытаются влиять на регенерацию тканей и снимать процессы воспаления. Кстати, наш орга­низм сам по себе способен по­стоянно обновляться: на сме­ну отмирающим старым клет­кам приходят новые.

К при­меру, срок жизни эритроци­тов (красные кровяные тельца) около 120 дней, и за этот срок они преодолевают по системе кровообращения 1,5 тысячи километров! Или еще пример: за месяц поверхностный слой кожи (эпидермис) обновляет­ся дважды. То есть потенциальная возможность для дол­голетия — научиться влиять на частоту и качество обновления клеток организма.

Молодой пенсионер

«Ты совсем не изменил­ся!» — часто это не дежурный комплимент, а констатация приятного факта: бывает, что время невластно над внеш­ностью человека. Это тот слу­чай, когда нужно отличать ка­лендарный возраст от биоло­гического. Состояние орга­низма может соответствовать прожитым годам, но нередко оно отклоняется в ту или иную сторону.

Встречаются люди, которые к 50 годам уже выгля­дят стариками с соответству­ющим набором сопутствую­щих заболеваний: атероскле­розом, катарактой, остеохон­дрозом и пр. И наоборот, че­ловек в солидном возрасте выглядит на 15-20 лет моло­же. Разумеется, многое зави­сит не только от генетики, но и от образа жизни и условий труда. Но как человеку уда­ется выглядеть и чувствовать себя значительно моложе сво­их лет и сохранять прежнюю работоспособность?

Геронтологи давно стара­ются выявить причину значи­тельного отставания биоло­гического возраста от кален­дарного у таких «молодых по­жилых». С помощью получен­ных знаний они рассчитыва­ют продлить активную жизнь всего остального человече­ства. Кстати, скорость старе­ния у мужчин и женщин раз­лична: у последних она мень­ше, и живут представительни­цы прекрасного пола в сред­нем на 6-8 лет дольше.

При­чина — в положительном воз­действии женских половых гормонов (эстрогенов), которые тормозят образование атеросклеротических бляшек на кровеносных сосудах.

Хирург-рекордсмен

Не секрет, что существу­ет некий стереотип о возможностях человека в преклонном возрасте. Хотя долгожители нередко показывают пример работоспособности и творческого подхода к делу даже куда более молодым колле­гам.

К примеру, в 2020 году в возрасте 98 лет ушел из жиз­ни академик РАН Борис Ла­пин, внесший заметный вклад в науку. Он до 92 лет возглав­лял НИИ медицинской прима­тологии, а затем работал там же научным руководителем и до конца своих дней трудился очень активно.

Академик Федор Григорь­евич Углов прожил 103 года и внесен в Книгу рекордов Гиннесса как старейший в мире практикующий хирург. Он опе­рировал, даже перешагнув 100-летний рубеж!

Академик Федор Григорь­евич Углов прожил 103 года и внесен в Книгу рекордов Гиннесса как старейший в мире практикующий хирург. Он опе­рировал, даже перешагнув 100-летний рубеж

Впрочем, немало при­меров сохранения завид­ной трудоспособности не только среди выдающихся профессионалов. Активно тру­дилась до 98 лет и содержала собственное хозяйство в Се­верной Осетии Госада Цаллаева. В 119 лет она перенес­ла сложную операцию, а уже через месяц снова взялась за прялку и вязальные спицы (умерла на 122-м году жизни).

Жить 200 лет не хочу!

Но так ли привлекатель­но долголетие? Социоло­ги утверждают, что многих вполне устраивает прожить до 80 лет. Почему? Серьезно сдает здоровье, старики ста­новятся обузой для родствен­ников, не находят себе приме­нения, не поспевая за стре­мительно развивающимися технологиями. Иными слова­ми, актуальнее для многих не сколько прожить, а как можно дольше сохранять достойное качество жизни.

Неслучайно среди пожи­лых людей все большую по­пулярность набирают генети­ческие паспорта. Специаль­ное обследование позволя­ет определить гены предрас­положенности к ряду наибо­лее распространенных забо­леваний: атеросклерозу, бо­лезни Альцгеймера, диабету, инфаркту и др.

Составляет­ся прогноз риска развития за­болеваний и назначается про­филактическое лечение. Плюс обследование на биомаркеры старения — биохимические показатели, характеризующие состояние систем организма, качество и полноту выполня­емых ими функций. Обычно к 70 годам показатели снижа­ются наполовину от 100-процентного результата.

…Когда знаменитой писа­тельнице Астрид Линдгрен в одном из интервью пожелали прожить еще 200 лет, она ка­тегорически отказалась от та­кого «подарка». Скучно жить, когда рядом не останется ни подруг, ни детей, ни внуков. Наверное, в чем-то она пра­ва. Хотя до заявленных уче­ными 120 лет, да еще при хо­рошем самочувствии, почему бы и нет?

Статистика долгожителей

Как известно, статистика знает все. На начало 2020 года в Рос­сии проживали 22,6 тысячи граждан старше 100 лет. От 95 до 100 лет — свыше 60 тысяч.

Статистика долгожителей

И Россия в этом отношении выглядит вполне достойно — на одного человека старше 100 лет приходится 6,5 тысячи бо­лее молодых жителей. Недалеко ушла Великобритания, где один такой долгожитель приходится на 6,8 тысячи человек, в Швеции — на 6 тысяч. В Италии этот показатель почти вдвое выше — один старожил живет «в окружении» 3,6 тысячи граж­дан. Но рекорд принадлежит Японии, в которой на одного 100-летнего приходится всего 2,9 тысячи человек.

 

Оставить комментарий