Славянская мифология богата разными видами существ: русалки, ведьмы и ведьмаки, упыри, птицы сирин и алконост и многие другие. Как их классифицируют, чем духи славянской мифологии отличаются от зарубежных своих собратьев — давайте разбираться этой статье.
Мавки (Навки)
Мавками могли стать малолетние, не прошедшие обряд крещения или задушенные матерями дети. Также мавками были и девушки. Например, считается, что Кострома была первой мавкой. Когда она узнала, что ее возлюбленный – ее брат, с которым они были разлучены в детстве, девушка нырнула в озеро с головой и стала мавкой.
И каждый раз, когда девушка видела юношу, проходившего мимо водоема, она думала, что это её любимый, и звала к себе. Только под водой она понимала, что юноша не тот, но к тому времени парень был уже мертв. К счастью, в ситуации с Костромой и Купалой боги решили исправиться и воссоединили возлюбленных в цветке Иван-да-Марья (Купала-да-Мавка). Остальные же мавки, так и искали своих возлюбленных, заманивая к себе в водоемы проходящих мимо мужчин.
Выглядят мавки не как люди. Очертания живого человека остаются, но спина у них прозрачная, через нее видны внутренние органы и даже остановившееся сердце. Отражения и тени они не имеют. Мавки могли появляться как нагими, так и в рваных рубахах. Иногда мавка могла превратиться в черную птицу. В таком облике она была способна высосать жизненную силу живого человека.
Несмотря на то, что девушки-мавки ищут возлюбленного и топят мужчин, а дети-мавки убивают людей из-за мести за собственную смерть, в этих существах, по поверьям, есть и что-то хорошее. Там, где пройдет мавка, можно ожидать хороший урожай.
Из-за некоторого сходства мавок приписывают иногда к русалкам.
Вила
Дух длинноволосой девушки, который является родственным русалкам. Во многом они похожи на древнегреческих нимф, британских фей и эльфов. Их образ очень женственный: длинные прекрасные волосы, за их спиной – крылья, а одеты девы в длинную белую одежду. Одежда и скрывает их главный секрет – копыта. Южные славяне считали, что копыта у вилы ослиные, козьи или лошадиные. Они же описывали духа как доброго, помогающего сиротам и обиженным. Особое дружелюбие вилы проявляли к мужчинам. Несмотря на милую внешность, дух мог и отомстить своему обидчику. Это мудрый и злопамятный дух, если ему как-то навредить.
Существуют легенды, как мужчина поведясь на красоту вилы, отрезает ей крылья и берет ее в жены. Таким образом, дух не может летать и становиться простой женщиной. Такой брак вряд ли можно посчитать счастливым. При любом удобном случае вила возвращала себе крылья и улетала от мужа. Дети, родившиеся в браке, часто оставались с мужем, редки случаи, когда вила, забирала своего ребенка с собой. На Западе славяне считали, что вила это умершая девушка, которая не нашла покоя и теперь способна отомстить всем, кто причинял ей вред при жизни.
Русалки
Когда вы слышите слово «русалка», о чем вы вспоминаете? Пушкинский зеленый дуб, на котором она сидит, или же версию Андерсена? Увы, версия Ганса Христиана нам не подходит. Все потому, что в славянской мифологии у русалки были ноги, а не хвост. И вообще это не кто иные, как девушки-утопленницы. Они выглядят как обычные девушки с длинными светлыми волосами, одетые в белые одежды. Однако мы можем не увидеть их лица, потому что они покойницы. Русалками могли стать девушки, которые еще не вступали в брак, у которых было какое-то незавершенное дело. Самоубийцы, умершие насильственной смертью, некрещеные дети, ведьмы и колдуны также могли стать этими мифологическими существами.
Существуют разные версии места обитания русалок, да и называют их, оказывается, тоже по-разному. Нам привычна связь русалок с водой. Другие версии говорят, что были и лесные русалки. Таких называли лоскотухами. Они жили на деревьях, а вместо хвоста у них были ноги. Именно лоскотуха стала прототипом той самой пушкинской русалки, которая сидит на ветвях. Если бы у нее был хвост, смогла бы она туда забраться?
В полях и огородах обитали полудницы. Они появлялись в самое опасное для работы время, в самый солнцепек, когда человек мог получить солнечный удар.
Рыбий хвост у русалки появился много позже, и то из-за западноевропейских веяний – там образ морской девы изначально был – хвостатым.
О русалочьем характере сказать что-то дельное трудно. В основном из-за того, что у каждого славянского народа свое представление об этом существе. У одних русалка путает и заговаривает людей, вредная, пробирается в дома к людям, чтобы что-то украсть или спрятать. У других русалка предстает веселой, озорной, помогающей заблудившимся в лесу детям. Также она помогает тонущим. Вероятно, русалка их жалеет и не хочет, чтобы они повторили её судьбу. Иногда она может сочетать в себе все эти свойства.
Ведьмак
Ведьмак – это мужской вариант ведьмы. Обладая магическими способностями, он может обернуться любым зверем и птицей, а также бывает главным у ведьм. Однако иногда он занимает и противоположную от них сторону – противостоит и защищает людей от ведьминых происков.
Он вредит и защищает, насылает бедствия и лечит, снимает проклятия. Ведьмаки могут быть прирожденными и выученными.
В любом случае перед смертью они должны передать свои знания другому. Если не провести обряд с осиновым колом с умирающим ведьмаком, то он может стать упырем.
Упырь
Упырей можно сравнить с западными вампирами. Они тоже пьют кровь, а победить их можно только осиновым колом. Ко всему прочему их появление сулило неурожай, засуху, предвещало болезни и наносило вред хозяйству. Если осиновый кол не работал, то упыря сжигали. Также помогал третий крик петуха. После него упырь сам уходил.
Упырем могли стать колдун, некрещеный ребенок, маньяк, бывший оборотень, еретики или укушенный другим упырем человек. Характерная особенность упыря — его необычайно красное лицо и глаза- под цвет крови, которую он пьет.
Волкодлак
У этого мифического существа есть и другие названия: волколак, оборотень. Обычно им выступал сильный колдун. Его главное отличие от оборотня, своего западного брата, – колдун мог обратиться в волка или медведя, или любого другого животного в любое время лунных суток по своему желанию. Также его называют перекидышем, перевертышем. Все потому, что для превращения в животное волколаку сначала надо было переступить, перепрыгнуть, перевернуться и т. д. через какой-то магический предмет. Чтобы стать обратно человеком, он повторял те же действия, но в обратном порядке.
Волкодлаком становились несколькими способами: ими рождались, насильственно и по собственной воле. В насильственном способе ведьма или колдун превращали человека в зверя при помощи заклинаний, проклятий.
Лихорадка
Это злой женский дух, который желает зла. В отличие от многих из нашего списка, лихорадка одна не ходит: их может быть 3, 7, 12, 77. Звали их обычно по признакам болезни: Трясея, Ледея (Озноба), Огнея, Гнетея (Гнетуха), Глухея, Желтея (Желтуха, Желтунница), Ломея (Костоломка) и проч.
Сирин и Алконост
Сирин похож на греческих сирен: Это райская птица с девичьей головой и нимбом. У нее прекрасный голос. Однако иногда ее сравнивают посланниками из ада, потому, что она вредит и сводит с ума своим пением. Птица не любит громких звуков, потому ее отпугивает колокольный звон, звуки трубы или пушечный залп.
Алконост внешне похож на сирин; однако имеет еще и женские руки. В имени птицы сокрыта довольно старая опечатка. Изначально был миф о Алкионе. Однако, когда переписывали книгу в X веке, писарь вместо «Алкионъ есть птица морская» написал «Алконост». С тех пор так ее и зовем. Пение этой мифической птицы завораживает любого услышавшего его. Человек забывает обо всем и идет на звук.
Сирин и алконост очень похожи, хоть и поют о разном. Одна – птица печали, другая – радости. В мифах они иногда меняются местами.
Берегиня
Берегиня охраняла все живое, это добрый женский дух. Он всегда привязан к определенному месту и оберегает его.
Берегинями могли быть добрые русалки, выходящие из своих водоемов. Это были те девушки, которые погибли раньше срока. Также берегиней могла стать ведунья, волшебница. Для этого она после смерти должна была сильно захотеть оберегать либо часть природы, либо часть человеческого рода, либо отдельную семью.
К духам места также относятся водяной, леший, болотник. И если водяной и леший считаются духами-хранителями, то болотник, напротив, злой дух. Его цель – заманить человека в трясину и утопить.
Огненный змей
Змей посещал женщину, тоскующую по своему мужу. Он наведывался только к замужним или овдовевшим женщинам, которым стыд и совесть, не знакомы.
Сначала женщина должна была поднять какую-то яркую и красивую вещь, подброшенную змеем. Потом змей в облике мужа заходил в дом, обнимал, целовал и угощал ее пряниками. Потом они ложились вместе в кровать. Через несколько месяцев мог родиться ребенок. Но он не был похож на человека: копыта или какие-то другие части, не характерные человеку, все-таки выдавали его. После такого женщина сходила с ума и шла на самоубийство.
Определить змея просто – надо всего лишь провести рукой по спине. Если позвоночник не прощупывается, это змей.
Овинник
Добрый дух, похожий на большого черного кота с горящими, как уголь, глазами. Он помогает охранять хлеб и овину от напастей, дает хороший примолот.
Анчутка
Он же бес, бесенок. Это злой дух, который стал ассоциироваться с чертями и Сатаной после принятия христианства. Изначально анчутка ассоциировался с холодом. Считалось, что зимой земля, замерзая, переходила во власть бесов. И только позже бесенок стал ассоциироваться с огнем и адским пеклом.
Такие бесы могли овладеть человеческим телом, сделать его одержимым. Возможно, отсюда и произошло название болезни «бешенство».
Кладенец
Злой дух, охраняющий сокровища и клады. Чтобы сокровище стало твоим, в духа надо кинуть шапку или клок своих волос. В таком случае клад поднимется на поверхность. Сделаешь что-то не то, кинешь обувью – клад тотчас же уйдет под землю. Да так, что и не откопаешь.
Бабайка
Дух для запугивания детей. Он специально не имеет формы, чтобы каждый ребенок воображал себе то, чего сам сильнее всего боится.
Банник
Злой дух, принимающий вид старика, голого и покрытого грязью. Его любимое занятие – приходить в баню, когда в ней уже побывали люди, и мыться грязной водой. Считается, что он приходит ночью, поэтому после полуночи в баню ходить нельзя.
Духи славянской мифологии, список которых очень обширен, в него входят и Баба-яга, и Кощей, и домовой, и кикимора, и многие-многие другие духи и существа. Мы же рассказали лишь о малой части существ, которые присутствуют в мифологии славян. И обязательно расскажем несколько позже. Ждите и будьте с нами.