Одни называли его гением, другие — посредственностью. Одни молились на него, другие считали сектантом. Одни признавали величайшим ученым, другие утверждали, что он конченый профан. Многих он вдохновлял и был примером для подражания. Но было немало и тех, кто терпеть его не мог. Жак Фреско — очень неоднозначная фигура, а оттого интересная.
Белая ворона Жак Фреско
«Если мы снимем фильм о современной культуре и покажем его людям будущего, это будет фильм ужасов»
— Жак Фреско был не слишком высокого мнения о человеке «эпохи потребления», одержимом богатством, собственностью и властью. Но при этом он верил в человечество в целом и знал, как сделать его счастливым. Правда, Жака мало кто слушал. Но ему было наплевать:
«Если вы полагаете, что мир нельзя изменить, это лишь означает, что вы не один из тех, кто его изменит».
К тому же он с детства привык быть белой вороной.
Жак родился в 1916 году в Бруклине в семье еврейских эмигрантов из Турции, влачивших жалкое существование. Книги были его способом убежать от действительности. Жак читал запоем и, когда пошел в школу, с удивлением обнаружил, что уровнем знаний сильно выделяется среди сверстников. Но многие знания — многие печали.
Однажды юнец отказался давать клятву верности американскому флагу. Учительница за ухо оттащила бунтаря в кабинет директора, которому Жак дерзко заявил, что историю США творили эмигранты из разных стран, а потому лично он предпочел бы давать клятву верности планете Земля.
Как ни странно, директор не стал наказывать смутьяна. Наоборот, перевел Жака на индивидуальный учебный план. Парень мог изучать все, что ему нравится, но с одним условием: каждую неделю отчитываться о результатах.
Ему выделили место, где Фреско мог спокойно читать книги и заниматься, и «эксперимент» стартовал. Судя по всему, он был довольно успешным, раз окончился только через 2 года — в связи со смертью директора. Фреско снова усадили за парту наравне с остальными. Конечно, он этого не стерпел и в 12 лет бросил школу. Благо привычку к самообразованию усвоил уже очень хорошо…
В 13 лет подросток впервые в жизни попал на аэродром и… пропал, решив посвятить жизнь самолетостроению. Но в его планы вмешалась Великая депрессия. Отца Жака уволили с работы, и мать стала кормить все семейство, зарабатывая шитьем. И без того тяжелая жизнь стала невыносимой.
Жак собрал свои пожитки и ушел из дома, чтобы отправиться по стране автостопом. Именно тогда, наблюдая, как вся Америка погрузилась в нищету, видя неработающие заводы и фабрики и голодающих людей, Фреско впервые задумался о судьбе человечества.
Американский Кулибин
Согласно воспоминаниям Фреско, в 1934 году он стал работать над созданием и усовершенствованием самолетов и других воздушных аппаратов. А в 1939-м авиастроительная компания Douglas Aircraft пригласила подающего надежды конструктора на работу.
Он трудился над разработкой самолетов в виде диска. За кадром остались причины, по которым солидная фирма решила взять в штат самоучку. Впрочем, Фреско умел производить впечатление. Новый сотрудник фонтанировал идеями, чем и воспользовалось руководство компании: по словам Жака, Douglas Aircraft присвоила все его гениальные чертежи, ни разу не выплатив ему даже премии.
Фреско, разумеется, уволился. И решил, что раз с самолетами не вышло, то теперь его призвание — помощь алкоголикам и наркоманам. Он устроился на работу в реабилитационный центр для проблемных слоев населения. Но и там продержался недолго, придя к выводу, что социальные работники все сплошь некомпетентны и несостоятельны.
Позже он осознал, что «в большинстве случаев людям причиняет боль не происходящее — их ранят собственные ожидания». А тогда разгонять тоску молодой человек отправился на Полинезию.
Пребывая на острове Туамоту, Фреско сделал несколько открытий, которые в дальнейшем легли в основу его концепции общества будущего. Жака удивило, как люди распределяют ресурсы. Когда на острове случался богатый улов, аборигены раздавали рыбу бесплатно всем желающим, а когда на горизонте маячил голод, туземцы воровали рыбу друг у друга и дрались за еду.
Фреско недоумевал, почему бы просто не распределить рыбу так, чтобы ее хватало и на черный день. То же самое, уверял он, происходит и с мировыми ресурсами. Кучка людей бездумно распоряжается богатствами земли, не думая о будущем, в то время как другие терпят нужду и голод.
Специалист широкого профиля
Во время Второй мировой войны Жак служил в отделе разработок на военно-воздушной базе Райт-Паттерсон недалеко от Дейтона, штат Огайо, где перед ним поставили задачу «увеличить эффективность системы военного авиасообщения». Одной из спроектированных им моделей стало «радикальное крыло переменного прогиба», с помощью которого летчик мог регулировать толщину крыла во время набора высоты и дальнейшего полета.
Разработка была запатентована, но из-за проблем с дисциплиной Фреско выгнали из армии. Жак уже и сам не горел желанием там оставаться, находясь под большим впечатлением от «Проекта Манхэттен» — программы США по разработке ядерного оружия. Фреско был уверен, что силы и средства, потраченные на создание оружия массового уничтожения, следует направлять на нужды людей и укрепление симбиотических связей человека с природой.
После войны Фреско, окончательно разочарованный в государственной службе, сосредоточился на собственных проектах. Обосновал в Лос-Анджелесе научно-исследовательскую лабораторию широкого профиля и стал приглашать туда специалистов из самых разных областей, обещая им полную свободу творчества.
На посту директора лаборатории Жак развернул бурную деятельность: читал лекции, изобретал сам и вникал во все детали разработок других инженеров. Возможно, лаборатория и совершила бы какой-нибудь прорыв в мире науки, но городские власти посчитали, что куда важнее построить на ее месте автомагистраль, и снесли детище Фреско…
Тот, как обычно, и не подумал расстраиваться, увлеченный очередной идеей — циркулярного города. Предполагалось, что этот мегаполис будет построен с нуля. Причем так, чтобы учесть все ошибки человечества и дать возможность его обитателям раскрыть собственный творческий потенциал.
Город будущего Фреско
Для своего города будущего Жак придумал дома из алюминиевых конструкций. И пока сам полис оставался на бумаге, футуролог решил заняться продажей металлических домов по 2 950 долларов за штуку. Покупали их не слишком охотно, но Фреско не сдавался.
Проект Венера Жако Фреско
У него появились единомышленники. Одной из них была Роксана Медоуз, активно занимавшаяся продвижением идей Жака. Вместе они учредили некоммерческую международную неправительственную организацию «Проект Венера», целью которой обозначили — ни много ни мало! — создание нового общественного строя на базе ресурсо-ориентированной экономической модели.
Вместе писали книги, выступали по миру с лекциями и агитировали людей за вступление в их сообщество, которое многие считали сектой. Поклонники у них тоже имелись. Да и как им было не появиться, когда Жак заявлял, например:
«Проблема не в том, что мы не можем обеспечить бедных, а в том, что мы не можем удовлетворить запросы богатых»
Фреско считал, что внедрение «Проекта Венера» любому человеку в будущем позволит стать Леонардо да Винчи, ведь, когда общество избавится от денежной системы, каждый его член сможет заняться реализацией собственных способностей. А главное, люди тогда перестанут воспринимать конкуренцию как норму и спокойно займутся самопознанием по примеру Фреско.
Сам-то он всю жизнь считал, что «основная опасность — это сидеть сложа руки». Себе он этой роскоши не позволял никогда. Потому, вероятно, и оказался долгожителем: Жак умер в 2017-м — на 102-м году жизни. А споры о характере его деятельности не утихают до сих пор…