В 2022 году спортивная общественность отмечала 85 лет со дня рождения знаменитого советского футболиста Эдуарда Стрельцова. Его карьера начиналась блестяще. В 17 лет Эдуард вошел в состав сборной СССР и уже в первом матче забил три гола – тогда в игре со Швецией советская команда выиграла 6:0.
В 21 году Стрельцова было все, о чем многие молодые люди могли только мечтать: деньги, слава, регулярные поездки за рубеж, титул олимпийского чемпиона, звание заслуженного мастера спорта.
Он готовился к выступлениям на чемпионате мира 1958 года, но вместо этого был осужден и отбывал наказание в исправительно-трудовых лагерях…
Гол со сломанной ногой
Эдуард Анатольевич Стрельцов родился 21 июля 1937 года в подмосковном городе Перово (ныне внутригородское муниципальное образование Москвы). Его отец был столяром, а мать работала в детском саду. Во время войны Анатолий Стрельцов, фронтовик-разведчик, познакомился с другой женщиной и после Победы вместе с новой семьей переехал в Киев.
Матери Эдуарда пришлось воспитывать сына одной. Мальчик учился плохо, хотя ни разу не оставался на второй год. Окончив семь классов, Стрельцов-младший устроился работать слесарем-лекальщиком на завод «Фрезер».
Подросток увлекался футболом и играл в заводской команде. В 1953 году она провела товарищеский матч с московским «Торпедо», и тренер именитого коллектива Виктор Маслов пригласил 16-летнего Эдуарда к себе в команду.
Стрельцов выделялся на фоне других игроков чемпионата СССР, вскоре он попал в сборную страны, которая в 1956 году победила на Олимпиаде в Мельбурне.
В финале против Югославии вместо Стрельцова играл спартаковец Никита Симонян. В то время победителям вручались всего одиннадцать медалей, поэтому формально Стрельцов остался без награды. Никита предложил Эдуарду свою медаль, однако тот отказался, сказав, что он на 11 лет моложе и еще завоюет много трофеев.
Год спустя Стрельцов стал главным героем решающего матча сборной СССР за выход в финальную часть чемпионата мира. Тогда команды Советского Союза и Польши в своей группе набрали одинаковое количество очков, и победителя должна была определить игра на нейтральном поле в Лейпциге.
Для Стрельцова это противостояние связано с двумя примечательными эпизодами. Во-первых, он опоздал на поезд и вынужден был догонять команду на машине (для этого участникам делегации пришлось срочно обращаться по телефону к министру путей сообщения СССР Борису Павловичу Бещеву, и тот дал команду остановить поезд в Можайске, чтобы лучший игрок успел к нему подъехать).
Во-вторых, в игре Эдуард получил перелом ноги, но, несмотря на запрет врачей, остался на поле и даже забил гол (в итоге сборная СССР победила 2:0).
Личный враг Фурцевой
Эти два события как нельзя лучше характеризуют знаменитого спортсмена.
Он всегда отдавался игре без остатка, но совсем не дружил с дисциплиной: часто выпивал, курил, мог опоздать на тренировку.
В то время советские активисты высмеивали и наказывали стиляг, а Стрельцов старался выглядеть модно, носил яркие рубашки и пиджаки, имел прическу, характерную для молодых людей, подражающих западному образу жизни.
В архивах сохранилось досье, заведенное на Стрельцова сотрудниками КГБ, где отмечалось, что футболист во время поездок за границу жаловался, что придется возвращаться на родину.
Известно, что партийные чиновники неоднократно просили руководство «Торпедо» разобрать поведение Эдуарда на собрании команды из-за его звездной болезни.
По слухам, у футболиста имелся могущественный личный враг – сама Екатерина Фурцева, в то время первый секретарь Московского городского комитета КПСС. С ее дочерью, 15-летней Светланой, Эдуард познакомился на торжественном вечере в Кремле, посвященном победе советских олимпийцев в Мельбурне.
Юная девушка влюбилась в известного спортсмена без памяти, а Екатерина Алексеевна намекала Стрельцову, что он и ее дочь со временем могли бы стать семейной парой. Но футболист отказался встречаться со Светланой, сославшись на то, что у него есть невеста – Алла Деменко, инженер завода «Стальмост».
Их свадьба состоялась во время предсезонных сборов, за что Эдуард получил выговор от Секции футбола СССР (позже переименованной в Федерацию футбола СССР).
Арест футболиста Эдуарда Стрельцова
Роковым для Эдуарда Стрельцова днем стало 25 мая 1958 года, когда футболист и его товарищи по сборной Борис Татушин и Михаил Огоньков поехали отдыхать на подмосковную дачу летчика Эдуарда Караханова – приятеля Татушина.
С ними были девушки – Марина Лебедева, Ирина Попова и Тамара Тимашук.
Утром следующего дня все четверо мужчин были арестованы по обвинению в изнасиловании трех молодых женщин. Что конкретно произошло на даче, неизвестно до сих пор. Девушки позже отозвали свои заявления.
В итоге Караханова уволили из авиации, а Татушина и Огонькова на несколько лет отстранили от всех соревнований.
Показания Лебедевой, обвиняющей Эдуарда, были довольно противоречивыми (позже она заявила, что из-за опьянения ничего не помнит, а Ирина Попова сообщила, что в связь со Стрельцовым Марина вступила по обоюдному согласию). По наиболее распространенной версии, девушки просто хотели выманить у футболистов определенные денежные суммы.
Стрельцова подвело простодушие. Он поверил следователю, сказавшему, что если спортсмен сознается в изнасиловании в состоянии алкогольного опьянения, то его отпустят. Татушин и Огоньков все отрицали и проходили по делу в качестве свидетелей. А Эдуард подписал составленное правоохранителями чистосердечное признание.
Конечно, никто не собирался его отпускать. 24 июля 1958 года судебная коллегия по уголовным делам Московского областного суда на закрытом заседании приговорила Стрельцова к 12 годам лишения свободы.
По версии журналистов, на суровость приговора повлияла обиженная на Эдуарда Екатерина Фурцева, которая пожаловалась на «несоветское» поведение футболиста лидеру страны Никите Хрущеву. Так что указания правоохранителям шли с самого верха.
Верховный суд РСФСР отклонил все кассационные жалобы. Рабочие московского автомобильного завода имени Лихачева, которому принадлежала команда «Торпедо», где играл Стрельцов, планировали провести многотысячный марш в поддержку футболиста, однако из-за позиции руководства предприятия шествие так и не состоялось.
Приговор авторитетов
Эдуард Стрельцов провел в местах заключения шесть лет (в 1960 году его срок сократили до семи лет, а в 1963 году футболист был условно-досрочно освобожден).
Он отбывал наказание в нескольких местах: на лесоповале в Вятлаге, на оборонном предприятии в подмосковной Электростали (есть сведения, что там он получил большую дозу радиации), позднее – на зоне в Тульской области, где его устроили на должность библиотекаря.
В Вятлаге (Вятский исправительнотрудовой лагерь, один из крупнейших в системе ГУЛАГа) футболист трудился на заготовке леса, в письмах к матери он жаловался на тяжелые условия содержания.
Помогло то, что среди руководства исправительного учреждения было много болельщиков, знавших Стрельцова по выступлениям за «Торпедо» и сборную СССР. В лагере регулярно проводились футбольные матчи между отделениями, и Эдуард принимал в них участие, что давало определенные послабления в работе.
Статья, по которой осудили Стрельцова, в криминальном мире считается позорной, и далеко не все заключенные верили, что футболиста наказали несправедливо.
В конце 1958 года в поселке Лесной того же Вятлага у спортсмена произошел серьезный конфликт с уголовниками. Все началось с того, что во взрослую зону перевели бывшего «малолетку» по кличке Репейник.
Ему нужно было поставить себя на новом месте – и парень решил поиздеваться над Стрельцовым, зная, что за сидельцев по такой статье никто не вступится. Футболист в ответ врезал Репейнику по физиономии.
Это было нарушением законов зоны: «мужик», да еще и осужденный за изнасилование, ударил вора! На сходке авторитетов зоны Стрельцова приговорили к смерти. Ночью на него набросили одеяло и стали бить железными прутьями.
Эдуард выжил, хотя четыре месяца пролежал в больнице. По мнению многих биографов Стрельцова, после этого у футболиста развились сразу несколько серьезных болезней, и это способствовало тому, что Эдуард Анатольевич так рано ушел из жизни.
В ночь после дня рождения
После освобождения Стрельцов вернулся в большой футбол и в 1965 году помог родной команде «Торпедо» выиграть чемпионат СССР. Но прежней игры спортсмен уже не показывал. Его карьера завершилась в 1970 году после серьезной травмы – разрыва ахиллова сухожилия.
Эдуард Анатольевич окончил Институт физической культуры и некоторое время работал футбольным тренером. Он скончался в ночь с 21 на 22 июля 1990 года (21 июля – день его рождения, перед смертью спортсмену исполнилось 53 года).
По официальной версии, причиной гибели стал рак легких. И родные спортсмена считали, что болезнь была спровоцирована не только курением, но и тем жестоким избиением в Вятлаге. Приговор уголовников все-таки достиг своей цели.