Известно, что в многоэтажных жилых домах или как их называли римляне – инсулы, проживало в эпоху расцвета Древнего Рима не менее 700 тысяч человек.
В ограниченном городском пространстве жилищная проблема существовала уже тогда, и для ее решения, как и в наши дни, строились многоквартирные дома. Однако условия проживания в них были весьма далеки от современных представлений о комфорте.
Что такое инсулы?
Чередование кирпича и туфа
Гораздо реже встречались инсулы, состоящие исключительно из жилых помещений. Считается, что римские доходные дома имели по четыре или пять этажей, но так как за давностью лет ни один из них полностью не сохранился, то исследователи допускают возможность существования и более высоких построек.
В большинстве квартир было от одной до трех комнат, но в некоторых случаях их количество могло доходить до двенадцати. Размеры комнат также различались – от крохотных каморок до просторных помещений.
Внутренняя отделка инсул ограничивалась штукатуркой на стенах, и лишь иногда в коридорах первого этажа пол покрывался мозаикой.
Фасады таких домов нередко украшались балконами или портиками с колоннами из обожженного кирпича, а оконные проемы при необходимости закрывались деревянными ставнями или же просто занавешивались плотной тканью, так как стекло в античную эпоху было очень дорогим.
Примечательно, что люди с достатком селились на первых этажах, а бедняки занимали верхние этажи, и чем выше находилась квартира, тем беднее были ее обитатели. Объяснялось это тем, что условия проживания в разных квартирах одного и того же дома имели весьма существенные различия.
Место для ночлега
Одной из особенностей римской цивилизации было водоснабжение городов с помощью акведуков – трубопроводов, по которым вода самотеком поступала в бассейны и фонтаны, размещавшиеся на городских площадях, во дворцах, богатых домах и публичных зданиях.
Нередко водопровод проводили и в инсулы, но так как напор воды в такой системе был довольно слабым, то он мог действовать только на первом этаже.
Точно так же обстояло дело и с канализацией, поэтому жильцы верхних этажей были полностью лишены этих удобств и ходили за водой в ближайший фонтан или покупали ее у водоносов, а также пользовались общественными туалетами или «ночными вазами».
В результате стоимость аренды жилья напрямую зависела от этажа – чем он был выше, тем ниже плата. И наоборот. По этой причине в тесных каморках под самой крышей обитали те, кто едва сводил концы с концами, а внизу в комфортабельных апартаментах проживали состоятельные горожане, среди которых встречались даже сенаторы.
Другой проблемой, с которой обитатели верхних этажей сталкивались в холодное время года, было отсутствие отопления. Как это ни покажется странным, римляне не знали домашних печей. Дворцы и общественные здания они обогревали теплым воздухом, который подавался в помещения от печей по специальным каналам, проложенным в полу и стенах.
Такой способ применялся и в инсулах, но только на первом этаже, так как для отопления всего здания воздуховодные каналы пришлось бы размещать внутри стен, тем самым значительно увеличивая их толщину, а следовательно, стоимость строительства, что никак не отвечало интересам владельцев доходных домов.
Жильцам же не оставалось ничего другого, как использовать для обогрева жаровни, на которых нередко готовили пишу, вследствие чего при отсутствии дымоходов комнаты наполнялись дымом и чадом.
В дополнение ко всем этим неудобствам окна в инсулах были небольшими, в среднем 60 на 80 сантиметров, поэтому в квартирах, особенно в пасмурную погоду, царил полумрак.
Мебели даже в благоустроенных квартирах было очень мало, а во всех остальных обстановка состояла из кровати и стула. По сути, такое жилье было всего лишь местом для ночлега и хранения личного имущества, а все остальное время его обитатели проводили в поисках заработка, а также на рынках, в закусочных и банях.
Арендаторы и…
Несмотря на отсутствие элементарных удобств в большей части сдававшегося внаем жилья, арендная плата была весьма высокой. Сведения о ее размерах довольно отрывочны, но, по некоторым подсчетам, за самую скромную квартиру жильцам приходилось платить около 500 сестерциев в год.
При годовом доходе неквалифицированного работника от 300 до 900 сестерциев и «прожиточном минимуме» в 200 сестерциев даже такое жилье было далеко не каждому по карману, поэтому беднейшая часть населения Рима ютилась в подсобных помещениях лавок и ремесленных мастерских, пристройках и подвалах, а то и просто под мостами.
Доходило до того, что государственным служащим, писцам и садовникам разрешалось ночевать в общественных зданиях.
Самыми дорогими были, конечно же, комфортабельные квартиры. Например, одному из друзей Цицерона такая жилплощадь обходилась в 30 тысяч сестерциев, и это был далеко не предел. Вместе с тем стоимость аренды значительно менялась с каждым этажом.
Так, по сообщению Плутарха, будущий диктатор Луций Корнелий Сулла в молодости снимал скромную квартиру за три тысячи сестерциев, тогда как его сосед сверху платил за точно такую же в полтора раза меньше.
Проблема высокой арендной платы нашла свое отражение даже в литературных произведениях того времени, и касалась она не только самых бедных. По свидетельству Гая Светония Транквилла, историка и писателя И века, нередки были случаи, когда из-за поисков недорогой квартиры сенаторы пропускали заседания сената.
Дороговизна арендного жилья объяснялась в первую очередь тем, что владельцы инсул не занимались делами управления сами, а сдавали дома основным съемщикам.
Те же сдавали целые этажи более мелким посредникам, которые искали нанимателей отдельных квартир, съемщики которых делали то же самое с комнатами, причем нередко разделяли их перегородками на углы и каморки, особенно на последних этажах, чтобы и при наименьших расценках извлечь максимально возможную выгоду.
…арендодатели
Получить наибольшую прибыль стремились не только посредники, но Инсула Аракоели у подножия Капитолия – одна из немногих, сохранившихся до наших дней и владельцы инсул, экономившие на их ремонте.
Для жильцов это оборачивалось, прежде всего, угрозой обрушения зданий, а о том, что это происходило довольно часто, упоминали многие римские авторы. По признанию Цицерона, он послал архитектора в одну из своих инсул лишь после того, как в нескольких комнатах рухнул потолок, а все жильцы разбежались.
Не лучшим образом заботились о техническом состоянии доходных домов и другие владельцы.
Еще большую опасность для обитателей инсул представляли пожары, которые, по словам римского юриста Домиция Ульпиана, случались практически ежедневно. При этом нередко выгорали целые кварталы, а во время Великого пожара при правлении Нерона огонь опустошил 11 из 14 районов Рима и как знать, возможно этого бы не случилось если обслуживание сигнализации от таких случаев проводилось на должном уровне.
Причинами, по которым пламя охватывало здания одно за другим, были и узкие, не более пяти метров в ширину, улицы города, и ничтожные, в 30 сантиметров, расстояния между инсулами, но главное – экономия на их строительстве.
Инсулы, возводимые по всем правилам, были надежно защищены как от быстрого распространения огня, так и от обрушений, а между тем строители всеми способами старались снизить свои затраты.
Вместо дорогих конструкций из обработанного камня и бетона применялись более дешевые деревянные перекрытия, обожженный кирпич заменялся сырцовым, а каркасные перегородки заполнялись плетеными из тростника матами. Нередко закладывались слабые фундаменты, и даже стены возводились недостаточной толщины.
Поэтому неудивительно, что пламя от жаровни, опрокинутой в какой-нибудь из комнат, нередко в считанные минуты охватывало весь дом, а стены из сырцового кирпича, размокавшего от влаги, могли обрушиться в любой момент, от чего особенно страдали обитатели инсул в кварталах, расположенных на берегах Тибра и затапливаемых во время наводнений.
Впрочем, все эти бедствия не очень-то огорчали владельцев доходных домов. По подсчетам современных исследователей, строительство среднего размера инсулы в I веке обходилось примерно в 100 тысяч сестерциев, а по словам все того же Цицерона, ежегодный доход только с одной из принадлежавших ему инсул составлял 80 тысяч.
Получается, что уже на второй год после постройки она стала приносить ему чистую прибыль. Очень даже неплохой бизнес!