Кто из нас не глядел в ночное небо и не размышлял об иных мирах, кто не мечтал посмотреть вблизи на такие бесконечно далекие от нас звезды, кто не гадал о том, что находится там, за невидимым космическим горизонтом?..
Вселенская мечта
Отец современной космонавтики К. Э. Циолковский был не только выдающимся инженером, но и философом, одним из основоположников космизма — течения, согласно которому Вселенная, или Мир (включая жизнь и человечество), есть закономерно эволюционирующая система.
Он много рассуждал о чудесах нашего космического дома, который он вслед за Иоганном Кеплером называл Солнечным замком. И был убежден, что человек побывает во всех его планетарных залах и найдет в них немало удивительного, включая внеземных существ.
Циолковский оказался прав: сегодня ученые с жадностью анализируют нескончаемый поток открытий, приносимых флотилиями автоматических межпланетных станций (АМС) из всех уголков Солнечной системы.
Пепельная блондинка
Советские космические зонды серии «Венера» в свое время обнаружили ураганы фантастической мощности, бушующие в атмосфере Утренней звезды. Сегодня мы знаем, что гигантские вихри по непонятным причинам чаще всего возникают вблизи венерианского южного полюса. Они напоминают земные тропические ураганы, но без дождя и молний.
Диаметр этих атмосферных вихрей достигает 1 800 километров, и поднимаются они на десятки километров над поверхностью планеты. Но самое удивительное заключено в другом: венерианские ураганы нередко состоят из двух вихрей с раздельными центрами вращения, раскручивающихся на разной высоте.
По совершенно непонятным причинам они активно взаимодействуют друг с другом, при этом каждый сохраняет свою форму. Хотя теория утверждает, что в итоге должен образоваться единый торнадо, на Венере этого не происходит.
Некоторые гидродинамические модели объясняют такое поведение спецификой вращения венерианской атмосферы, которая в 60 раз быстрее вращения самой планеты. Однако многое в этих вихревых атмосферных «каруселях» требует уточнения.
Разумеется, не прошли мимо аномальных венерианских ураганов и уфологи. Так, известная своими конспирологическими измышлениями организация «Космопоиск» выдвинула сразу две версии венерианских бурь.
По одной из них, на поверхности планеты действуют погодные генераторы инопланетян, разводящих «венерианскую кремнийорганическую живность» вроде каменных «скорпионов Ксанфомалити». По другой — наоборот: неизвестные пришельцы формируют Венеру как свою будущую базу и предмет торга с землянами.
Возникает закономерный вопрос: может быть, и загадочный пепельный свет Венеры является следствием ее перестройки? Тогда этот процесс начался столетия назад, ведь слабое свечение на неосвещенной стороне Венеры впервые наблюдалось еще в 1643 году. С тех пор объяснить этот удивительный феномен безуспешно пытались многие известные астрономы.
Были высказаны предположения, что пепельный свет вызывают многочисленные молниевые разряды, подсвечивающие венерианские небеса. Однако АМС, пролетавшие вблизи планеты, не зафиксировали грозовых эфирных помех, неизменно вызываемых молниями.
Хаос Авроры
Еще один обитатель Солнечного замка, Меркурий, тоже полон тайн и загадок. Космическим зондом НАСА «Мессенджер» было выявлено странное образование на поверхности этой планеты. Из-за сходства с куполом римского Пантеона оно получило название «борозды Пантеона».
Однако планетологи называют его просто «Пауком», или арахноидом (паукообразным). «Паучья структура» раскинулась на сотни километров посреди равнины Жары и представляет собой систему борозд, исходящих из общего центра. Причины их образования неизвестны. Ученые предполагают, что борозды могли возникнуть в результате специфической вулканической активности на планете.
Марс также изумляет загадочными деталями рельефа. И это вовсе не мифические пирамиды, сфинксы и развалины городов, как хотелось бы думать многим: ученый мир давно уже развенчал эти марсианские артефакты, отдав их на откуп фантастам.
Сейчас специалистов интересует происхождение циклопических плато, разделенных гигантскими ущельями. Эта уникальная деталь поверхности Красной планеты называется «хаос Авроры». Для его объяснения привлекаются и древние марсианские вулканы, и странные выбросы очень большого количества воды из глубин планеты. Выяснить истину предстоит будущим марсианским экспедициям.
Гейзеры и фейерверки
В свое время открытие крупнейших запасов воды в Солнечной системе на Церере — ближайшей к Солнцу и наименьшей среди известных карликовых планет Солнечной системы — стало большой сенсацией и поменяло многие планы колонизации планет.
Воды на ней столь много, что с помощью телескопов можно периодически наблюдать гигантские струи пара, выбрасываемые гейзерами в открытый космос. Это может быть связано с нагревом поверхности солнечными лучами: лед превращается в пар и выбрасывается наружу. По другой версии, в толще Цереры протекают некие грандиозные термальные процессы.
Еще более впечатляющей выглядит вулканическая деятельность на спутнике Юпитера Ио. Чудовищные гравитационные щупальца Юпитера тянут Ио в одном направлении, а спутники этого крупнейшего в Солнечной системе газового гиганта — в противоположном.
В результате на Ио — этой юпитерианской луне — возникает чудовищная вулканическая активность, рекордная в Солнечной системе. Струи раскаленной, тысячеградусной лавы взлетают почти на 400 километров. Космический фейерверк, не иначе.
Незримое светило
За планетарной границей Солнечной системы, кончающейся газоледяным гигантом Нептуном, вдали от разжалованного в планетоиды Плутона, раскинулся загадочный пояс Койпера. Еще дальше простирается облако Оорта, населенное в высшей степени таинственными обитателями. Среди них могут быть и кометные ядра, и астероиды, и планетоиды, и целые планеты, и даже… звезды.
Например, гипотетическая звезда Немезида. Дело в том, что почти половина окрестных звезд — двойные, так что и наше светило может иметь свою вторую половину.
Расчеты показывают, что Немезида должна находиться в сотни тысяч раз дальше от Солнца, чем наша планета. И тогда становятся объяснимыми очень вытянутые орбиты комет, которые иногда появляются вблизи Солнца, превращаясь под его лучами в феерические хвостатые звезды.
Замечены аномалии и в поведении других малых планет, периодически отклоняющихся от расчетных траекторий. Поиски загадочного «возмутителя спокойствия» постоянно ведут несколько крупных обсерваторий, но пока еще ничего крупнее Плутона найдено не было.
Мы привыкли считать звезды раскаленными светящимися исполинами, в которых сосредоточена почти вся масса их планетарных систем — именно так выглядит наша Солнечная система. Почему же мы никак не можем увидеть второго компонента Плутона — Немезиду (если она, конечно, существует)?
Дело в том, что она, в отличие от Солнца — желтого карлика (по меркам Вселенной), может принадлежать к тусклым малозаметным звездам из классов коричневых, красных или белых карликов. Из-за небольших размеров и низкой светимости такие звездные объекты очень сложно обнаружить, и поэтому мы можем судить о присутствии Немезиды только по косвенным признакам.
Водородная стена
Не меньший интерес вызывают и точные размеры нашего Солнечного замка. Где находятся ее границы и начинается «соседний двор»? Споры об этом не прекращаются уже несколько десятилетий. Недавно этот вопрос рассматривали эксперты из НАСА. Они считают, что ответы может дать стартовавшая с Земли в январе 2006 года АМС «Новые горизонты», предназначенная для изучения Плутона и его естественного спутника Харона.
Ученые надеются, что аппаратура межпланетной станции сможет зафиксировать «водородную стену» на границе нашей системы. По идее, она должна располагаться там, где заканчивается «пузырь», наполненный солнечным ветром. По одну сторону от нее — почти нулевое давление солнечной атмосферы, а по другую — блуждающие в поисках пристанища частицы пыли, молекулы межзвездного водорода и иная разреженная материя.
Их давление на поверхность «пузыря» слишком мало, чтобы продавить сопротивление солнечного ветра и, говоря простым языком, все это напоминает пыль на поверхности лампочки. Именно там и находятся границы нашего Солнечного замка.