Главная » ИСТОРИЯ » Застежка молния и её автор Уиткомб Джадсон

Застежка молния и её автор Уиткомб Джадсон

Используя в быту многие полезные вещи, мы не задумываемся о том, кто, как и зачем их изобрел. Взять, например, молнию: согласитесь, когда вы застегиваете куртку, сумку или сапоги, вам невдомек, что этот удобный вид замка появился всего 130 лет назад.

Застежка молния и её автор Уиткомб Джадсон

Застежка молния и её автор Уиткомб Джадсон

К изобретательству

О жизни Уиткомба Джадсона, а именно ему принадлежат лавры изоб­ретателя молнии, известно не так уж много. Он родился 7 марта 1843 года в американском штате Иллинойс. А уже в 17 лет поступил на службу в армию северян — в 42-й кавалерийский полк, который после окончания Гражданской войны покинул ради учебы в колледже Нокс в своем родном городе Гейлсбурге.

В 1886 году Джадсон переехал в Миннеаполис и стал коммивояжером. Он специализировался на продаже сельскохозяйственной техники — лен­точных резаков и зерновых весов, кото­рые попутно доводил до ума и всячески усовершенствовал. Так в нем и откры­лась страсть к изобретательству: свой первый патент Уиткомб Джадсон полу­чил в 1889 году, уже работая в компа­нии, торгующей скобяными изделиями.

Идея фикс Уиткомба Джадсона

Основным увлечением этого неза­урядного человека стала пневматичес­кая железная дорога. Джадсон хотел создать городской транспорт, приво­димый в движение сжатым воздухом. Тогда об этом мечтали многие: исполь­зование сжатого воздуха в качестве движителя было идеей фикс XIX века. На свет рождались проекты один сме­лее другого. Но все эти пневмосред­ства передвижения потерпели фиаско из-за проблем с герметизацией.

В 1890 году Уиткомб построил демонстрационную железнодорожно­пневматическую линию

В 1890 году Уиткомб построил демонстрационную железнодорожно­пневматическую линию

Талантливый коммивояжер тоже не избежал неудачи, хотя владелец скобяного магазина, в котором Джад­сон работал, настолько уверовал в таланты своего подчиненного, что даже инвестировал деньги в его про­ект. И в 1890 году Уиткомб построил демонстрационную железнодорожно­пневматическую линию. Увы, ни надеж­ды, ни затраты не оправдались: вскоре наступила эра электрического обще­ственного транспорта, а пневматичес­кую дорогу Уиткомба за бесценок при­обрела трамвайная компания.

Уиткомб Джадсон изобрел новую застежку названную молнией

Но изобретательство было у Джад­сона в крови. Он постоянно что-то упро­щал или усовершенствовал, доводил до ума. Собственно, и молния родилась из желания Джадсона помочь своему другу, которому из-за травмы спины было трудно шнуровать ботинки. И в 1891 году он придумал причудливую застежку, состоящую из крючков и проушин, сцеплявшихся между собой с помощью бегунка.

Приятель опробовал ее и остался доволен: процесс обу­вания стал намного проще и быстрее. Изначально Джадсон хотел применять свою застежку только на высоких ботинках. Но потом понял, что ее возможнос­ти гораздо шире, и включил в патент все варианты использования — от перчаток до корсетов. Казалось бы, такое полез­ное изобретение должно быть обречено на успех! Но вышло все по-другому.

Уиткомб Джадсон изобрел новую застежку названную молнией

По­купателей отпугивали и двухстраничная инструкция, прилагавшаяся к новинке, и ее высокая цена. Доходило до смешно­го: порой одежда, оснащенная молнией, стоила дешевле, чем сама застежка!

Однако был и еще один момент, поме­шавший изобретению Джадсона заво­евать популярность. Дело в том, что его застежка стала символом сексуальной раскрепощенности, ведь она позволя­ла гораздо быстрее снимать одежду. И первое время наряды со змейками считались вызывающими и вульгарны­ми. Бытовало мнение, что их облада­тельницы таким образом подчеркивают доступность и легкомысленность. По­этому далеко не все женщины стреми­лись добавить новинку в свой гардероб.

Шведы начинают и выигрывают

Джадсон запатентовал застежку в 1893 году и тогда же презентовал ее на Всемирной выставке в Чикаго. Он открыл компанию по производству молний. Од­нако его застежки не отличались надеж­ностью: они имели обыкновение неожи­данно раскрываться. А это отпугивало и потенциальных покупателей, и произво­дителей одежды.

Практически обанкро­тившись, Джадсон привлек к делу неких Гарри Эрла и Луиса Уокера, а последний привел в компанию американского инже­нера шведского происхождения Гидеона Сундбэка.

Именно Сундбэк и довел не­послушную застежку до ума. Он изменил геометрию цепляющих элементов в конс­трукции, уменьшил длину звеньев, чтобы змейка стала более гибкой. Внешний вид изделия, не говоря уже о надежности, от этого только выиграл.

Гидеон Сундбек в 1906 году запатентовал застежку молния

Гидеон Сундбек в 1906 году запатентовал застежку молния

Старания Сундбэка, запатентовав­шего новый вариант молнии в 1913 году, оправдались в полной мере: он добился гигантских продаж! Самым крупным по­требителем его товара стали вооружен­ные силы США. В частности, в 1918 году все форменные военно-морские костю­мы были оснащены удобной застежкой-молнией.

Универсальный подход

Сегодня молниями оснащают все, что только можно: и сумки, и кошельки, и одежду, и обувь, и палатки, и даже во­долазные костюмы. Разумеется, все эти виды потребтоваров требуют разных видов застежек. Что ж, современное производство готово удовлетворить са­мые взыскательные вкусы.

Так, витые молнии изготавливают из завернутого в спираль синтетичес­кого волокна, намотанного на тесьму. В сравнении с другими типами застеж­ки они менее прочны, зато «воздуш­ны», что позволяет их использовать при пошиве одежды из легких тканей. Тракторная застежка внешне напоми­нает гусеницы трактора. Она состоит из отдельных пластиковых зубьев, закреп­ленных на тесьме в шахматном порядке.

Чаще всего такие молнии применяют на верхней одежде. Их отличают высокая прочность и надежность: застежки со­храняют работоспособность, даже если один зубец выпадает. К тому же молнии из пластика очень легки, эластичны и не знают коррозии.

Металлическая молния внешне по­хожа на тракторную, но сделана, как очевидно из названия, из металла. Она очень прочна и долговечна, но иногда может заедать.

Есть еще и потайные молнии, зу­бья которых прикрыты тесьмой и прак­тически не видны. А для спецодежды производители разработали застежки

Галоши на зипперах

Термин «зиппер» был придуман совсем не Джадсоном, и даже не его последо­вателем Сундбэком. Это слово начала использовать для обозначения за­стежки резинотехническая компания BFGoodrich в 1923 году, начав приши­вать молнии к своим галошам с водоотталкивающими, огнестойкими, антистатическими и герметичными те­семками…

Запоздалый триумф

Вероятно, Джадсону было бы от­радно узнать, что с годами его за­стежка не потеряла актуальности, а, наоборот, пользуется повышенным спросом! Например, она побывала на Луне. Скафандры американских аст­ронавтов застегивались в том числе и на молнии, которые в целях гермети­зации были снабжены специальными полимерными уплотнителями. Правда, позже от них отказались.

Но факт оста­ется фактом: изобретение Уиткомба Джадсона проложило дорогу в космос! А еще оно стало выступать в роли артобъекта. Внешний вид молнии был не раз обыгран художниками, архитекто­рами и скульпторами.

Дом с молнией скульптура Алекса Чиннека

Дом с молнией скульптура Алекса Чиннека

Например, замок-молния — один из любимых «приемов» современного британского скульптора Алекса Чиннека. В 2019 году на Неде­ле дизайна в Милане он представил на суд зрителей скульптуру-инсталляцию: фасад старинного здания, «застегиваю­щийся» на молнию…

Застежка молния в мире высокой моды

В конце Первой мировой войны Эмиль-Морис Эрмес, владелец модного бренда Hermes, закупил 40 м застежки-молнии. Так новая конструкция «поселилась» на сумочках Hermes. Великая Шанель тоже заметила удоб­ную застежку и планировала применить ее, однако модельер Эльза Скиапа­релли опередила Коко и снабдила молниями свои юбки. А в 1937 году змейки появились и на мужских брюках.

Оставить комментарий