Кажется, что этот туристический бренд существовал всегда. Не тут-то было! Золотое кольцо России имеет свою предысторию, и время замысла —1965 год, и дата рождения — 1967-й. Есть и автор — Юрий Александрович Бычков, замечательный журналист и краевед, в ту пору совсем еще молодой человек, корреспондент газеты «Советская культура».
Время собирать камни
Золотое кольцо могло появиться только в конце 1960-х! Во-первых, именно тогда многие в нашей стране стали интересоваться русской стариной. Во- вторых, в СССР множились автомобилисты — это были уже не единицы, как прежде, а целая армия, хотя еще и небольшая. К тому же вошли в моду автобусные экскурсии по стране. А что может быть комфортнее и интереснее, чем посещение городов, расположенных почти на одинаковом расстоянии от Москвы?
Туда вели добротные по тем временам автотрассы. Правда, настоящая туристическая индустрия поначалу существовала лишь в Суздале. Экскурсии, музеи, отреставрированные храмы и здания — там все это было. Имелись кемпинги и гостиницы.
В других городах Золотого кольца туристы могли только мечтать о подобном сервисе. Но государство понимало: внутренний туризм — дело выгодное. К тому же Золотое кольцо могло привлечь иностранцев. И началось! Строились гостиницы, затевались реставрационные работы, выпускались разнообразные сувениры. Словом, затеплилась туристическая жизнь! Пришло время собирать камни…
Тема статей: Золотое кольцо России
С чего же все началось? В 1965 году журналист Юрий Бычков купил автомобиль «москвич». По тем временам настоящее богатство. Приобретение на всю жизнь. Конечно, он принялся путешествовать. Съездил в Загорск (ныне Сергиев Посад), в Суздаль и Владимир. И вскоре осознал, что всего лишь за несколько дней можно объехать сразу целую россыпь городов, которые славятся шедеврами древнерусской архитектуры. И в его воображении начала складываться идея Золотого кольца, хотя тогда даже понятия такого еще не существовало…
Наступил 1967 год — год 50-летия Октябрьской революции. И вроде бы старинные русские города не имели к этому празднику никакого отношения. Но вышло так, что именно тогда Леонид Брежнев заговорил о необходимости сохранять наследие старины. Писали об этом, в том числе и в ЦК, мэтры советской культуры: Михаил Шолохов, Евгений Вучетич, Сергей Бондарчук.
Редакция «Советской культуры» тоже не осталась в стороне и отправила Бычкова в Суздаль — с тем чтобы он написал об этом старинном городе, о его «среднерусском» обаянии. Он зачарованно гулял по Суздалю, заходил в его музеи, ел замечательные местные огурцы…
Статья вышла потрясающая и имела большой успех, в том числе в «высоких сферах». Бычкову предложили продолжить тему, превратить ее в цикл. И в «Советской культуре» один за другим стали выходить материалы журналиста — про Владимир, Ярославль, Ростов Великий, Кострому, Переславль-Залесский, Иваново…
Название туристического маршрута — Золотое кольцо России — пришло неожиданно, как озарение. Солнечным утром Бычков прогуливался по московской набережной, напротив Кремля. Ослепительно блистали золотые купола кремлевских храмов. И у него мелькнуло: «Как в ювелирном магазине! Золотое кольцо! Да это же суть наших древних городов — золотое кольцо, наше великое наследие!»
Своей блистательной идеей — создать маршрут вокруг Москвы — Бычков поделился в одной из статей цикла, посвященного древним городам. И ее сразу подхватили и организаторы туристических поездок, и писатели, и искусствоведы, и управленцы… Всем пришелся по душе образ Золотого кольца.
Города, входящие в Золотое кольцо России
Иваново в этом списке стояло особняком. Ведь там почти нет памятников русской старины, да и статус города Иваново-Вознесенск получил сравнительно недавно. Но Бычков думал об удобстве автомобилистов. Если бы не Иваново, то путь между Суздалем и Костромой получился бы слишком долгим и неинтересным. К тому же Иваново славится ценнейшими памятниками конструктивизма 1920-1930-х годов, а на них, право, тоже стоит посмотреть!
Побывав во Владимире, нетрудно посетить и его предместье — Боголюбове, а также удивительный храм Покрова на Нерли, отражающий высшее достижение древнерусского зодчества: умение органично вписывать белокаменные творения рук человеческих в природный ландшафт.
Идею Бычкова подхватили другие журналисты и историки, они предлагали добавить к его канону новые города: Александров, Юрьев-Польский, Калугу, крошечный Палех, Углич — город на берегу Волги, переполненный древними монастырями и храмами. Но в итоге только последний официально вошел в Золотое кольцо, причем совсем недавно — 7 марта 2018 года.
Конечно, Золотое кольцо — это далеко не все древнерусские города. Строго говоря, больше всего памятников архитектуры в России сохранилось в Новгороде Великом и Пскове.
Но эти древние княжеские центры слишком далеко от Москвы: за несколько часов на машине туда не добраться. Поэтому в Золотое кольцо их и не включили.
Бренд на весь мир
Нужно сказать, что до этого к памятникам старины у нас зачастую относились, мягко говоря, равнодушно. В храмах и монастырских кельях располагались конторы и склады, а иногда и коммунальные квартиры. Лишь два города выделялись по части музеефикации старинных церквей — Суздаль и Ярославль.
Суздаль считался жемчужиной Золотого кольца, а Ярославль (самый крупный город во всей восьмерке) — неофициальной столицей. Там собирались научные конференции, там планировались большие реставрационные и строительные проекты.
Но главные шедевры туристического маршрута все-таки сосредоточились во Владимире. Ведь именно этот город когда-то был столицей самого мощного из древнерусских княжеств, превратившись и в духовную столицу всей Руси, в то время разобщенной.
Там княжили Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо, которые ценили зодчество. Во время их правления во Владимире, на берегу Клязьмы, выросли два уникальных собора — Успенский и Дмитровский. Высочайшие образцы древнерусского зодчества!
Маршрут Бычкова сразу полюбили иностранные туристы, селившиеся в основном в Москве. Им нетрудно было потратить несколько дней и посетить Суздаль, Троице-Сергиеву лавру или живописный Ростов Великий. В честь этого «мирового бренда» слагались песни, создавались фольклорные коллективы.
Появилась даже марка русской водки, которая считалась экспортной. Помните эти дефицитные литровые бутылки «Золотого кольца» с крышкой «винтом»? Продукция шла на ура!
Купола в кадре
Золотое кольцо стало настоящим Клондайком для кинематографистов. Перед ними открылся целый мир русской старины, который годился и для экранизаций классики, и для приключенческих фильмов, и для комедий.
Невозможно забыть образ купеческого Суздаля из киноленты «Женитьба Бальзаминова», а Ростовский кремль (точнее, архиерейский двор могущественного и богатого митрополита Ионы Сысоевича) с успехом сыграл роль древней Москвы в любимом фильме «всех времен и народов» «Иван Васильевич меняет профессию», да и в десятке других картин. Но пробежку героев Юрия Яковлева и Леонида Куравлева по белокаменным стенам забыть невозможно!
Самыми киногеничными городами кольца оказались Суздаль, Ростов Великий и Кострома с ее обаянием тихого русского уездного города. Помогала и Волга с ее потрясающим размахом — главная купеческая река. В Костроме снимали ключевые сцены «Жестокого романса». Все эти фильмы до сих пор не забыты, и городская среда, которую «ухватили» операторы, придает им ощущение достоверности.
Давно уже нет с нами Юрия Александровича Бычкова, но его идея оказалась фантастически плодотворной. По-прежнему по его маршрутам курсируют автомобили и туристические автобусы. Выпускаются марки, монеты, значки с гербами городов Золотого кольца. И тому, кто не побывал в этих городах, не понять, наверное, русскую душу.