В XV-XVI веках — в эпоху Возрождения, когда Колумб открыл Америку, Магеллан совершил первое кругосветное плавание, Леонардо да Винчи и Рафаэль создавали свои бессмертные шедевры, а Коперник и Галилей утверждали новые представления о мире, — по всей Западной Европе пылали костры. Шла охота на ведьм…
«Молот ведьм»
Вера в сверхъестественные силы возникла еще в глубокой древности, но в Средние века вспыхнула с небывалой силой. Причин тому было несколько.
В XIV веке в Европе начался малый ледниковый период, а пик похолодания пришелся на начало XVII века. Зимы стали настолько суровыми, что замерзала Темза, а голландцы катались на коньках по льду своих каналов. Из-за ранних летних заморозков погибал урожай, голод стал частым незваным гостем во многих европейских странах, а эпидемии чумы уносили миллионы человеческих жизней.
Тридцатилетняя война и столкновения на религиозной почве привели к разорению крестьян и горожан, разгулу наемников и разбойничьих банд. Поток золота и серебра, хлынувший в Европу после открытия Америки, вызвал невиданный рост цен. Никто не мог быть уверен в завтрашнем дне, и люди пытались понять, почему на их головы свалилось столько бед.
Ответ на этот вопрос подсказали церковники, давно уже внушавшие пастве мысль о том, что враг человеческий не дремлет. Мол, дьявол постоянно завлекает в свои сети падшие души, которые в обличье ведьм и колдунов насылают бури и неурожаи, вызывают падеж скота и смертельные болезни. Масла в огонь подлил трактат монаха Генриха Крамера «Молот ведьм» — первое из подобного рода сочинений, напечатанное в 1487 году типографским способом и потому получившее широкую известность.
В трактате утверждалось, что к колдовству наиболее склонны женщины, что среди них тайным прислужницам дьявола нет числа, а так как они искусно скрывают свою подлинную сущность, то их следует разоблачать, судить и безжалостно отправлять на костер.
Эти распространяемые служителями сведения «открывали глаза» народу. Под подозрение разом попали все женщины, а «Молот ведьм» давал конкретные рекомендации по выявлению тех из них, кто продал душу дьяволу.
Эта идея весьма понравилась инквизиторам, которые к тому времени уже подавили основные очаги еретических учений и теперь оказались не у дел. А так как имущество осужденных и членов их семей подлежало конфискации в пользу церкви, то охота на колдунов и колдуний, помимо защиты несчастного люда от происков темных сил, стала приносить еще и немалый доход.
Суть инквизиции
Борьба с ведьмами превратилась в настоящую войну, охватывая целые области той или иной страны. Правда, многое зависело от местной власти и уровня массовой истерии среди обывателей.
Вот как это происходило, к примеру, в немецких городах Бамберг и Вюрцбург, когда ими правили двоюродные братья, князья-епископы Филипп фон Эренберг и Готфрид Георг.
Между ними была существенная разница: Готфрид Георг был религиозным фанатиком, тогда как его брат заботился в первую очередь о своем кошельке. По приказам обоих хватали всех подряд, благо поводы для этого были: уже 12-й год шла война, города наводнили беженцы, из-за плохого урожая всех ожидала голодная зима, и горожане не сомневались, что тут не обошлось без козней дьявола.
В первую очередь бросали в тюрьму, судили и отправляли на костер тех, кто выделялся либо красотой, либо образованностью. Не лишними были богатство и высокая должность. Обвинениям и казням подверглись свои и приезжие, простолюдины и богатые горожане, жены прокурора и бургомистра, викарий собора и самая красивая девушка Вюрцбурга.
В конечном итоге в этом городе на эшафот отправили около 900 ведьм и колдунов, а в Бамберге — 600. Казни продолжались до 1631 года — до подхода армии протестантов и бегства католических прелатов в Кельн, где они вскоре продолжили очередную охоту на «слуг дьявола».
Впрочем, протестанты с неменьшим рвением преследовали ведовство, стой лишь разницей, что этим у них занимались не инквизиторы, а гражданские суды.
Подобное происходило во многих городах Германии, Южной Франции и — хотя и в меньших масштабах — в других странах Западной Европы.
Пытки инквизиции
Хотя братьям-епископам и пришлось бежать из своих епархий, в накладе они не остались, потому что сумели увезти с собой две трети имущества, конфискованного у жертв. Оставшаяся треть делилась между участниками судебного процесса.
Судьи получали свою долю за ведение допросов и вынесение приговоров, священники — за заботу о «заблудших душах», секретари — за составление протоколов, палачи… Без палачей в те времена было никак не обойтись.
Свою «работу» они начинали с поиска особых меток на телах ведьм, которыми дьявол клеймил своих прислужниц. Считалось, что эти метки, размером не больше горошины, не кровоточат и нечувствительны к боли, поэтому их можно обнаружить только с помощью иглы или шила. Специалисты по иглоукалыванию знают, что такие места есть на теле у каждого человека, а палачи еще и хитрили, только делая вид, что втыкают иглу, или использовали шило с убирающимся в рукоятку жалом.
Поскольку главным преступлением ведьмы являлся ее сговор с дьяволом, не оставляющим никаких улик, то единственным доказательством ее вины становилось признание, грозившее неминуемой смертью на костре. Естественно, что о добровольном признании не могло быть и речи, и вытянуть его из обвиняемой мог только «специалист».
Оплата его «труда» была сдельной, в зависимости от вида пыток и их количества; отдельно оплачивалась и сама казнь, причем весьма щедро. Так, в конце XVI века в Нидерландах палач за сожжение осужденного на костре получал 14 флоринов, тогда как целый воз пшеницы в урожайный год стоил всего 1 флорин.
Что же касается размеров конфискованного имущества, то в том же Бамберге у городского казначея было изъято 50 тысяч флоринов, управляющий имением обеднел на 10 тысяч, а в общей сложности местный епископат обогатился на более чем 700 тысяч золотых монет.
Неплохой доход имели следователи и адвокаты, нотариусы, приставы и тюремщики: оплата их труда ложилась на плечи родственников обвиняемых. Наживались даже хозяева постоялых дворов, поскольку поглазеть на аутодафе, обставлявшееся с помпезной пышностью, нередко съезжалась вся округа.
Таким образом, в этом «бизнесе» было заинтересовано немалое количество разных людей, но самыми высокооплачиваемыми охотниками на ведьм были так называемые разъездные следователи по делам о колдовстве.
Суд инквизиции
Это было уникальное явление, не имеющее аналогов: разъездные следователи, будучи светскими людьми, не подчинялись никому и фактически обладали ничем не ограниченной властью. Они должны были всего лишь отдавать часть своих доходов местным правителям.
Переезжая из одной местности в другую, следователи высылали впереди себя своих помощников, которые разжигали среди обывателей ненависть к «врагам рода человеческого» и собирали деньги на борьбу с этим злом. Затем в подготовленное таким образом место прибывал следователь, который заявлял, что видит всех насквозь и даже может определить количество ведьм, живущих в данном селении.
Нередко дознавателей приглашали сами жители, охваченные массовой истерией страха перед колдовством. Но следователи обычно не нуждались в доносах, а сами указывали на тех, кого считали подозрительными. Далее шли аресты, производились допросы, суды и казни, а когда с населения уже нечего было взять, следователи перебирались в другое место.
Так, Франц Бьюирман отправил на костер 150 ведьм, а Балтазар Росс — около 700! И все это только ради денег.
Свою «работу» палачи начинали с поиска особых меток на телах ведьм, которыми дьявол клеймил своих прислужниц. Считалось, что эти метки, размером не больше горошины, не кровоточат и нечувствительны к боли, поэтому их можно обнаружить только с помощью иглы или шила.
Число погибших от инквизиции