Главная » БИЗНЕС » Инквизиция, дело прибыльное и вот почему

Инквизиция, дело прибыльное и вот почему

В XV-XVI веках — в эпоху Возрождения, когда Колумб открыл Америку, Магеллан совершил первое кругосветное плавание, Леонардо да Винчи и Рафаэль создавали свои бессмертные шедевры, а Коперник и Галилей утверждали новые представления о мире, — по всей Западной Европе пылали костры. Шла охота на ведьм…

Инквизиция, дело прибыльное и вот почему

«Молот ведьм»

Вера в сверхъестественные силы возникла еще в глубокой древности, но в Средние века вспыхнула с небывалой силой. Причин тому было несколько.

В XIV веке в Европе начался малый ледниковый период, а пик похолодания пришелся на начало XVII века. Зимы стали настолько суровыми, что замер­зала Темза, а голландцы катались на коньках по льду своих каналов. Из-за ранних летних заморозков погибал урожай, голод стал частым незваным гостем во многих европейских странах, а эпидемии чумы уносили миллионы человеческих жизней.

Тридцатилетняя война и столкновения на религиозной почве привели к разорению крестьян и горожан, разгулу наемников и разбой­ничьих банд. Поток золота и серебра, хлынувший в Европу после открытия Америки, вызвал невиданный рост цен. Никто не мог быть уверен в завтрашнем дне, и люди пытались понять, почему на их головы свалилось столько бед.

Тридцатилетняя война 1618-1648.  Армия Альбрехта фон Валленштейна

Тридцатилетняя война 1618-1648. Армия Альбрехта фон Валленштейна

Ответ на этот вопрос подсказали цер­ковники, давно уже внушавшие пастве мысль о том, что враг человеческий не дремлет. Мол, дьявол постоянно завле­кает в свои сети падшие души, которые в обличье ведьм и колдунов насыла­ют бури и неурожаи, вызывают падеж скота и смертельные болезни. Масла в огонь подлил трактат монаха Генриха Крамера «Молот ведьм» — первое из подобного рода сочинений, напеча­танное в 1487 году типографским спо­собом и потому получившее широкую известность.

В трактате утверждалось, что к колдовству наиболее склонны женщины, что среди них тайным при­служницам дьявола нет числа, а так как они искусно скрывают свою подлинную сущность, то их следует разоблачать, судить и безжалостно отправлять на костер.

Эти распространяемые служителя­ми сведения «открывали глаза» народу. Под подозрение разом попали все жен­щины, а «Молот ведьм» давал конкрет­ные рекомендации по выявлению тех из них, кто продал душу дьяволу.

Эта идея весьма понравилась инквизиторам, которые к тому времени уже подавили основные очаги еретических учений и теперь оказались не у дел. А так как имущество осужденных и членов их се­мей подлежало конфискации в пользу церкви, то охота на колдунов и колду­ний, помимо защиты несчастного люда от происков темных сил, стала прино­сить еще и немалый доход.

Суть инквизиции

Борьба с ведьмами превратилась в настоящую войну, охватывая целые области той или иной страны. Правда, многое зависело от местной власти и уровня массовой истерии среди обыва­телей.

Вот как это происходило, к при­меру, в немецких городах Бамберг и Вюрцбург, когда ими правили двоюродные братья, князья-епископы Филипп фон Эренберг и Готфрид Георг.

 Генрих Крамер. Молот ведьм. Первый мировой бестселлер

Генрих Крамер. Молот ведьм. Первый мировой бестселлер

Между ними была существенная разница: Готфрид Георг был религиоз­ным фанатиком, тогда как его брат за­ботился в первую очередь о своем ко­шельке. По приказам обоих хватали всех подряд, благо поводы для этого были: уже 12-й год шла война, города наводнили беженцы, из-за плохого урожая всех ожидала голодная зима, и горожа­не не сомневались, что тут не обошлось без козней дьявола.

В первую очередь бросали в тюрьму, судили и отправляли на костер тех, кто выделялся либо красотой, либо образо­ванностью. Не лишними были богатство и высокая должность. Обвинениям и каз­ням подверглись свои и приезжие, про­столюдины и богатые горожане, жены прокурора и бургомистра, викарий со­бора и самая красивая девушка Вюрц­бурга.

В конечном итоге в этом городе на эшафот отправили около 900 ведьм и колдунов, а в Бамберге — 600. Казни продолжались до 1631 года — до под­хода армии протестантов и бегства ка­толических прелатов в Кельн, где они вскоре продолжили очередную охоту на «слуг дьявола».

Впрочем, протестанты с неменьшим рвением преследовали ведовство, стой лишь разницей, что этим у них занима­лись не инквизиторы, а гражданские суды.

Подобное происходило во многих городах Германии, Южной Франции и — хотя и в меньших масштабах — в других странах Западной Европы.

Пытки инквизиции

Хотя братьям-епископам и пришлось бежать из своих епархий, в накладе они не остались, потому что сумели увезти с собой две трети имущества, конфис­кованного у жертв. Оставшаяся треть делилась между участниками судебного процесса.

Судьи получали свою долю за ведение допросов и вынесение пригово­ров, священники — за заботу о «заблуд­ших душах», секретари — за составление протоколов, палачи… Без палачей в те времена было никак не обойтись.

Свою «работу» они начинали с поис­ка особых меток на телах ведьм, которы­ми дьявол клеймил своих прислужниц. Считалось, что эти метки, размером не больше горошины, не кровоточат и не­чувствительны к боли, поэтому их мож­но обнаружить только с помощью иглы или шила. Специалисты по иглоукалы­ванию знают, что такие места есть на теле у каждого человека, а палачи еще и хитрили, только делая вид, что втыкают иглу, или использовали шило с убираю­щимся в рукоятку жалом.

Пытки инквизиции

Поскольку главным преступлением ведьмы являлся ее сговор с дьяволом, не оставляющим никаких улик, то един­ственным доказательством ее вины ста­новилось признание, грозившее неми­нуемой смертью на костре. Естественно, что о добровольном признании не могло быть и речи, и вытянуть его из обвиняе­мой мог только «специалист».

Оплата его «труда» была сдельной, в зависимости от вида пыток и их количества; отдельно оплачивалась и сама казнь, причем весь­ма щедро. Так, в конце XVI века в Нидер­ландах палач за сожжение осужденного на костре получал 14 флоринов, тогда как целый воз пшеницы в урожайный год стоил всего 1 флорин.

Что же касается размеров конфис­кованного имущества, то в том же Бам­берге у городского казначея было изъ­ято 50 тысяч флоринов, управляющий имением обеднел на 10 тысяч, а в общей сложности местный епископат обога­тился на более чем 700 тысяч золотых монет.

Неплохой доход имели следовате­ли и адвокаты, нотариусы, приставы и тюремщики: оплата их труда ложилась на плечи родственников обвиняемых. Наживались даже хозяева постоялых дворов, поскольку поглазеть на аутода­фе, обставлявшееся с помпезной пыш­ностью, нередко съезжалась вся округа.

Таким образом, в этом «бизнесе» было заинтересовано немалое количество разных людей, но самыми высокоопла­чиваемыми охотниками на ведьм были так называемые разъездные следова­тели по делам о колдовстве.

Суд инквизиции

Это было уникальное явление, не имеющее аналогов: разъездные сле­дователи, будучи светскими людьми, не подчинялись никому и фактичес­ки обладали ничем не ограниченной властью. Они должны были всего лишь отдавать часть своих доходов местным правителям.

Переезжая из одной местности в другую, следователи высылали впереди себя своих помощников, которые раз­жигали среди обывателей ненависть к «врагам рода человеческого» и соби­рали деньги на борьбу с этим злом. За­тем в подготовленное таким образом место прибывал следователь, который заявлял, что видит всех насквозь и даже может определить количество ведьм, живущих в данном селении.

Нередко дознавателей приглашали сами жители, охваченные массовой истерией стра­ха перед колдовством. Но следователи обычно не нуждались в доносах, а сами указывали на тех, кого считали подозри­тельными. Далее шли аресты, произво­дились допросы, суды и казни, а когда с населения уже нечего было взять, сле­дователи перебирались в другое место.

Так, Франц Бьюирман отправил на костер 150 ведьм, а Балтазар Росс — около 700! И все это только ради денег.

Свою «работу» пала­чи начинали с поиска особых меток на телах ведьм, которыми дья­вол клеймил своих при­служниц. Считалось, что эти метки, размером не больше горошины, не кровоточат и нечувстви­тельны к боли, поэтому их можно обнаружить только с помощью иглы или шила.

Галилео Галилей на суде инквизиции

Галилео Галилей на суде инквизиции

Число погибших от инквизиции

Общее количество ведьм и кол­дунов, сожженных на кострах, неизвестно, так как многие архивные данные были утрачены. Но, по оценкам исследователей, начиная с XIV века по обвинению в связи с дьяволом в Польше было казнено около 10 тысяч человек, в Англии — около 30 тысяч, а в Герма­нии — не менее 100 тысяч! Послед­няя казнь европейки, осужденной за ведовство, состоялась в Швейца­рии в 1782 году.

 

 

 

 

 

Оставить комментарий