Информационная война началась в рамках секретной британской кампании по убеждению США вступить во Вторую мировую войну. Уже тогда использовались все “плюсы”фальшивых новостей, чтобы изменить мнение американцев о войне с Германией.
В июне 1941 года американцы прочитали о необычной британской миссии в оккупированной нацистами Франции. Газеты, в том числе Baltimore Sun и New York Post, подробно описали, как британцы десантировались на аэродром с автоматами и ручными гранатами, одолели охрану и уничтожили около 30 самолетов.
Все члены команды вернулись в Великобританию живыми на торпедных катерах вместе с 40 немецкими пленными на буксире. Это была невероятная история, которая была полностью сфабрикована.
МИ-6 нагнетает
Без ведома Соединенных Штатов британская служба внешней разведки, известная как МИ-6, подбросила эту историю в прессу в рамках тайной кампании влияния, чтобы убедить страну вступить во Вторую мировую войну.
Пока Гитлер агрессивно продвигался по континенту и сбрасывал бомбы на Лондон, премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль с тревогой лоббировал у Франклина Д. Рузвельта подкрепление против немцев, но Америка твердо сопротивлялась втягиванию в новую кровавую войну на Европейском континенте.
В мае 1940 года, после того как нацисты вторглись в Нидерланды и Францию, опрос Гэллапа показал, что только 7% американцев считают, что США должны объявить войну Германии.
В апреле 1941 года герой авиации Чарльз Линдберг, один из ведущих представителей Комитета «Америка – прежде всего», возглавил широко популярную кампанию против вступления США во Вторую мировую войну, конфликт, в котором многие американцы не видели возможности победить.
«В целом американцы не считали Великобританию близким союзником в начале Второй мировой войны, – говорит Генри Хемминг, автор книги «Агенты влияния: британская кампания, канадский шпион и секретный заговор с целью привести Америку в мир». – Ведь Великобритания была одним из главных экономических соперников Соединенных Штатов».
Кроме того, колониальная Британская империя, от которой Америка гордо отделилась, «была чрезвычайно непопулярна».
Однако к ноябрю 1941 года опросы показали, что большинство американцев теперь выступает за вступление в войну, чтобы помочь победить Германию. Почему произошел этот поворот?
Ранее в том же году, согласно книге Хемминга, Уильям Стивенсон, отмеченный наградами лётчик-истребитель Первой мировой войны и один из прототипов Джеймса Бонда, был назначен главой американского офиса МИ-6. Личный друг Черчилля, Стивенсон (кодовое имя: «Бесстрашный») начал использовать новую тактику, чтобы повлиять на общественное мнение о войне.
Как обмануть разведку США
То, что он делает, состоит из трех основных направлений, – говорит Хемминг. – Одно из них заключалось в том, чтобы убедить США создать свое первое разведывательное управление и убедить Уильяма «Дикого Билла» Донована возглавить его.
Оба этих события произошли в июле 1941 года, когда президент Рузвельт создал новую разведывательную организацию под названием Управление координации информации, или КИ (предшественницу ЦРУ), и назначил Донована – за которым Стивенсон ухаживал как за сочувствующим союзником – вести его».
«Большая часть материалов, которые он… Белому дому… исходит от МИ-6 и британских источников, и это дает Стивенсону огромную власть с точки зрения того, что американские правительственные чиновники читают о ставках войны».
«Это играет значительную роль, которую иногда упускают из виду, помогая ускорить сдвиг в сторону идеи о том, что у британцев все в порядке, что войну можно выиграть, что нацистскую Германию можно победить».
МИ-6 против правительства США
Другая часть тайной кампании включала проникновение в группы влияния США, которые уже пытались заставить США вступить в войну. Оперативники МИ-6 влияли на стратегии кампаний этих организаций и следили за тем, чтобы у них было достаточное финансирование.
В апреле 1941 года оперативники МИ-6 помогли организовать митинг протеста «Америка прежде всего» в Нью-Йорке. Когда в тот день протестующая женщина подошла к демонстрантам, в основном состоящим из мужчин, один-из них бросился на нее и ударил ее кулаком по лицу, что спровоцировало ожесточенные столкновения между группами. Оперативники МИ-6 использовали внимание СМИ для продвижения своих сообщений о войне.
«Сообщения в газетах следующего дня были сосредоточены на насилии, и в большинстве статей также перечислялись различные группы интервенционистских организаций, участвовавших в марше, и что их представители говорили о Линдберге и «Америка прежде всего», – пишет Хемминг в своей книге. – Любой, кто внимательно читал их, мог заметить, что некоторые активисты использовали очень похожие выражения. Как будто они читали по одному и тому же листку».
Информационная война и фейковые новости в ней
Третья часть кампании заключалась в создании офиса оперативников МИ-6 для распространения фейковых новостей, как и сейчас происходит и в информационной войне с Россией. Это были такие истории, как, например, о фальшивом британском рейде, призванном убедить общественность в том, что войну против Германии можно выиграть и что США должны присоединиться к Британии.
На пике своего развития офис выкладывал более 20 историй в неделю. Самая известная из них, это как офис Стивенсона нарисовал фальшивую карту, якобы показывающую планы Адольфа Гитлера по вторжению в Южную Америку, и позаботился о том, чтобы эта карта оказалась на столе Рузвельта в Белом доме.
И в октябре 1941 года Рузвельт выступил с речью, в которой заявил, что карта «ясно показывает замыслы нацистов не только против Южной Америки, но и против Соединенных Штатов».
«Когда Гитлер слышит об этом, он приходит в ярость, он возмущен, потому что знает, что эта карта – подделка, – говорит Хемминг. – И когда Гитлер произносит свою следующую публичную речь, он не может говорить почти ни о чем, кроме этой конкретной карты».
Карта, утверждает Хемминг, не только повлияла на решение Америки начать войну против Германии. Это также повлияло на решение Гитлера объявить войну Соединенным Штатам 11 декабря, через четыре дня после нападения японцев на Перл-Харбор. Германия вовсе не обязана была делать это после того, как США объявили войну Японии.
Через несколько часов после объявления войны Соединенным Штатам Гитлер объяснил причины этого в рейхстаге.
«Сначала он подстрекает к войне, затем фальсифицирует причины, – заявил Гитлер 11 декабря 1941 года. – Затем гнусно облачается в мантию христианского лицемерия и медленно, но верно ведет человечество к войне».
Теперь и Соединенные Штаты, и гитлеровская Германия были готовы к бою.