Самая древняя из четырех современных мировых религий — буддизм. И безусловно, самая загадочная. Многие считают, что это вовсе не религия, а просто своеобразная этика, связанная с историей Сиддхартхи Гаутамы, с его жизненным опытом.
Само название «буддизм» — условность чистой воды: в европейском религиоведении оно появилось только в XIX веке. Тогда как сами приверженцы этой религии называли ее «дхарма», то есть просто «учение». Или «буддхад-харма» — «учение просветленного, учение Будды». Но европейцы, которых в XIX столетии заинтересовала индийская экзотика, не смогли подобрать точного названия для этого влиятельного мистического учения и потому нарекли его буддизмом.
Три встречи Сиддхартха Гаутама Шакьямуни
Сиддхартха Гаутама Шакьямуни, будущий Будда, родился в Северной Индии, предположительно в середине VI века до н. э., в состоятельной семье: его отец был представителем рода кшатриев — воинов.
Накануне родов матери Будды приснилось, будто в ее тело вошел белый слон, что было истолковано как предвестие прихода в мир великого человека, будущего правителя Вселенной. Пророчество сбылось…
Детство и юность Сиддхартхи прошли безоблачно, Гаутама не знал ни болезней, ни нужды и даже не подозревал, что жизнь не всегда наполнена счастьем. Он женился, у него родился сын. Но на 30-м году жизни, выйдя за пределы отцовского дворца, он внезапно столкнулся с больным человеком, потом со стариком и наконец с похоронной процессией. Эти три встречи настолько его потрясли, что молодой мужчина покинул дом и стал аскетом, отшельником. Он удалился от людей в сопровождении верного слуги — Чанны.
Если вдуматься, схожие рефлексии свойственны каждому из нас. Самое горькое и важное открытие для человека, подталкивающее к духовному возмужанию, — это осознание того, что земная жизнь не вечна и все заканчивается старением, болезнями и смертью.
Четыре истины буддизма
Отъехав далеко от дома, Сиддхартха отпустил слугу, переоделся в простую одежду и стал учеником брахманов-отшельников, у которых постигал искусство медитации — расслабленного сосредоточения на главной мысли, позволявшего отрешиться от всего земного.
В возрасте 35 лет во время долгой одинокой медитации в фикусовой роще Сиддхартха достиг просветления, то есть стал Буддой и начал проповедовать свое учение — дхарму. Суть этого учения заключалась в «четырех благородных истинах». Во-первых, мир несовершенен и полон страданий. Во- вторых, источником страданий являются желания и жажда жизни, которые заставляют вращаться колесо сансары — круговорот жизни, смерти, новых рождений. В-третьих, из круговорота сансары можно вырваться, достигнув просветления (бодхи) и в конечном счете нирваны, то есть состояния блаженного небытия. В-четвертых, существует путь к освобождению, состоящий из восьми этапов, который включает в себя соблюдение этических норм, медитации и мудрость.
Главное — Гаутама призывал людей отказаться от жадности и жестокости. По существу, он реформировал индуизм, ввел в него новые постулаты, которые напрямую обращались к человеку, излечивали его душевные раны. Так и возникла самая древняя из мировых религий.
Чудеса Будды
После этого Будда прожил еще 45 лет — до 80. Все это время он проповедовал в долине Ганга. Ученики появились у него уже в первые дни после просветления. Их привлекала человечность нового учения, возможность уйти от неприглядной реальности, от житейских проблем. А своего учителя они называли Бхагаваном — благословенным.
Будда не считался с системой каст, открывая свое учение даже людоедам. Его окружали тысячи последователей. Его адептами стали цари и богатые купцы, подарившие общине крепость для первого буддийского монастыря и рощу возле города Шравасти. Гаутама совершал чудеса.
Например, силой мысли создавал клоны самого себя. А когда двоюродный брат Будды, завидовавший его славе, напустил на него пьяного, разъяренного слона, Гаутама издал такой рев, который заставил громадное животное остановиться и поклониться Будде. Убить Гаутаму пытались не раз, но он оставался неуязвимым для противников, хотя никогда не обнажал оружия.
Три корзины Будды
Незадолго до смерти он сообщил, что скоро достигнет абсолютного покоя и окажется за пределами человеческого разума. Ученики запомнили его последние слова:
Усердно стремитесь к освобождению
Он не оставил ни преемника, ни священных книг. Ведь Будда, как и все его последователи, был уверен, что возможно существование бесчисленного числа просветленных, а он лишь самый первый из них. На протяжении нескольких столетий учение Будды передавалось в устной форме, а в I веке до н. э. оно было записано на пальмовых листьях, которые хранились в трех корзинах. Отсюда название буддийского канона — «Трипитака», что дословно значит «три корзины».
Приверженцы дхармы едва ли не первыми в истории заговорили о раскаянии, о духовной ответственности человека за свои поступки, о совести. В отличие от авраамических религий (иудаизма, христианства, ислама), в буддизме не существует понятия Бога-Творца: вопросы Сотворения мира мало интересуют буддистов, ведь те не имеют прямого отношения ни к добру, ни к злу.
Буддистами считают себя менее 1% индийцев
Считается, что первым, кто превратил буддизм в государственную религию, был царь империи Маурьев Ашока (273-232 годы до н. э.). По легенде, после кровавых расправ над соперниками он раскаялся, проникся дхармой и приказал строить буддийские храмы — ступы. Он же разослал миссионеров, поборников Гаутамы, в разные страны, включая китайские царства, где буддизм на несколько веков стал одной из главных религий.
На огромной территории Индии и сопредельных государств на протяжении веков шла борьба за умы, конкуренция религий, отраженная в величайших памятниках индийского эпоса — «Рамаяне» и «Махабхарате». Местное язычество, индуизм, — система сложная. Там шла своя конкуренция между приверженцами разных культов — создателя Вселенной Брахмы, воинственного Шивы и многоликого Вишну.
Буддисты ставили этические заслуги человека выше его происхождения, отвергнув кастовую систему и авторитет брахманов — сословия духовных наставников в индуизме. Приверженцы Гаутамы учили, что из жизни в жизнь душа переходит от одного тела к другому, поэтому все формы временны. Проповедовали, что жизнь — это страдание, причины которого — желания, и от них следует научиться отказываться. Это и есть путь к просветлению.
В V-VI веках атаку на буддизм повели сторонники Шивы. Одно из имен этого бога — Милосердный, и существует множество мифов о том, как он помогал благочестивым беднякам, кормил рисом голодных. Поэтому шиваиты утверждали: Будда, достигнув просветления, просто вошел в состояние Шивы. То есть Шива включает в себя Будду, но не наоборот! Шива — это космос, высшее проявление истины. На многих этот аргумент действовал безотказно. И в наши дни буддистами считают себя менее 1% индийцев. Не то что в давние времена!
Нет равных!
То же самое произошло и в Китае, где буддистов в наше время вовсе преследуют. По большому счету буддисты сохранились только в Тибете, хотя приверженцев этой религии можно встретить в разных странах Востока, да и в Европе. И большинство японцев тоже почитают Будду, хотя не слишком глубоко вдаются в мистику его учения.
Почему же религия Гаутамы проиграла свои главные битвы? Слабоватой была бюрократия, церковная администрация, которой буддисты никогда не придавали большого значения. А вот конкуренты в этом смысле оказались намного сильнее. Но буддисты до сих пор не имеют равных себе в умении утешать обездоленных, больных и несчастных. А ведь это едва ли не главная миссия любой религии. И многие озарения Будды вдохновляют современных мыслителей по всему миру.