Главная » ГЕОГРАФИЯ » История возникновения буддизма

История возникновения буддизма

Самая древняя из четырех современных мировых религий — буддизм. И безусловно, самая загадочная. Многие считают, что это вовсе не религия, а просто своеобразная этика,  связанная с историей Сиддхартхи Гаутамы, с его жизненным опытом.

Сиддхартха Гаутама Шакьямуни, будущий Будда

Сиддхартха Гаутама Шакьямуни, будущий Будда

Само название «буддизм» — услов­ность чистой воды: в европейском ре­лигиоведении оно появилось только в XIX веке. Тогда как сами приверженцы этой религии называли ее «дхарма», то есть просто «учение». Или «буддхад-харма» — «учение просветленного, учение Будды». Но европейцы, которых в XIX столетии заинтересовала индий­ская экзотика, не смогли подобрать точного названия для этого влиятель­ного мистического учения и потому на­рекли его буддизмом.

Три встречи Сиддхартха Гаутама Шакьямуни

Сиддхартха Гаутама Шакьямуни, будущий Будда, родился в Северной Индии, предположительно в середи­не VI века до н. э., в состоятельной се­мье: его отец был представителем рода кшатриев — воинов.

Накануне родов матери Будды приснилось, будто в ее тело вошел белый слон, что было истолковано как предвестие прихода в мир великого человека, будущего правителя Вселенной. Пророчество сбылось…

Детство и юность Сиддхартхи про­шли безоблачно, Гаутама не знал ни болезней, ни нужды и даже не подо­зревал, что жизнь не всегда наполнена счастьем. Он женился, у него родился сын. Но на 30-м году жизни, выйдя за пределы отцовского дворца, он внезап­но столкнулся с больным человеком, по­том со стариком и наконец с похоронной процессией. Эти три встречи настолько его потрясли, что молодой мужчина по­кинул дом и стал аскетом, отшельником. Он удалился от людей в сопровождении верного слуги — Чанны.

Убить Гаутаму пытались не раз, но он оставался неуязвимым для противников, хотя никогда не обнажал оружия

Убить Гаутаму пытались не раз, но он оставался неуязвимым для противников, хотя никогда не обнажал оружия

Если вдуматься, схожие рефлексии свойственны каждому из нас. Самое горькое и важное открытие для чело­века, подталкивающее к духовному возмужанию, — это осознание того, что земная жизнь не вечна и все заканчива­ется старением, болезнями и смертью.

Четыре истины буддизма

Отъехав далеко от дома, Сиддхарт­ха отпустил слугу, переоделся в про­стую одежду и стал учеником брахманов-отшельников, у которых постигал искусство медитации — расслаблен­ного сосредоточения на главной мыс­ли, позволявшего отрешиться от всего земного.

В возрасте 35 лет во время долгой одинокой медитации в фикусовой роще Сиддхартха достиг просветления, то есть стал Буддой и начал проповедо­вать свое учение — дхарму. Суть этого учения заключалась в «четырех бла­городных истинах». Во-первых, мир несовершенен и полон страданий. Во- вторых, источником страданий явля­ются желания и жажда жизни, которые заставляют вращаться колесо сансары — круговорот жизни, смерти, новых рождений. В-третьих, из круговорота сансары можно вырваться, достигнув просветления (бодхи) и в конечном сче­те нирваны, то есть состояния блажен­ного небытия. В-четвертых, существует путь к освобождению, состоящий из восьми этапов, который включает в себя соблюдение этических норм, ме­дитации и мудрость.

Главное — Гау­тама призывал людей отказаться от жадности и жестокости. По существу, он реформировал индуизм, ввел в него новые постулаты, которые напрямую обращались к человеку, излечивали его душевные раны. Так и возникла самая древняя из мировых религий.

Чудеса Будды

После этого Будда прожил еще 45 лет — до 80. Все это время он про­поведовал в долине Ганга. Ученики по­явились у него уже в первые дни после просветления. Их привлекала человеч­ность нового учения, возможность уйти от неприглядной реальности, от житей­ских проблем. А своего учителя они на­зывали Бхагаваном — благословенным.

Будда не считался с системой каст, от­крывая свое учение даже людоедам. Его окружали тысячи последователей. Его адептами стали цари и богатые купцы, подарившие общине крепость для первого буддийского монастыря и рощу возле города Шравасти. Гаута­ма совершал чудеса.

Например, силой мысли создавал клоны самого себя. А когда двоюродный брат Будды, зави­довавший его славе, напустил на него пьяного, разъяренного слона, Гаута­ма издал такой рев, который заставил громадное животное остановиться и поклониться Будде. Убить Гаутаму пы­тались не раз, но он оставался неуязви­мым для противников, хотя никогда не обнажал оружия.

Три корзины Будды

Незадолго до смерти он сообщил, что скоро достигнет абсолютного покоя и окажется за пределами человеческого разума. Ученики запомнили его послед­ние слова:

 Усердно стремитесь к осво­бождению

Он не оставил ни преемника, ни свя­щенных книг. Ведь Будда, как и все его последователи, был уверен, что воз­можно существование бесчисленного числа просветленных, а он лишь самый первый из них. На протяжении несколь­ких столетий учение Будды передава­лось в устной форме, а в I веке до н. э. оно было записано на пальмовых листь­ях, которые хранились в трех корзинах. Отсюда название буддийского кано­на — «Трипитака», что дословно значит «три корзины».

Буддийский священный канон Трипитака

Буддийский священный канон Трипитака

Приверженцы дхармы едва ли не первыми в истории заговорили о раская­нии, о духовной ответственности челове­ка за свои поступки, о совести. В отличие от авраамических религий (иудаизма, христианства, ислама), в буддизме не существует понятия Бога-Творца: воп­росы Сотворения мира мало интересуют буддистов, ведь те не имеют прямого от­ношения ни к добру, ни к злу.

Буддис­тами считают себя менее 1% индийцев

Считается, что первым, кто превра­тил буддизм в государственную рели­гию, был царь империи Маурьев Ашока (273-232 годы до н. э.). По легенде, пос­ле кровавых расправ над соперника­ми он раскаялся, проникся дхармой и приказал строить буддийские храмы — ступы. Он же разослал миссионеров, поборников Гаутамы, в разные страны, включая китайские царства, где буд­дизм на несколько веков стал одной из главных религий.

Индийский царь Ашока

Индийский царь Ашока и место где располагалась правительственная резиденция

На огромной территории Индии и сопредельных государств на протяже­нии веков шла борьба за умы, конкурен­ция религий, отраженная в величайших памятниках индийского эпоса — «Рамаяне» и «Махабхарате». Местное язы­чество, индуизм, — система сложная. Там шла своя конкуренция между при­верженцами разных культов — созда­теля Вселенной Брахмы, воинственного Шивы и многоликого Вишну.

Буддисты ставили этические заслу­ги человека выше его происхождения, отвергнув кастовую систему и автори­тет брахманов — сословия духовных наставников в индуизме. Приверженцы Гаутамы учили, что из жизни в жизнь душа переходит от одного тела к друго­му, поэтому все формы временны. Про­поведовали, что жизнь — это страдание, причины которого — желания, и от них следует научиться отказываться. Это и есть путь к просветлению.

В V-VI веках атаку на буддизм пове­ли сторонники Шивы. Одно из имен это­го бога — Милосердный, и существует множество мифов о том, как он помогал благочестивым беднякам, кормил рисом голодных. Поэтому шиваиты утверждали: Будда, достигнув просветления, просто вошел в состояние Шивы. То есть Шива включает в себя Будду, но не наоборот! Шива — это космос, высшее проявление истины. На многих этот аргумент дей­ствовал безотказно. И в наши дни буддис­тами считают себя менее 1% индийцев. Не то что в давние времена!

Нет равных!

То же самое произошло и в Китае, где буддистов в наше время вовсе пре­следуют. По большому счету буддисты сохранились только в Тибете, хотя приверженцев этой религии можно встре­тить в разных странах Востока, да и в Европе. И большинство японцев тоже почитают Будду, хотя не слишком глубо­ко вдаются в мистику его учения.

История возникновения буддизма

Почему же религия Гаутамы проиг­рала свои главные битвы? Слабоватой была бюрократия, церковная админис­трация, которой буддисты никогда не придавали большого значения. А вот конкуренты в этом смысле оказались намного сильнее. Но буддисты до сих пор не имеют равных себе в умении уте­шать обездоленных, больных и несчаст­ных. А ведь это едва ли не главная мис­сия любой религии. И многие озарения Будды вдохновляют современных мыс­лителей по всему миру.

 

Оставить комментарий