Мы давно привыкли к празднику 8 Марта. Мужчины поздравляют женщин, дарят цветы — что может быть органичнее и прекраснее? Кажется, что этот праздник существовал всегда. Но о его истории мы вспоминаем редко. Как и о его старосоветском названии — «День солидарности трудящихся женщин».
Не правда ли, есть в этом несколько другой смысловой оттенок, чем тот, к которому мы привыкли с детсадовских времен, когда нас учили мастерить подарки для мам и бабушек?
Шествие пустых кастрюль
С чего же все началось? В 1857 году в Нью-Йорке в начале марта прошла манифестация работниц швейных и обувных фабрик. Они требовали юридического и финансового равенства с мужчинами (ведь платили женщинам в те времена гораздо меньше, чем представителям сильного пола), а также 10-часового рабочего дня вместо 16-часового…
Об этом «шествии пустых кастрюль» мало что известно. Многое покрыто патиной времени. Но осталась легенда. Считается, что это было первым масштабным протестным выступлением женщин. Правда, с 8 Марта оно связано только косвенно.
Но в начале XX века весенние женские демонстрации стали традиционными. В 1910 году на Международной конференции работающих женщин в Копенгагене немецкая социалистка Клара Цеткин предложила ежегодно отмечать день борьбы за права женщин во всех странах. При этом сначала утвердили не тот день, к которому мы привыкли, а 19 марта. Через несколько лет дату подкорректировали — так появилось 8 Марта.
В 1914 году этот праздник одновременно с европейскими единомышленницами отметили и российские работницы. Между прочим, первыми гражданские права получили женщины в Австралии и в Новой Зеландии. В странах далеких, в доавиационную эру труднодостижимых и малонаселенных.
Миф о митинге проституток на 8-е марта
У «революционного» женского праздника во все времена находились противники. И его репутацию неоднократно пытались подмочить. Согласно одному из самых расхожих слухов, 8 марта мы отмечаем некую демонстрацию проституток, боровшихся за повышение гонораров. Это, конечно, фантазии…
Самая яростная демонстрация в истории в честь 8 Марта состоялась в нашей стране в 1917 году. Сотни женщин вышли тогда на улицы Петрограда с протестами против голода, нехватки хлеба, против войны, на которой погибали их дети и мужья.
Кроме того, они требовали избирательных прав. Они атаковали продовольственные магазины и склады и вообще дали толчок к массовым забастовкам и всеобщему бунту, от которого обратилось в черепки российское самодержавие.
Недаром именно женский день принято считать началом Февральской революции: 23 февраля по юлианскому календарю, 8 марта — по европейскому, григорианскому.
Клара Цеткин единственная кто призывала к борьбе с нацизмом
Символом праздника на долгие годы стала Клара Цеткин. Почему-то в нашей стране в последние годы ее превратили чуть ли не в комическую фигуру. Это несправедливо. Давайте вспомним выступление «товарища Клары» на заседании рейхстага в 1932 году, после того как нацисты захватили власть в Германии, но еще не успели до упора затянуть гайки. Цеткин оказалась старейшиной вновь избранного парламента — рейхстага — по возрасту.
Ей вынуждены были предоставить слово. В своей речи она — единственная в то время — открыто призвала к борьбе с нацизмом, утверждая, что Гитлер приведет Германию к катастрофе. Это было последнее выступление такого рода в Третьем рейхе.
Очень скоро левые партии в Германии попали под запрет, многие коммунисты оказались в застенках, а Кларе Цеткин удалось спастись в СССР. В нашей стране ее встречали с почетом. Но Цеткин было уже за 70. В Москве она прожила лишь год — сказалось давно изношенное, больное сердце. Похоронили «товарища Клару» в Кремлевской стене.
Ее помнят и ценят вовсе не только коммунисты. В 2011 году в Германии — уже отнюдь не «красной» — была учреждена парламентская международная премия имени Клары Цеткин за «выдающиеся достижения женщин в обществе и политике».
День солидарности трудящихся женщин
Две революции 1917 года — Февральская и Октябрьская — уничтожили половую дискриминацию в нашей стране. Тема освобождения женщин от «домашней каторги» стала одной из центральных в тогдашней пропаганде. Тут и открытые двери всех университетов и институтов, и раскрепощение женщин Востока, и право избираться и быть избранными в государственные органы представительной власти.
Приведем и такой красноречивый пример из мира физкультуры и спорта. Именно в СССР женщины стали на равных заниматься с мужчинами почти всеми видами спорта (кроме бокса, тяжелой атлетики и борьбы). Даже в русский хоккей (в наше время его чаще называют «бенди») играли. Не говоря уж о баскетболе, волейболе, фехтовании…
Начиная с 1950-х годов, когда советские спортсмены стали принимать участие в главных международных соревнованиях, наши женщины-спортсменки долго оставались непобедимыми: у них просто было больше опыта, больше старых наработок, чем у зарубежных коллег. Такова была политика равенства мужчин и женщин, которую наша страна проводила с 1917 года. Поэтому 8 марта страна громко рапортовала о достижениях советских женщин.
Расцвет этой кампании пришелся на 1930-е годы. Именно тогда на всю страну прозвучала песня Исаака Дунаевского «Марш женских бригад» из кинофильма «Богатая невеста»:
А ну-ка, девушки!
А ну, красавицы! Пускай поет о нас страна!
И звонкой песнею пускай прославятся
Среди героев наши имена!
Страна гордилась, что, например, первой в мире женщиной-машинистом была комсомолка Зинаида Троицкая. Тысячи девчонок писали ей письма:
«Как стать такой же, как вы?»
А «мисс СССР» называли в то время ткачиху Дусю Виноградову, которая работала сразу на 52 станках, а потом на 100, а потом — и это было мировым рекордом — на 126! С ней вместе ставила рекорды ее однофамилица Маруся. Их называли «сестрами Виноградовыми», хотя родственницами они не были. Каждый год 8 марта фотографии Виноградовых не сходили с первых полос советских газет.
Кинофильм о женщине, ставшей председателем колхоза и депутатом, — «Член правительства» — был по-настоящему знаковым. А слова, произнесенные актрисой Верой Марецкой, блистательно сыгравшей главную героиню, стали крылатыми:
«Вот стою я здесь перед вами, простая русская баба, мужем битая, попами пуганая, врагами стреляная… Живучая! Стою я и думаю: «Зачем я здесь?» Это… проводить величайшие в мире законы. Это ж понять надо! Гляжу я сейчас только на свое счастье, гляжу и верю: может, и мое словечко в закон-то ляжет!»
В СССР прославляли лучших в мире летчиц, первую в мире женщину-космонавтку, первых женщин-трактористок. Александра Коллонтай стала первой женщиной-послом — по крайней мере, в «клубе великих держав». Но в одном, несмотря на постоянные призывы вождей, равенства достичь не удалось: в Союзе всегда было маловато представительниц прекрасного пола на политическом Олимпе.
За 70-летнюю историю до самых его вершин добрались только министр культуры Екатерина Фурцева да председатель Совета Национальностей Верховного Совета СССР Ядгар Насриддинова. Можно вспомнить и несгибаемую Розалию Землячку, которая была заместителем председателя Совнаркома, то есть самого Сталина. И все.
Зато сколько писательниц в СССР получили официальное признание! Один только список лауреатов Сталинских премий впечатляет: Галина Николаева, Вера Панова, Агния Барто, Антонина Коп-тяева, Ванда Василевская, Валентина Осеева, Мариэтта Шагинян, Анна Караваева, Вера Кетлинская… А ведь писатели в советской стране считались «инженерами человеческих душ»!
Они сражались за Родину!
Словом, Международный женский день в СССР отмечали всегда, но особый статус он приобрел в годы войны. В этот день в газетах появлялись портреты героинь, награжденных за боевые и трудовые подвиги, и звучали такие воззвания:
«Женщины-работницы! Удвойте энергию! Давайте фронту больше танков, самолетов, орудий, минометов, пулеметов, винтовок, боеприпасов! Проявляйте больше инициативы и заботы о бытовых учреждениях, по-хозяйски следите за работой столовых, детсадов, яслей, роддомов и бань. Женщины и девушки! Овладевайте военными специальностями. Изучайте дела противовоздушной и противохимической обороны, санитарное дело, связь. Окружите теплой заботой героических бойцов Красной армии, обеспечьте внимательный уход за ранеными, проявите материнскую заботу о детях бойцов!»
И они сражались за Родину, а в тылу работали за троих. Героические наши женщины фронтовых лет! Многое изменилось тогда, в военные годы. Люди научились острее ценить жизнь, а вместе с ней матерей и жен, за которых шли в бой.
Красный День календаря
И все-таки 8 марта оставалось рабочим днем. Праздничным, но рабочим, не «красным днем календаря». Изменил ситуацию большой поклонник слабого пола — Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев. И вот 8 мая 1965 года, выступая на торжественном заседании, посвященном 20-летию Победы, он предложил объявить 8 марта нерабочим днем:
«В ознаменование выдающихся заслуг советских женщин в коммунистическом строительстве, в защите Родины в годы Великой Отечественной войны, их героизма и самоотверженности на фронте и в тылу, а также отмечая большой вклад женщин в укрепление дружбы между народами и борьбу за мир».
Первый букет мимоз
И 55 лет назад, в 1966 году, 8 Марта впервые отмечали как самый настоящий праздник и нерабочий день. Праздничный «Голубой огонек» вел артист Театра сатиры Георгий Менглет. Мужчины поздравляли женщин — песнями, танцевальными номерами, юморесками. Особенно отличился певец и актер Владимир Трошин, представивший песню, посвященную новому красному дню календаря:
Нынче день особый,
шире дверь открой
Для гостей своих.
Как хочу я,
чтобы был подарок мой
Лучше всех других.
Песню свою сердечную,
Первый букет мимоз,
Дружбу большую, вечную
Я в подарок тебе принес.
О политике в тот день все как будто забыли. Разговоры об угнетении женщин в буржуазном мире, о солидарности работниц почти не звучали. Праздник утратил революционный задор, но приобрел семейный, уютный оттенок. Поздравляли матерей, тружениц, любимых. Старались найти в еще почти зимней Москве живые цветы. Как правило, это были действительно мимозы.
Хотя чуть позже, когда рыночные торговцы стали готовиться к празднику основательнее, к 8 Марта можно было приобрести тюльпаны и гвоздики. Дороговато, но красиво. Каждый год расширялся и ассортимент тортов. Их было принято вкушать на работе за день до праздника, на скромном «корпоративе».
Впрочем, такого понятия тогда, конечно, не было, предпочитали давно утвердившееся в русском языке татарское словцо «сабантуй» или простое советское «междусобойчик». Приносили шампанское, возможно, коньяк — и предпраздничный день легко превращался в праздничный. Эта традиция сохраняется и в наше время.
Бороться стоило!
В мире и сейчас 8 марта проходят митинги с экономическими требованиями. Правда, реже и тише, чем 1 мая. Но в России 8 Марта — праздник мирный. А что касается протестанток, с которых все началось…
Нужно признать, что в XXI веке все их требования вошли в «обязательную программу» любого общества, любой экономики. Значит, они были здравыми. В наше время женщины становятся премьер-министрами, возглавляют крупные предприятия, получают генеральские погоны…
А в XIX веке талантливый математик Софья Ковалевская не могла получить высшее образование в Российской империи только потому, что не родилась мужчиной. С большим трудом она — генеральская дочь — добилась права слушать лекции Ивана Сеченова, а также изучать анатомию в Военно-медицинской академии.
Ковалевская мечтала преподавать в Петербургском университете, но российское научное общество было не готово открыть двери перед женщиной. И все-таки Софья Ковалевская стала первой женщиной-математиком в России и первой в мире женщиной-профессором благодаря Стокгольмскому университету. Так стоило ли таким, как она, бороться за равенство? Конечно, стоило!
С кризисом коммунистической идеологии возникли сомнения, а справедливо ли наше «равноправие», в котором женщины ремонтируют железнодорожные пути и весело месят цемент где-нибудь в районе вечной мерзлоты? Новые рефлексии выразил чуткий к социальным переменам поэт Евгений Евтушенко:
Как получиться в мире так могло?
Забыв про смысл ее первопричинный,
мы женщину сместили.
Мы ее унизили до равенства с мужчиной.
Звучит красиво, по-джентльменски, но скепсис поэта несправедлив. Равноправие — это все-таки неплохо. Как и букеты цветов в женских руках. Даже скромных мимоз.