Созданное вскоре после нападения фашистской Германии на Советский Союз особое подразделение можно смело назвать «предтечей» будущих частей специального назначения и фабрикой диверсантов.
Когда и как в России появился спецназ и диверсанты
Войска Особой группы при НКВД днём ранее 2 октября 1941 года были сведены в Отдельную мотострелковую бригаду особого назначения НКВД СССР (полкового состава), которую напрямую подчинили вышеупомянутому 2-му отделу НКВД СССР (с 18 января 1942 года Приказом НКВД № 00145 — 4-е [диверсионное] управление НКВД СССР). Соединение находилось в непосредственном подчинении у Л. П. Берии.
В силу этого, созданную в октябре 1941 года под личным присмотром Лаврентия Берии отдельную мотострелковую бригаду особого назначения (ОМСБОН) можно назвать прообразом спецназа ГРУ, внутренних войск и прочих спецчастей.
Критерии отбора в спецназ
Отбор в особисты был не просто строгим, а очень жестким. В первую очередь проверялась абсолютная политическая благонадежность кандидата, ведь будущие воины во многом должны были действовать в условиях строжайшей секретности, в том числе и в тылу врага. Поэтому доверие к бойцам должно было быть безусловным.
В ОМСБОН набирали только добровольцев, причем они должны были либо состоять в партии, либо быть комсомольцами. И только после прохождения теста на благонадежность для кандидата начинался отбор по другим направлениям – по уровню интеллекта, по состоянию здоровья и отменной спортивной подготовке.
Разумеется, в большинстве своем в эти подразделения брали действующих сотрудников НКВД и других специальных служб. Но также кандидатов искали в «подшефном» спортивном обществе «Динамо»: так в рядах ОМСБОН оказались боксеры Сергей Щербаков, Николай Королев, многократный чемпион по греко-римской борьбе Григорий Пыльнов, легкоатлеты Николай Шатов и братья Знаменские, лыжница Галина Кулакова.
А отдельный батальон был сформирован из иностранных коммунистов, которые были вынуждены бежать в Советский Союз из своих стран. Их готовили к работе в неприятельском тылу, благо помимо верности идеалам коммунизма они прекрасно владели иностранными языками.
То, чему обучали будущих спецназовцев в школе, разительно отличалось от подготовки даже в самых элитных подразделениях Красной Армии, так как перед будущим бойцом могла быть поставлена абсолютно любая задача. Он должен был уметь прыгать с парашютом, владеть навыками рукопашного боя, хорошо стрелять, управлять разными видами техники, разбираться во взрывном деле и медицине, выживать в лесу и т. д.
Первые месяцы войны
Неудачное начало войны внесло коррективы в задачи, которые ставились особистам. Многих, как говорится, с пылу с жару бросили на самые опасные участки битвы за Москву.
Именно бойцы ОМСБОН минировали стратегические магистрали на подступах столицы и важные объекты в самой Москве. А когда положение, стало совсем критическим и враг вот-вот мог ворваться в столицу, было принято решение создать из особистов мобильные отряды лыжников, которые должны были скрытно атаковать немецкие части и быстро отходить, не ввязываясь в позиционный бой. Генералы понимали, что такой подход чреват большими потерями среди очень ценных бойцов, но другого выхода тогда просто не было.
Одним из самых известных сражений, где участвовали части ОМСБОН, стал бой в деревне Хлуднево в январе 1942 года. 27 особистов получили приказ выбить из этого населенного пункта немцев. Ожидалось, что их там не больше взвода. Но разведка ошиблась, и в Хлуднево оказался целый батальон немцев с танками. В результате многочасового боя советские бойцы уничтожили большую часть немецкого батальона, но и сами почти все погибли.
Диверсионные группы в тылу врага
Но как только дела на фронте пошли получше, бойцов ОМСБОН тут же убрали из окопов, став использовать исключительно в узких цепях. Например, их забрасывали на захваченную немцами территорию для захвата важного «языка», проведения разведки, помощи партизанам и совершения диверсионных акций. Советские спецназовцы действовали не только на оккупированной территории СССР, но и в других странах – Польше, Югославии, Австрии. В этих случаях привлекали иностранцев, лучше знающих местность.
Так, уже в 1944 году австрийских эмигрантов-коммунистов забросили в австрийские Альпы. А отряд испанских коммунистов, заброшенный в Вильнюс, несколько месяцев успешно выдавал себя за солдат «Голубой дивизии» (испанцев, воевавших на стороне немцев), собирая важную разведывательную информацию.
В задачи таких подразделений также входила помощь в организации партизанской и подпольной деятельности на оккупированной территории СССР. Так, знаменитый отряд «Победители», два с лишним года воевавший с фашистами на Западной Украине, почти весь состоял из особистов.
Отдельный отряд особого назначения
После перелома в войне в 1943 году ОМСБОН подвергся реорганизации и из него выделили Отдельный отряд особого назначения. Теперь перед ним стояла задача создать агентурную сеть в европейских странах и вести диверсионную деятельность в тылу врага.
Большинство операций были строго засекречены, как, впрочем, и потери среди личного состава. Ведь порой они не только совершали диверсионные акты или собирали данные о немецких объектах, но и, к примеру, вели корректировку огня для советской авиации и артиллерии. И порой оказывались в эпицентре бомбежки, фактически вызывая огонь на себя.
Пока Красная Армия постепенно с боями продвигалась на Запад, немало небольших мобильных отрядов спецназа действовало в разных странах Европы, в Германии и даже в самом Берлине, внося свой существенный вклад в будущую победу.
Сразу после окончания войны Отдельный отряд особого назначения расформировали. Но через четыре года вновь началось формирование специальных воинских частей для работы в тылу потенциального противника. Ведь недавние союзники по Второй мировой уже превращались в потенциальных врагов, и становилось ясно, что, победив одного врага, СССР окажется перед лицом новой опасности со стороны западного мира. Но это уже совсем другая история…