«Около этого времени жил Иисус, человек мудрый, если его вообще можно назвать человеком. Он совершил изумительные деяния и стал наставником…» Так написано в «Иудейских древностях» историка Иосифа Флавия. И в I веке н. э. это было единственное упоминание о Христе.
Террор империи
60-е годы нашей эры были бурными для окраин Римской империи. Все началось с «осквернения» Иерусалимского храма римским наместником Гессием Флором. Это вызвало бунты во многих иудейских общинах и послужило одной из причин Первой Иудейской войны. Последующие события заставили содрогнуться весь римский мир.
Сотни тысяч иудеев погибли под римскими мечами, десятки тысяч были обращены в рабство и увезены в метрополию. Именно среди них, по официальной церковной версии, «из зерен, посеянных апостолами, проросли первые ростки истинной веры».
Первокреститель
Атеисты и просветители давно уже ставили под сомнение реальность евангельской легенды: слишком красиво в ней все и гладко. Но первые убедительные доказательства в пользу этих сомнений появились только около 70 лет назад.
Тогда пастухи-бедуины обнаружили в районе Мертвого моря древние свитки, получившие название Кумранских. В их числе оказались фрагменты ветхозаветных книг, библейские апокрифы и хроники иудейской секты ессеев.
Рукописи стали настоящей сенсацией. В текстах древней секты есть очень многое из верований первохристиан: проповеди «учителя праведности», его смерть от «гонителей истинной веры» с последующим «воскрешением» и подготовкой верующих к Страшному суду…
Попавшие в крайне неприятное положение церковники, включая так называемых «христианских религиоведов», попытались найти выход, объявив Иоанна Крестителя ессеем. Но это еще больше запутало ситуацию, поскольку выходило, что самого Иоанна в свое время крестил некий глава иудейских сектантов…
Новозаветная мифология
О том, что изложенные в Библии события являются мифом, писали еще Клод Гельвеций (1715-1771) и Поль Гольдбах (1723-1789). Особенно интересно в этом плане сочинение Гольдбаха «Критическая история Иисуса Христа, или Анализ Евангелий с точки зрения разума». Именно там впервые была высказана мысль, что канонические жизнеописания Христа носят явные признаки художественного творчества.
В XX веке все эти сомнения подтвердили Кумранские свитки. Но имеются в Новом Завете и реальные данные, например о личности Понтия Пилата. И это тоже подтверждено научно — раскопками итальянских археологов в Израиле в 1961 году. Тогда была найдена известняковая плита с надписью:
«Тибериус… Понтий Пилат, префект Иудеи… посвятил»,
а в 2012-м на X Международном конгрессе коптских исследований в Ватикане был представлен фрагмент папируса со словами:
«Иисус сказал им: «Моя жена… Мария достойна этого…»
Сразу вспомнились верования первых еретиков — гностиков, которые считали Марию Магдалину женой Христа.
Гностики причастны и к непризнанному церковью Кодексу Чакос — сборнику раннехристианских текстов, датируемому III веком н. э. В него входит знаменитое Евангелие Иуды, где Иуда Искариот предстает не каноническим «христопродавцем», а преданным, верным и любимым учеником.
Все это дает основания полагать, что знания о Христе и его учении во времена первых христиан сильно отличались от более поздней официальной версии церкви. Чем? Эту тайну она вынуждена скрывать уже два тысячелетия…
Иосиф Флавий свидетельствует
Долгое время в науке господствовала хорошо обоснованная версия о «мифологичное» Иисуса. По ней основатель христианства считался фольклорным персонажем, возникшим в сказаниях римских рабов. Однако даже атеистически настроенные исследователи видели в этой гипотезе определенные неувязки.
Дело в том, что творчество рабов достаточно изучено, и оно резко отличается от красивой и поэтичной евангелистики. Единственным свидетельством «историчности Иисуса» могли быть рукописи иудейского историка Иосифа Флавия. Однако до нас не дошли подлинники его трудов, а в тех версиях, которыми располагает нынешняя наука, общий стиль повествования сильно отличается от фрагментов с упоминаниями о Христе и его последователях.
И это, по мнению исследователей, говорит о том, что труды историка были существенно «исправлены и дополнены», иначе — фальсифицированы монахами-переписчиками VI века.
Зерна покорности
Современные достижения археологии вынуждают историков сомневаться и в том, что христианство возникло стихийно, естественным путем. Все чаще появляются оригинальные гипотезы, объясняющие многие тайны первых столетий новой эры.
Одну из версий несколько лет назад изложил американский историк-библеист Джозеф Этвилл в своей книге «Мессия кесаря». Он считает, что Иисус и его деяния были выдуманы по заказу римских правителей. Единомышленник Этвилла, британский журналист Роб Вильямс, предложил свою версию тех давних событий.
…Кровавые расправы римлян с иудеями на Ближнем Востоке вызвали волнения во многих иудейских общинах. Крупнейшая из них обосновалась в Александрии. Там же располагался великий научный центр Древнего мира — Мусейон. По свидетельствам современников, иудейские ученые составляли чуть ли не половину штата этого удивительного храма науки.
Когда до Александрии дошли кровавые вести, несколько самых известных и уважаемых ученых-иудеев обратились к общине с призывом к спокойствию и отправились в Рим. С собой они везли некий план «вечного умиротворения рабов и плебса». В обмен на него они собирались просить у Сената и императора пощады и милосердия своим соплеменникам.
В то же время в Риме появился пленный иудейский военачальник Йосеф бен Матитьяху. Перейдя на сторону римлян, он, как вольноотпущенник сына Веспасиана Тита, стал носить фамильное имя своего господина — Флавий. Именно к нему и могли направиться александрийские жрецы науки со своим планом.
Похоже, он пришелся по вкусу будущему императору, и тот посчитал актуальным засеять «зернами покорности» Ближний Восток. А в качестве консультанта по «иудейским древностям» привлек Иосифа Флавия.
Что говорит в пользу такой версии? То, что подметил в своих исследованиях Джозеф Этвилл: евангельские похождения Иисуса во многом повторяют походы Веспасиана с его пленником Иосифом…
Достоверно неизвестно, в чем именно заключался план, предложенный иудейскими учеными императору, но вскоре в римских катакомбах стали проводить собрания адепты нового культа. Это и были общины первых христиан, поклонявшихся странному для той поры «триединому» богу.
Люди благоговейно слушали проповедников, вещавших о «покорности судьбе», «непротивлению злу» и «вечной жизни для мучеников и праведников»… Новая «религия рабов» стала быстро распространяться, поощряемая и руководимая их же рабовладельцами…
Гипотеза Роба Вильямса объясняет многие парадоксы раннего христианства. Например, молниеносное по историческим меркам распространение новой религии. А ведь без координации действий из некоего центра это было бы невозможно. Историческим же прототипом Христа, по мнению Вильямса, стал один из ессеев. Иосиф Флавий знал очень многих сектантов-иудеев и вполне мог приписать одному из них роль «учителя праведности».
Опасные тайны Мусейона
После смерти императора Тита часть его библиотеки попала в Мусейон. Это объясняет многое: и «неудобные» знания древнейшей египетской Коптской церкви, и невероятные Евангелии еретиков-гностиков, и гибель Александрийской библиотеки, к которой Отцы Церкви испытывали жгучую ненависть. Они считали, что в ней хранятся «свитки, написанные под диктовку Люцифера, включая его собственное Евангелие».
Во время разгрома Мусейона некоторые рукописи все же сохранились и были вывезены в Рим. Неужели автор увлекательных романов Дэн Браун прав, и они по сей день хранятся в секретных архивах Ватикана?
В плену мистификации
Любопытно, что первохристиане, несмотря на традиции того времени, не смогли сохранить реликвии, связанные с Христом, поэтому церковь вынуждена была прибегать к подлогам. Ярким примером такой фальсификации является Туринская плащаница, в которую якобы завернули Иисуса после смерти.
Этот кусок льняного полотна размером 4,37 на 1,11 метра с негативным изображением мужчины в полный рост, видами спереди и сзади почитается как святыня и католической, и православной церквями. Однако проведенные исследования доказали, что это полотно соткали гораздо позже — в Средние века.