Главная » ОТДЫХ » ЗДОРОВЬЕ » Как и когда появились первые аптеки

Как и когда появились первые аптеки

Аптеки – что может быть более привычно и знакомо? Неутомимые статистики подсчитали, что даже человек, не имеющий хронических заболеваний и не проходящий интенсивное лечение, пользуется услу­гами этих заведений в среднем три раза в месяц.

Как и когда появились первые аптеки

Как и когда появились первые аптеки

Нам кажется, что мы знаем об аптеках все. А между тем у них богатая и занимательная история.

Как переводится слово Аптека

Греческое слово «apotheka» перво­начально означало просто «склад» - независимо от его содержимого. Постепенно оно «приросло» именно к хранилищам лекарственных препа­ратов и теперь на всех языках обозна­чает «учреждение здравоохранения, осуществляющее приготовление, хра­нение и отпуск лекарственных средств, перевязочных материалов, предметов санитарии и ухода за больными».

Символ медицины

Интернациональный и наиболее популярный символ фармацевтики, происхо­дит из Древней Греции бо­лее известный как эмблема врачебной деятельности в целом: чаша, которую обвивает змея. В древности Гигиею - богиню здоровья и дочь покровителя медицины Асклепия, изображали со змеей, которую она кормила из чаши.

Аптека

Впервые слово «аптека» в значении «место хранения лекарств» встречается в записях Гиппократа (400 год до н. э.). Два века спустя древнеримский медик Клавдий Гален (129-216) упоминает об аптеке уже как о месте приготовления снадобий. Сырьем для первых препара­тов служили, конечно же, разнообразные природные материалы.

Авиценна – сред­невековый персидский ученый, философ и врач, – например, называл 785 лекар­ственных средств растительного, живот­ного и минерального происхождения.

Приготовлением мазей, притирок, при­парок, пилюль, лепешек, настоев, отва­ров и прочих лекарственных форм зани­мались сами врачи с помощью учеников.

Эта традиция позже перекочевала в Ев­ропу, где долгое время снадобья приго­товлялись буквально штучно для каждого отдельного больного (по крайней мере, врачи не упускали случая сообщить об этом).

Позволить себе такой индивиду­альный подход мог не каждый пациент, а простолюдины были вынуждены прибе­гать к более дешевым услугам знахарей или обходиться вовсе без медицинской помощи.

Аптека XIV века

Аптека XIV века

В XI веке при монастырях начали по­являться аптеки, в которых страждущие могли получить бесплатные снадобья. Из­готовляли их не врачи, а ученые монахи. Чуть позже в городах Италии стали откры­ваться торговые точки с лекарствами.

В XII веке впервые прозвучало название профессии apothecarius. А в 1224 году король Сицилии (по совместительству германский король и римский импера­тор) Фридрих II Гогенштауфен издал указ о разграничении зон ответственности врачей и аптекарей: врачам запреща­лось готовить лекарства, аптекарям – ле­чить людей.

Первые аптеки в России

В Россию светские аптеки перекоче­вали из Лондона в период правления Ивана Грозного, активно развивавшего связи с Англией. Ранее лечебницы и лечцы (доктора) находились исклю­чительно при церкви – так было уста­новлено еще во времена Владимира Мономаха, а иноземных лекарей ко двору приглашали в индивидуальном порядке.

В 1557 соду с английским послом Энтони Дженкинсоном к московскому двору прибыли врач Ральф Стендиш и на­значенный ему в помощники аптекарь, имя которого история не сохранила.

В 1581 году в Москве на территории Кремля открылась придворная госуда­рева аптека исключительно для членов царской семьи. В ней служил некий Джемс Френчем, прибывший в Россию в свите придворного врача королевы Елизаветы I Роберта Якоби, которого она командировала к своему русскому другу по его просьбе.

Препараты в первую российскую ап­теку доставлялись из-за границы, весьма затейливые по современным меркам. Вот, например, в список лекарств, при­сланных в Москву в 1602 году, кроме опия, камфоры, цитварного семени (противоглистное средство), алексан­дрийского листа (слабительное), вхо­дил и сильный афродизиак «шпанская мушка».

В 1672 году указом царя Алексея Ми­хайловича Романова была открыта пер­вая публичная российская аптека. Тогда же произошло и первое импортозаме­щение: для снабжения разрастающейся аптечной сети стали сажать аптекарские сады и огороды. В Москве они находи­лись у Кремлевской стены, на Мясниц­кой улице, в Немецкой слободе.

По примеру столицы аптеки стали по­являться в других больших городах. По­зже такой же огород появился и в Санкт- Петербурге на острове в северной части дельты Невы, который с тех пор так и стали называть Аптекарским.

Конфеты, газеты, посуда…

В Новом Свете аптеки появились вме­сте с колонизаторами. Правда, у индей­цев существовали своя фармакология и довольно развитая медицина, но белых людей она не интересовала. Хотя мест­ными дарами природы не брезговали – они значительно расширили ассортимент европейских аптек.

Взамен метрополия поставляла сна­чала возбудителей оспы и продукты, от которых индейцы заболевали диабетом, а потом – массу авантюристов от меди­цины, которые лечили уже своих земляков-переселенцев.

Старинные аптечные микстуры

Старинные аптечные микстуры

Если в Старом Свете идея Фридриха Гогенштауфена стала по­всеместным законом уже в XV веке, то в Америке еще лет двести лекари пребы­вали на положении независимых и твор­ческих личностей. Они сами ставили ди­агнозы, сами готовили лекарства, сами продавали их…

О степени невежества «докторов» и их пациентов можно судить по рассказу О.Генри «Справочник Гиме­нея», в котором герой пытается выле­чить возлюбленную от угара с помощью льняного семени, помещенного в уголок глаза.

Борьба между системой государст­венного контроля и аптекарями (позже аптечными сетями) длилась вплоть до конца XX века и привела к довольно инте­ресному результату – привлечению в эти специализированные магазины широ­чайшего выбора непрофильных товаров.

Если лет сто назад американцы в аптеку заходили как в кафетерий, чтобы пропу­стить стаканчик содовой, то сейчас идут туда как в супермаркет – за конфетами, свежими газетами, косметикой, предме­тами гигиены, посудой и дешевыми суве­нирами.

Что же касается лечебных препаратов, то у нас бытует мнение, что на Западе даже пластырь не продадут без пред­варительного визита в больницу. На са­мом деле это не совсем так: слабенькие обезболивающие, противоаллергиче­ские таблетки, ранозаживляющие мази можно приобрести без всякого труда.

А все остальное (что в Америке, что в Ев­ропе) – да, только по рецепту. Но никто не ропщет, потому что стоимость многих рецептурных лекарств полностью покры­вается страховым полисом или государ­ственными программами.

Еще одной интересной особенностью заокеанских аптек является торговля та­блетками на развес. Из большой завод­ской тары вам отсчитают ровно столько, сколько нужно, в стандартную пластико­вую баночку и снабдят ее скромной, но весьма информативной этикеткой, на ко­торой укажут все – от названия и внеш­него вида таблетки до правил приема.

Вперед, в прошлое

Люди старшего поколения наверняка вспомнят подобную аптечную продук­цию: порошки в аккуратных пакетиках из серой оберточной бумаги или бутылки с надписанной от руки этикеткой. Вот только их содержимое провизор (специа­лист с высшим фармацевтическим образованием) изготовлял сам в соответст­вии с полученным рецептом.

С приходом рыночных отношений все эти «микстуры Павлова» исчезли из про­дажи, вытесненные сначала заводским ассортиментом, а потом и законодатель­ством. В 2010 году российским аптекам было официально запрещено заниматься производством с использованием гото­вых лекарственных форм (препаратов).

Работать разрешалось только с фарма­цевтическими формами (лекарствен­ными средствами в виде действующих веществ биологического, биотехнологи­ческого, минерального или химического происхождения, предназначенными для изготовления лекарственных препара­тов).

В результате число учреждений, имеющих рецептурные отделы, сократи­лось до 0,7% от общего их количества.

Интерьер первых аптек

Интерьер первых аптек

Но времена меняются. Первого сентя­бря 2023 года вступят в силу поправки в закон «Об обращении- лекарственных средств». Аптеки (но не ИП!) снова смогут готовить для покупателей лекарства с ин­дивидуальной дозировкой, в том числе детской.

Авторы закона считают, что воз­рождение рецептурных отделов позволит расширить ассортимент, обеспечит пер­сонализированный подход к каждому клиенту, сделает препараты доступнее по цене.

«С возрождением производственных аптек на рынок постепенно вернутся недорогие, но от этого не менее эффек­тивные лекарства, – полагает научный руководитель сети клиник иммунореа­билитации и превентивной медицины Ольга Шуппо. – Они востребованы и ча­сто встречаются в назначениях врачей. Аналогичные иностранные препараты обходятся покупателю заметно дороже».

 

 

Оставить комментарий