Аптеки – что может быть более привычно и знакомо? Неутомимые статистики подсчитали, что даже человек, не имеющий хронических заболеваний и не проходящий интенсивное лечение, пользуется услугами этих заведений в среднем три раза в месяц.
Нам кажется, что мы знаем об аптеках все. А между тем у них богатая и занимательная история.
Как переводится слово Аптека
Символ медицины
Аптека
Авиценна – средневековый персидский ученый, философ и врач, – например, называл 785 лекарственных средств растительного, животного и минерального происхождения.
Приготовлением мазей, притирок, припарок, пилюль, лепешек, настоев, отваров и прочих лекарственных форм занимались сами врачи с помощью учеников.
Эта традиция позже перекочевала в Европу, где долгое время снадобья приготовлялись буквально штучно для каждого отдельного больного (по крайней мере, врачи не упускали случая сообщить об этом).
Позволить себе такой индивидуальный подход мог не каждый пациент, а простолюдины были вынуждены прибегать к более дешевым услугам знахарей или обходиться вовсе без медицинской помощи.
В XI веке при монастырях начали появляться аптеки, в которых страждущие могли получить бесплатные снадобья. Изготовляли их не врачи, а ученые монахи. Чуть позже в городах Италии стали открываться торговые точки с лекарствами.
В XII веке впервые прозвучало название профессии apothecarius. А в 1224 году король Сицилии (по совместительству германский король и римский император) Фридрих II Гогенштауфен издал указ о разграничении зон ответственности врачей и аптекарей: врачам запрещалось готовить лекарства, аптекарям – лечить людей.
Первые аптеки в России
В Россию светские аптеки перекочевали из Лондона в период правления Ивана Грозного, активно развивавшего связи с Англией. Ранее лечебницы и лечцы (доктора) находились исключительно при церкви – так было установлено еще во времена Владимира Мономаха, а иноземных лекарей ко двору приглашали в индивидуальном порядке.
В 1557 соду с английским послом Энтони Дженкинсоном к московскому двору прибыли врач Ральф Стендиш и назначенный ему в помощники аптекарь, имя которого история не сохранила.
В 1581 году в Москве на территории Кремля открылась придворная государева аптека исключительно для членов царской семьи. В ней служил некий Джемс Френчем, прибывший в Россию в свите придворного врача королевы Елизаветы I Роберта Якоби, которого она командировала к своему русскому другу по его просьбе.
Препараты в первую российскую аптеку доставлялись из-за границы, весьма затейливые по современным меркам. Вот, например, в список лекарств, присланных в Москву в 1602 году, кроме опия, камфоры, цитварного семени (противоглистное средство), александрийского листа (слабительное), входил и сильный афродизиак «шпанская мушка».
В 1672 году указом царя Алексея Михайловича Романова была открыта первая публичная российская аптека. Тогда же произошло и первое импортозамещение: для снабжения разрастающейся аптечной сети стали сажать аптекарские сады и огороды. В Москве они находились у Кремлевской стены, на Мясницкой улице, в Немецкой слободе.
По примеру столицы аптеки стали появляться в других больших городах. Позже такой же огород появился и в Санкт- Петербурге на острове в северной части дельты Невы, который с тех пор так и стали называть Аптекарским.
Конфеты, газеты, посуда…
В Новом Свете аптеки появились вместе с колонизаторами. Правда, у индейцев существовали своя фармакология и довольно развитая медицина, но белых людей она не интересовала. Хотя местными дарами природы не брезговали – они значительно расширили ассортимент европейских аптек.
Взамен метрополия поставляла сначала возбудителей оспы и продукты, от которых индейцы заболевали диабетом, а потом – массу авантюристов от медицины, которые лечили уже своих земляков-переселенцев.
Если в Старом Свете идея Фридриха Гогенштауфена стала повсеместным законом уже в XV веке, то в Америке еще лет двести лекари пребывали на положении независимых и творческих личностей. Они сами ставили диагнозы, сами готовили лекарства, сами продавали их…
О степени невежества «докторов» и их пациентов можно судить по рассказу О.Генри «Справочник Гименея», в котором герой пытается вылечить возлюбленную от угара с помощью льняного семени, помещенного в уголок глаза.
Борьба между системой государственного контроля и аптекарями (позже аптечными сетями) длилась вплоть до конца XX века и привела к довольно интересному результату – привлечению в эти специализированные магазины широчайшего выбора непрофильных товаров.
Если лет сто назад американцы в аптеку заходили как в кафетерий, чтобы пропустить стаканчик содовой, то сейчас идут туда как в супермаркет – за конфетами, свежими газетами, косметикой, предметами гигиены, посудой и дешевыми сувенирами.
Что же касается лечебных препаратов, то у нас бытует мнение, что на Западе даже пластырь не продадут без предварительного визита в больницу. На самом деле это не совсем так: слабенькие обезболивающие, противоаллергические таблетки, ранозаживляющие мази можно приобрести без всякого труда.
А все остальное (что в Америке, что в Европе) – да, только по рецепту. Но никто не ропщет, потому что стоимость многих рецептурных лекарств полностью покрывается страховым полисом или государственными программами.
Еще одной интересной особенностью заокеанских аптек является торговля таблетками на развес. Из большой заводской тары вам отсчитают ровно столько, сколько нужно, в стандартную пластиковую баночку и снабдят ее скромной, но весьма информативной этикеткой, на которой укажут все – от названия и внешнего вида таблетки до правил приема.
Вперед, в прошлое
Люди старшего поколения наверняка вспомнят подобную аптечную продукцию: порошки в аккуратных пакетиках из серой оберточной бумаги или бутылки с надписанной от руки этикеткой. Вот только их содержимое провизор (специалист с высшим фармацевтическим образованием) изготовлял сам в соответствии с полученным рецептом.
С приходом рыночных отношений все эти «микстуры Павлова» исчезли из продажи, вытесненные сначала заводским ассортиментом, а потом и законодательством. В 2010 году российским аптекам было официально запрещено заниматься производством с использованием готовых лекарственных форм (препаратов).
Работать разрешалось только с фармацевтическими формами (лекарственными средствами в виде действующих веществ биологического, биотехнологического, минерального или химического происхождения, предназначенными для изготовления лекарственных препаратов).
В результате число учреждений, имеющих рецептурные отделы, сократилось до 0,7% от общего их количества.
Но времена меняются. Первого сентября 2023 года вступят в силу поправки в закон «Об обращении- лекарственных средств». Аптеки (но не ИП!) снова смогут готовить для покупателей лекарства с индивидуальной дозировкой, в том числе детской.
Авторы закона считают, что возрождение рецептурных отделов позволит расширить ассортимент, обеспечит персонализированный подход к каждому клиенту, сделает препараты доступнее по цене.
«С возрождением производственных аптек на рынок постепенно вернутся недорогие, но от этого не менее эффективные лекарства, – полагает научный руководитель сети клиник иммунореабилитации и превентивной медицины Ольга Шуппо. – Они востребованы и часто встречаются в назначениях врачей. Аналогичные иностранные препараты обходятся покупателю заметно дороже».