Чингисхану удалось сколотить огромную империю кочевых народов, которые нависли над китайской цивилизацией с севера. Захват Китая был, пожалуй, главной задачей великого завоевателя — и он справился с нею, покорив крупнейшие города империи Цзинь в 1210-е годы.
Многие китайские полководцы без боя переходили на сторону победителя. Непокорных ожидала жестокая кара. Но завершить завоевание всей территории Поднебесной сумел только наследник Чингисхана — Угэдэй. А править ей пришлось его внуку — Хубилаю.
Чингисхан и Китай
Чингисхан набрал советников из числа покоренных им уйгуров: они владели письменностью и искусством административного управления. От китайцев хан перенял осадную военную технику, брал на службу мудрых китайских лекарей и военных советников. В его арсенале, кроме мощной конницы, появились тараны, осадные лестницы и огнеметы.
Последним государством, которое покорил Чингисхан, было Тангутское царство, располагавшееся на севере нынешнего Китая. Монгольские войска осадили тангутскую столицу — Чжусин (ныне Иньчуань, город в КНР).
По легенде, великий завоеватель умер, когда тангуты начали капитулировать. Основатель империи успел передать власть любимому сыну — Угэдэю. Археологи немало лет тщетно пытаются найти могилу Чингисхана. Согласно легенде, все солдаты и рабочие, участвовавшие в погребении, были убиты.
Монгольское нашествие принесло Китаю немало бедствий — вплоть до гибели трети китайцев. Но мало было разбить и завоевать огромную страну — нужно было научиться управлять ею. А это гораздо труднее.
Монгольские обычаи резко отличались от китайских, в особенности образ жизни элиты и обустройство армии. Бывшим странникам степей, получившим в качестве трофея огромное государство с дворцами, рисовыми плантациями и производством тончайшего шелка, порой удавалось совмещать свои обычаи с китайскими, но в некоторых случаях система теряла устойчивость.
Единая изначальная держава
Покорив еще при Чингисхане Северный Китай, монголы несколько десятилетий расширяли свои завоевания. Хубилаю пришлось бороться с остатками империи Сун на юге. Ему удалось сначала блокировать противников на Янцзы, а потом разгромить их в решающей битве при Гуанчжоу. В этой войне он умело применял военный флот и осадную артиллерию, доказав, что монголы знают толк не только в коннице.
Китай снова, после долгого перерыва, стал единым — и даже достиг границ, близких к нынешним. К тому же улус Хубилая считался главным в огромной Монгольской империи, которая простиралась до русских княжеств. Правда, это образование оказалось аморфным и вскоре окончательно распалось на несколько суверенных государств, самым крупным из которых оказалась держава Хубилая.
Во времена Чингисхана на территории Северного Китая доминировало маньчжурское племя чжурчжэней, родственное монголам. Они с уважением относились к власти великого хана, признанного кагана и победителя, которого кочевники считали сверхчеловеком, полубогом.
Империя Юань
В соответствии с китайской исторической традицией Хубилай получил титул императора. И почти все китайцы признали нового носителя небесной власти, который вправе карать непокорных. Свою империю, образованную в 1279 году, он нарек Юань, то есть «изначальная». Еще раньше, в 1266-м, он приказал построить новую столицу — город Дайду — на месте, которое в настоящее время занимает Пекин, столица КНР.
Сами китайцы в империи Юань — в особенности в первые годы ее существования — находились в униженном положении. Даже Хубилай гордился тем, что не знал ни слова по-китайски. Тем же могли похвастаться и его полководцы. Некоторое время для коренных жителей действовал запрет иметь оружие и лошадей, выходить из дома в темное время суток. Но в окружении императора появлялись китайские советники и ученые. Постепенно он смягчал отношение монгольской власти к покоренному народу, но сохранял нити руководства в руках степняков.
Земли щедро раздавались в уделы монгольской знати, крестьяне переводились на положение рабов и «крепостных». Недавние кочевники почувствовали себя аристократами. Их дети и внуки, несмотря на традиционное степное воспитание, становились изнеженными, утрачивали знаменитую монгольскую неприхотливость. Они подчас вели себя как щедрые меценаты. Богатыми пожертвованиями монголы осыпали монастыри: буддийские (в особенности ламаистские) и даосские. Покровительством пользовалось и мусульманское духовенство.
Хубилай мудрый
Монголы, уважавшие необыкновенную ученость Хубилая, прозвали его Мудрым. Подобно воинственному деду, император любил снаряжать дальние походы. При нем были отправлены военные экспедиции в Японию, Аннам (Центральный Вьетнам), Тямпу (Чампу), Бирму, на Яву. Правда, далеко не все они принесли успех.
Япония платить дань монголам категорически отказалась, а сил для большого десанта у юаньцев не было. Вассалом империи Юань считалась Корея, завоеванная монголами еще при Мунке. Король Кореи был женат на дочери Хубилая.
Побывавший в Поднебесной знаменитый венецианский путешественник Марко Поло благожелательно отзывался о властителе, отметив строительство лечебниц, освобождение крестьян от налогов в голодные годы, распределение продовольствия среди неимущих. И все-таки к сбору налогов император относился строго.
Оседлое население обложили поземельным, подворным и подушным налогами натурой (зерном и шелком) и деньгами, а кочевое — налогом на скот. Юань стала первой в мире империей, использовавшей бумажные деньги в качестве преобладающего средства обращения. Это тоже признак прогресса.
При Хубилае и его наследниках Китай стал по-настоящему многонациональной империей. В 1289 году император поручил пяти чиновникам организовать преподавание языка истифи, то есть персидского или фарси, который наряду с монгольским и китайским стал в эпоху Юань государственным языком в Китае.
Связь китайцев с персами и народами Средней Азии в годы правления монголов чрезвычайно усилилась, ведь они считались подданными одной суперимперии, хотя и аморфной.
Хубилай отличался веротерпимостью. Сам он отдавал предпочтение буддизму, хотя не порывал и с исконной религией монголов — тенгрианством. Но и конфуцианство, и даосизм при нем не попадали под запрет.
Император покровительствовал и наукам — медицине и математике. И изучению истории, которому китайцы издавна придавали большое значение. При нем даже была основана Академия государственной истории.
Внука Чингисхана, сына хана Мунке — Хубилая, с ранних лет воспитывали китайские наставники. Конечно, не только они. Главными его воспитателями оставались кочевники-уйгуры (этой традиции монгольские императоры были верны до конца). Это и определило его политику, а во многом и политику всей династии.
Четыре сословия
Устройство Юани во многом напоминало традиционную китайскую бюрократическую систему. Страна была поделена на провинции, а во главе исполнительной власти стоял чиновник, главный советник императора и своеобразный премьер-министр. Монголы говорили:
«Мы покорили эту страну верхом на лошадях, но управлять им перией верхом невозможно!»
В итоге население Китая поделили на четыре сословия. Привилегированное, высшее составляли монголы — сравнительно немногочисленные. Второе место занимали «чужеземцы» — кочевые народы, первыми признавшие власть Чингисхана. За ними следовали представители Южного Китая, а низшим сословием считались жители севера страны, которые долго сопротивлялись завоевателям.
Кризис империи Юань
После смерти Хубилая империя Юань вступила в полосу глубокого кризиса. Конфуцианский ученый Чжан Яньхао писал:
«В период правления Хубилай-хана назначали чиновников на должности по их деловым качествам и способностям, а ныне не соблюдают этого правила и присваивают людям чины и звания в нарушение закона. В период Хубилай-хана не наказывали тех, кто делал хану представления, а ныне казнят их, не разбираясь в причинах. В период правления Хубилай-хана выпускали бумажные деньги на установленные суммы, а ныне их выпускают в любое время и столько, сколько требуется. В период правления Хубилай- хана налоги и повинности были фиксированными, а ныне берут их в любое время и забирают все дочиста».
Красноречивая характеристика. Возможно, отчасти здесь автор сгущает краски, но только отчасти.
Увы, после Хубилая монгольская династия не подарила Китаю столь же мудрого и деятельного правителя. Многие из наследников правили недолго, враждовали с родственниками, проводили противоречивые реформы и контрреформы. Часто влиятельными политиками в Китае становились представители кочевых народов, подвластных монголам, прежде всего кипчаки, считавшиеся хорошими воинами-конниками.
Население Китая по переписи XIII века
Крупнейший политический деятель последних десятилетий империи Юань — влиятельный сановник Байянь — проводил жесткую политику в отношении китайцев. Он запрещал им сопротивляться при нападении монголов и даже выдвинул предложение истребить всех ханьцев, носящих распространенные фамилии: Чжан, Ван, Ли, Лю и Чжао, чтобы запугать остальных… Но долго так продолжаться не могло.
Белый лотос и красные повязки
При последнем императоре Тогон-Тэмуре Юань перенесла череду наводнений, массовый голод, эпидемии, недовольство инфляцией и принудительными работами. Среди китайцев разрасталось освободительное движение. Они все чаще вспоминали древнее изречение:
«У варваров не бывает удачи, которая длилась бы 100 лет»
Восстание против монгольского владычества возглавили представители буддийской секты «Белый лотос». Чтобы отличать своих, повстанцы повязывали головы красными платками.
Юань стала первой в мире империей, использовавшей бумажные деньги в качестве преобладающего средства обращения. Это тоже признак прогресса.
Власть центра в обширной империи ослабла и вскоре монгольская военная верхушка не смогла даже оказать сколько-нибудь эффективного сопротивления восстаниям. 97 лет Китай был частью монгольской империи Юань. Но этой системе пришел конец.
Им чрезвычайно помог экономический кризис, вызванный, кроме прочего, разливом Хуанхэ. Старинные ирригационные сооружения пришли в негодность. Красные повязки объединили сотни тысяч активных бойцов, в основном низкого происхождения.
Разорившиеся крестьяне стали основой армии мятежников. Главенствующую роль в повстанческой армии играл сын бедного крестьянина Чжу Юаньчжан. Мятежники захватили крупнейшие города империи — Нанкин и Пекин. Так была восстановлена независимость Китая.
Уничтожив соперников, крестьянин провозгласил себя императором: 7 лет монголы сопротивлялись повстанцам, но сдавали город за городом и в итоге отступили на север. Туда, откуда когда-то начиналось их могущество.
Квадратный алфавит Китая
Хубилай предпринял попытку заменить китайские иероглифы на «квадратный алфавит», разработанный для монгольского языка на основе тибетского письма — пагбы. Но это начинание не утвердилось. В итоге он во многом вернулся к китайской конфуцианской системе образования, включая экзамены, которые приходилось сдавать чиновникам при переходе на новую должность.
Русские в Поднебесной
Не только представители восточных народов служили в Юани. Во времена Хубилая в армии среди воинов, приближенных к императору, появились и русские. Это была первая группа европейцев, долго живших и служивших в Китае.
Так было принято во времена великого князя Ярослава Всеволодовича, его сына Александра Невского и их наследников. Ведь в то время — хотя во многом и формально — мы входили в одну империю с народами Китая. В империи Юань русские сохраняли приверженность православию. Некоторые, послужив императору, вернулись домой, но многие осели в Китае, обзаведясь там семьями. С тех пор связь нашего народа с Поднебесной не прерывалась.