Сама мать-природа даёт нам множество примеров движения по замкнутому кругу. В каждом атоме электроны вращаются вокруг заполненного протонами и нейтронами ядра. Планеты пребывают в вечном вращении вокруг светил, а их спутники, в свою очередь, – вокруг планет. Да и мы сами, не особенно задумываясь о том, вместе с поверхностью Земли и всем, что на ней находится, пребываем в постоянном вращении вокруг оси своей планеты. А вместе с ней – вокруг Солнца.
Возможно, цикличность этого движения и подвигла некогда человека к созданию величайшего изобретения – колеса. А уж применений для колеса и других устройств на его основе нашлось великое множество. Колёса закрутились как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскостях. Примером последнего стала всем хорошо знакомая карусель.
Рождение карусели
Изобретение это довольно древнее. Вероятно, оно появилось на свет в Византии в XII веке. И было это отнюдь не детским аттракционом: на круглой арене состязались восточные конники.
Затем вращающийся механизм был привезен в Европу испанскими и итальянскими рыцарями-крестоносцами. Здесь это «развлечение» получило имя garosello по-итальянски или carosella по-испански. Оба, почти не отличимые друг от друга, названия в переводе означают «маленькая война».
Со временем карусели заменили собой рыцарские поединки, поскольку были абсолютно безопасны для участников. Таким образом, жестокие бои превратились в игру: нарядные всадники скакали по кругу и копьями срывали колокольчики и золотые кольца, подвешенные на нитях.
Такой метаморфозе предшествовало трагическое событие: в 1559 году на рыцарском турнире в честь завершения франко-испанской войны граф Монтгомери смертельно ранил короля Генриха II обломком своего копья, угодившим королю в глаз.
Позже, в XVI веке, под словом «карусель» в Италии подразумевали выезд всадников на торжественных приемах, которые проводились по случаю королевских свадеб или приема иностранных послов.
Самая старая карусель
В Россию первую механическую карусель привез Петр I.
Во второй половине века XVII, в царствование Екатерины Великой, всячески старавшейся не отставать от Запада, «карусель» использовался в России как торжественный ритуал. Грандиозный карусель состоялся 16 июня 1766 года на Царицыном лугу. В параде принимала участие процессия из четырёх кадрилей (так было принято называть небольшой отряд всадников) – Славянской, Римской, Индийской и Турецкой.
Позднее такой же масштабный праздник повторили при императоре Николае I в Царском Селе. При этом использовалась хранящаяся там большая коллекция оружия и доспехов (ныне её почти в полном составе можно увидеть в рыцарском зале петербургского Эрмитажа).
Императору и его свите пришлось облачиться в настоящие средневековые латы. Дело это оказалось очень хлопотным и нервным, зато юный великий князь Константин Николаевич от праздника остался в полном восторге: «Был карусель, мужчины в латах, дамы в костюмах. Мы пажами. Все в восхищении».
Карусель на сегодня
В наши дни карусель воспринимается не иначе как аттракцион для детей и романтичных влюблённых.
Со временем карусели совершенствовались, постепенно придя к знакомому нам сегодня виду, и стали традиционным атрибутом ярмарок по всей Европе.
Карусель может приводиться в движение как двигателем (чаще всего электрическим), так и силами самих катающихся, которые перед тем, как сесть на карусель, раскручивают её. Подобные простейшие карусели часто устанавливают на детских игровых площадках.
Карусели прошли эволюцию от простых вращающихся конструкций (таких как площадочная карусель) к цепочным каруселям и далее – до каруселей со сложной траекторией движения, создаваемой с помощью гидравлических механизмов.
Первая моторная карусель
Другой англичанин, Фредерик Сэвидж, со временем заменил паровик электромотором, а также придумал хитрый механизм, заставивший фигуры с седоками помимо вращения качаться в вертикальной плоскости – имитируя скачку.
Детская карусель
Изготовление каруселей – дело непростое, в производстве используются такие материалы, как нержавеющая сталь, дерево, полимеры и далее. В итоге готовая конструкция получается не только красивой, но долговечной, износостойкой, безопасной для окружающей среды и людей.
Недопустимо, чтобы малыши на детской площадке соприкасались с опасными для здоровья материалами. Помимо аттракционов, каруселями часто называют совершенно иные, более серьёзные, устройства, которые объединяет то, что их какие-либо основные узлы совершают вращательное движение.
Принцип карусели
Примером могут служить автоматизированные линии по разливу напитков, упаковке сыпучих веществ или производству печатной продукции. На крупных металлообрабатывающих предприятиях (например, кораблестроительных) можно встретить огромные карусельные станки, предназначенные для обработки тел вращения больших размеров. А в аэропортах каруселью называют вращающиеся ленты по выдаче багажа прибывшим пассажирам.
Профессионалы веб-дизайна именуют каруселью элемент интерфейса, обычно размещаемый на стартовой странице веб-сайта и представляющий собой череду сменяющих друг друга через определенные интервалы баннеров. В переносном смысле каруселью иронично называют череду быстро сменяющихся предметов или событий, а также организационную, часто бестолковую, круговерть: например, «бесконечная карусель меняющихся лидеров предприятия, а то и стран».
Подняться – спуститься
Однако не все колёса, как карусели, крутятся в горизонтальной плоскости. Скорее преобладают колёса, вращающиеся в плоскости вертикальной либо под некоторым острым углом к ней. Примером тому колёса миллионов автомобилей. Но мы имеем в виду иные колёса – в некотором роде аналоги каруселей в мире аттракционов – колёса обозрения.
Начиналось всё в Америке. В мае 1889 года в Париже проходила всемирная выставка, самым заметным объектом которой стала знаменитая Эйфелева башня. Предполагалось разобрать и утилизировать её после завершения мероприятия. Однако творение Гюстава Эйфеля произвело столь сильное впечатление, что французы решили сохранить башню, вскоре ставшую навсегда символом Парижа.
Следующим всемирным форумом должна была стать «Колумбиан Экспо» 1893 года – международный культурно-экономический форум по другую сторону Атлантики. Местом его проведения был избран Чикаго, который только недавно обрёл прежние формы после великого пожара 1871 года.
К началу 1890-х годов Чикаго вернул себе статус ведущего города страны, не без успеха конкурируя с Нью-Йорком в борьбе за звание главного мегаполиса великой державы. Амбициозные чикагцы, пользуясь случаем, решили затмить парижан с их башней (а заодно и соседей из Нью-Йорка).
Реализацией столь смелого решения стало возведение исполинского колеса обозрения – захватывающего дух и потрясающего воображение аттракциона, ставшего местом притяжения всех взрослых и юных посетителей Экспо.
Самое первое колесо обозрения
Головокружительный аттракцион сразу стал гвоздем программы, колесо трудилось с перерывами и переносами (дважды оно меняло место пребывания) до 1904 года. Его успех подвигнул инженеров и строителей на создание аналогичных аттракционов в разных уголках мира.
Схожие гигантские конструкции появились сначала в Лондоне, потом в Вене, далее ещё во многих известных крупных городах. Следует отметить, что их создатели уважали приоритет американской новинки, называя свои творения «Колесами Ферриса» в честь чикагского первопроходца.