Главная » НАУКА » Карусель. История создания

Карусель. История создания

Сама мать-природа даёт нам множество примеров движения по замкнутому кругу. В каждом атоме электроны вращаются вокруг заполненного протонами и нейтронами ядра. Планеты пребывают в вечном вращении вокруг светил, а их спутники, в свою очередь, – во­круг планет. Да и мы сами, не особенно задумываясь о том, вместе с поверхностью Земли и всем, что на ней находится, пребываем в по­стоянном вращении вокруг оси своей планеты. А вместе с ней – вокруг Солнца.

Карусель. История создания

Карусель. История создания

Возможно, цикличность этого движения и подвигла не­когда человека к созданию величайшего изобретения – колеса. А уж применений для колеса и других устройств на его основе нашлось великое множество. Колёса закрутились как в вертикальной, так и в го­ризонтальной плоскостях. Примером последнего стала всем хорошо знакомая карусель.

Рождение карусели

Изобретение это довольно древ­нее. Вероятно, оно появилось на свет в Византии в XII веке. И было это отнюдь не детским аттрак­ционом: на круглой арене состяза­лись восточные конники.

Затем вра­щающийся механизм был привезен в Европу испанскими и итальянски­ми рыцарями-крестоносцами. Здесь это «развлечение» получило имя garosello по-итальянски или carosella по-испански. Оба, почти не отличи­мые друг от друга, названия в пере­воде означают «маленькая война».

Последние рыцарские игры - карусели или маленькие войны

Последние рыцарские игры – карусели или маленькие войны

Со временем карусели заменили со­бой рыцарские поединки, поскольку были абсолютно безопасны для участников. Таким образом, жесто­кие бои превратились в игру: наряд­ные всадники скакали по кругу и копьями срывали колокольчики и зо­лотые кольца, подвешенные на ни­тях.

Такой метаморфозе предшество­вало трагическое событие: в 1559 году на рыцарском турнире в честь завершения франко-испанской вой­ны граф Монтгомери смертельно ра­нил короля Генриха II обломком сво­его копья, угодившим королю в глаз.

Позже, в XVI веке, под словом «ка­русель» в Италии подразумевали вы­езд всадников на торжественных приемах, которые проводились по случаю королевских свадеб или при­ема иностранных послов.

Самая старая карусель

Карусель часто включала в себя конные бале­ты или показательные выступления всадников. Праздники отличались пышностью нарядов как участников, включая коней, так и многочислен­ных зрителей. Подобные торжества быстро заво­евали популярность в Италии и Франции, особенно во времена Лю­довика XIV. В 1662 году «король-солнце» устроил в честь рождения своего сына, Великого дофина Лю­довика, на площади перед дворцом Тюильри одну из самых величествен­ных каррузелей - Grand Carrousel. В память об этом событии площадь, получила название Place du Carrousel. Не так давно в немецком городке Ханау в парке Вильхельмсбад вновь закружилась карусель, построенная в последней четверти XVIII века. Она основательно пострадала в годы Второй мировой войны, но была от­реставрирована и ожила. А до этого в Книге рекордов Гиннесса в качестве старейшины числилась «Вермолен боден-каррсел» из парка Эфтелинг в нидерландском городе Каатхейвел. Она была запущена в 1865 году и приводилась в дви­жение лошадьми. Сегодня она по-прежнему катает ребятишек, но живых лошадок в её приводе давно сменил электромотор.

 

В Россию первую механическую карусель привез Петр I.

Во второй половине века XVII, в царствование Екатерины Великой, всячески старавшейся не отставать от Запада, «карусель» использовал­ся в России как торжественный риту­ал. Грандиозный карусель состоялся 16 июня 1766 года на Царицыном лу­гу. В параде принимала участие про­цессия из четырёх кадрилей (так бы­ло принято называть небольшой отряд всадников) – Славянской, Рим­ской, Индийской и Турецкой.

Позднее такой же масштабный праздник повторили при императо­ре Николае I в Царском Селе. При этом использовалась хранящаяся там большая коллекция оружия и до­спехов (ныне её почти в полном со­ставе можно увидеть в рыцарском зале петербургского Эрмитажа).

Им­ператору и его свите пришлось обла­читься в настоящие средневековые латы. Дело это оказалось очень хло­потным и нервным, зато юный вели­кий князь Константин Николаевич от праздника остался в полном востор­ге: «Был карусель, мужчины в латах, дамы в костюмах. Мы пажами. Все в восхищении».

Карусель на сегодня

В наши дни карусель воспринимает­ся не иначе как аттракцион для детей и романтичных влюблённых.

Со временем карусели совершен­ствовались, постепенно придя к зна­комому нам сегодня виду, и стали традиционным атрибутом ярмарок по всей Европе.

Карусели прошли эволюцию от простых вращающихся конструкций к цепочным каруселям и далее - до каруселей гидравлических механизмов

Карусель может приводиться в движение как двигателем (чаще все­го электрическим), так и силами са­мих катающихся, которые перед тем, как сесть на карусель, раскручивают её. Подобные простейшие карусели часто устанавливают на детских игровых площадках.

Карусели прош­ли эволюцию от простых вращаю­щихся конструкций (таких как площадочная карусель) к цепочным ка­руселям и далее – до каруселей со сложной траекторией движения, создаваемой с помощью гидравли­ческих механизмов.

Первая мотор­ная карусель

Первая мотор­ная карусель, оснащённая паровым двигателем, была введена в эксплуатацию в 1861 году в Англии. Автором конструкции стал Томас Брэшоу. Его карусель быстро распространилась по всей Европе, а в 1870 году появилась и в Америке.

 

Другой англичанин, Фредерик Сэвидж, со временем заменил паровик электромотором, а также придумал хитрый механизм, заставивший фигуры с седоками помимо вращения качаться в вертикальной плоскости – имитируя скачку.

Детская карусель

Изготовление каруселей – дело непростое, в производстве используются такие материалы, как нержавеющая сталь, дерево, полимеры и далее. В итоге готовая конструкция получается не только красивой, но долговечной, износостойкой, безо­пасной для окружающей среды и лю­дей.

Недопустимо, чтобы малыши на детской площадке соприкасались с опасными для здоровья материала­ми. Помимо аттракционов, каруселя­ми часто называют совершенно иные, более серьёзные, устройства, кото­рые объединяет то, что их какие-либо основные узлы совершают враща­тельное движение.

Принцип карусели

Примером могут служить автоматизированные линии по разливу напитков, упаковке сыпу­чих веществ или производству печат­ной продукции. На крупных металлообрабатывающих предприятиях (на­пример, кораблестроительных) мож­но встретить огромные карусельные станки, предназначенные для обработки тел вращения больших разме­ров. А в аэропортах каруселью назы­вают вращающиеся ленты по выдаче багажа прибывшим пассажирам.

Линия розлива напитков в ПЭТ бутылки

Линия розлива напитков в ПЭТ бутылки

Профессионалы веб-дизайна име­нуют каруселью элемент интерфей­са, обычно размещаемый на старто­вой странице веб-сайта и представ­ляющий собой череду сменяющих друг друга через определенные ин­тервалы баннеров. В переносном смысле каруселью иронично назы­вают череду быстро сменяющихся предметов или событий, а также ор­ганизационную, часто бестолковую, круговерть: например, «бесконечная карусель меняющихся лидеров предприятия, а то и стран».

Подняться – спуститься

Однако не все колёса, как кару­сели, крутятся в горизонталь­ной плоскости. Скорее преобладают колёса, вращающиеся в пло­скости вертикальной либо под неко­торым острым углом к ней. Приме­ром тому колёса миллионов автомо­билей. Но мы имеем в виду иные ко­лёса – в некотором роде аналоги каруселей в мире аттракционов – колёса обозрения.

В мае 1889 года в Париже проходила все­мирная выставка, самым заметным объектом которой стала знаменитая Эйфелева башня

Начиналось всё в Америке. В мае 1889 года в Париже проходила все­мирная выставка, самым заметным объектом которой стала знаменитая Эйфелева башня. Предполагалось разобрать и утилизировать её после завершения мероприятия. Однако творение Гюстава Эйфеля произве­ло столь сильное впечатление, что французы решили сохранить башню, вскоре ставшую навсегда символом Парижа.

Следующим всемирным форумом должна была стать «Колумбиан Экспо» 1893 года – международ­ный культурно-экономический фо­рум по другую сторону Атлантики. Местом его проведения был избран Чикаго, который только недавно об­рёл прежние формы после великого пожара 1871 года.

К началу 1890-х годов Чикаго вернул себе статус ве­дущего города страны, не без успеха конкурируя с Нью-Йорком в борьбе за звание главного мегаполиса ве­ликой державы. Амбициозные чи­кагцы, пользуясь случаем, решили затмить парижан с их башней (а заодно и соседей из Нью-Йорка).

Реа­лизацией столь смелого решения стало возведение исполинского ко­леса обозрения – захватывающего дух и потрясающего воображение аттракциона, ставшего местом притяжения всех взрослых и юных посе­тителей Экспо.

Самое первое колесо обозрения

Проект колеса выполнил извест­ный инженер Джордж Вашинг­тон Феррис-младший - прославленный специалист по строи­тельству мостов, железных дорог и паровозов. Весь свой богатейший опыт Фер­рис вложил в новаторское сооруже­ние, построенное в 1893-м году в Чикаго для Всемирной выставки. Колесо вращалось вокруг 70-тонной стальной кованой оси. Масса гото­вого объекта составляла 2000 тонн, диаметр колеса - 75 метров. В движение его приводили две паровые машины мощностью по 1000 л. с. К колесу равномерно по его периме­тру были подвешены 36 вагончиков, каждый из которых имел 20 сидячих и 40 стоячих мест. Таким образом, вместе с колесом в течение 20 ми­нут совершали воздушное путеше­ствие одновременно 2160 пассажи­ров. И хотя колесо по высоте не до­тягивало до 300-метровой париж­ской достопримечательности, одна­ко оно превосходило любой из небо­скребов XIX столетия.

Головокружительный аттракцион сразу стал гвоздем программы, ко­лесо трудилось с перерывами и пе­реносами (дважды оно меняло ме­сто пребывания) до 1904 года. Его успех подвигнул инженеров и строи­телей на создание аналогичных ат­тракционов в разных уголках мира.

Колесо обозрения Ферриса в Чикаго. 1893 год

Колесо обозрения Ферриса в Чикаго. 1893 год

Схожие гигантские конструкции поя­вились сначала в Лондоне, потом в Вене, далее ещё во многих извест­ных крупных городах. Следует отме­тить, что их создатели уважали приоритет американской новинки, на­зывая свои творения «Колесами Ферриса» в честь чикагского перво­проходца.

 

Оставить комментарий