Чай стал популярен в России достаточно поздно – не раньше XVIII века. А что пили русские люди до этого? Конечно – квас, и не только.
Кисельные берега
Сегодня сложно представить нашу жизнь без чая и кофе. Тем не менее, наши далекие предки пили совсем другие напитки, и выбор у них был весьма широким.
На Новгородчине с древних времен заваривали кипрей, он же иван-чай. Этот напиток был, возможно, не очень вкусным, но достаточно полезным. Позже кипрей стали использовать как дешевый заменитель дорогого китайского чая. Собирали иван-чай в селе Копорье, поэтому у продукта появилось название «копорский чай».
Торговцы настоящим чаем вели борьбу с «копоркой», и в XIX веке вышел закон, запрещающий не только продажу «копорского чая», но даже сбор кипрея. Такая вот борьба за качество продукции.
До появления чая и кофе самым популярным горячим напитком был сбитень, делавшийся из воды, меда, трав и пряностей. Торговцы-сбитенщики подавали его в сосудах, похожих на самовары. И дети, и взрослые любили сбитень, особенно в холодное время года.
В южных регионах пили также взвары и узвары – нечто вроде компота (слово «компот» вошло в русский язык в XVIII веке). Взвары-узвары варили из сушеных фруктов – яблок, груш, чернослива, изюма. Иногда ягоды просто заливали кипяченой водой, и получался морс.
Большой популярностью пользовались кисели. Все мы помним: «молочные реки и кисельные берега». С молочными реками понятно, но как берега могут быть кисельными? Ведь кисель – жидкий. А дело в том, что изначально кисель был густым блюдом, похожим на студень. Это блюдо делалось из зерновых – овса, ржи, пшеницы, а также из гороха. Рецепт овсяного киселя, например, можно прочитать в «Домострое».
Ели (именно ели, а не пили) кисель чаще всего с маслом или молоком. На Русском Севере кисель называли «разгоня» и «выгоняло», потому что им заканчивалось любое пиршество. Также кисель был обязательным блюдом на поминках.
В XIX веке в России стали активно выращивать картофель и делать крахмал. Тогда и появились знакомые нам фруктово-ягодные кисели с крахмалом.
Киселыцики, делавшие и продававшие кисель из бочек, обычно селились в одном районе – Кисельной слободе. В Москве до сих пор существуют Большой и Малый Кисельные переулки.
Квас – волшебный напиток
Но самым популярным русским напитком был, конечно, квас. Энциклопедия питания» 1885 года утверждала, что кваса в России пьют больше, чем воды. Действительно, этот напиток очень полезен, хорошо утоляет жажду, бодрит и восстанавливает силы.
В древности квасу приписывались не только целебные, но даже волшебные свойства. Считалось, например, что пожар от удара молнии можно потушить только квасом. А невесту перед свадьбой обливали квасом в бане.
На Руси квас вовсю пили уже в X веке. Но тогда это был алкогольный напиток, содержащий в среднем 15% алкоголя. Выходит, что тогдашний квас был крепче нынешнего пива. Недаром пьяниц называли «квасники». Да и сейчас мы употребляем жаргонное словечко «квасить», то есть пить без меры.
С XII века стали различать слабоалкогольный квас и квас, который всерьез опьянял. А с появлением водки перестали заботиться о повышении градуса в квасе, зато начали уделять внимание повышению его качества.
ХУ-ХУ1 века – это пик потребления кваса в нашей стране. На человека в год приходилось по 200-250 литров этого напитка. Да и позже квас не утратил популярности. В конце XIX века в Москве насчитывалось около тысячи квасников, но уже не пьяниц, а производителей и продавцов кваса. В Первопрестольной его носили в кувшинах, в Петербурге – в графинах. Причем обычно всем наливали в один стакан. Считалось, что квас сам по себе дезинфицирует.
Бывало, что торговцы втюхивали покупателям так называемый «подсыченный» квас – с добавлением водки. Государство, как могло, боролось с этим безобразием.
Квас любили не только простые люди, но и цари. Даже Петр I, яростно боровшийся со всеми проявлениями «седой старины», против кваса ничего не имел. А вот немка Екатерина II полагала, , что квас: – слишком простецкий напиток. И знать переключилась другое питье, хотя и Потемкин: и Суворов охотно попивали квасок.
А в ХIХ веке западническая интеллигенция придумала обидное выражение: «квасной патриот». И образованная публика охладела к квасу, можно сказать, по политическим соображениям. Замечательный напиток стал этаким символом невежества.
Впрочем, квас популярен в России и сейчас. Хотя нынешний квас, который готовится на заводах, имеет мало общего с тем напитком, который так любили наши предки.