Когда был построен Колизей в Риме, он сразу стал знаменитым и до сих пор считается самым большим и постоянно действующим амфитеатром в Древнем мире.
Величественный памятник Амфитеатр Флавиев
Амфитеатр Флавиев, более известный как Колизей, является одним из самых впечатляющих архитектурных памятников Древнего мира.
Построенный в I веке нашей эры, он широко известен как место кровавых спортивных развлечений с участием гладиаторов, диких животных и т. д. Отлично сохранившись, Колизей остается памятником одной из самых влиятельных династий Римской империи, а также чудом архитектуры и инженерии.
После того как Веспасиан стал римским императором в 69 году нашей эры, его династия Флавиев, в которую входили его сыновья Тит и Домициан, запустила обширную программу строительства, чтобы восстановить Рим, который был опустошен пожаром, чумой и гражданской войной.
За время 27-летнего правления династии Флавиев он отремонтировал здания, статуи и памятники по всему городу. В 70 году нашей эры Веспасиан приказал построить новый амфитеатр в центре города, финансируемый за счет трофеев, полученных во время осады Иерусалима римлянами во время Первой иудейско-римской войны.
Первая иудейско–римская война (66-73 гг. н. э.), иногда называемая Великим еврейским восстанием (иврит: המרד הוול ха-Меред Ха-Гадоль), или Еврейская война, была первым из трех крупных восстаний евреев против Римской империи
Когда был построен Колизей в Риме
Колизей, открытый 10 лет спустя, в 70 году нашей эры, стал своеобразным политическим символом возрождения города.
Это было также новаторское архитектурное и инженерное чудо, самый большой и сложный постоянный амфитеатр Древнего мира.
Сделанный в основном из бетона, 3,5 миллиона кубических футов травертина и аналогичного количества мрамора, камня и дерева, Колизей поднялся до 157 футов (примерная высота 15-этажного здания) и вмещал от 50 000 до 80 000 человек.
«Колизей… был частью целого комплекса зданий, которые Веспасиан и его сыновья строили по всему Риму в рамках более масштабной программы, направленной на то, чтобы стереть след [их предшественника] Нерона в городе – и отстоять свои собственные достижения»,
– говорит Натан Элкинс, заместитель директора Американского нумизматического общества и автор книги «Памятник династии и смерти: история римского Колизея и императоров, которые его построили».
В честь его открытия 100 дней проходили игры под руководством Тита, которые включали гладиаторские бои и номера с животными.
Колизей укрепил социальную иерархию Рима
Строители разместили Колизей на месте поместья Нерона, в котором было искусственное озеро и 98-футовая бронзовая статуя его самого. По словам Элкинса, строительство Колизея дало династии Флавиев хитрый способ удовлетворить требованиям жесткой социальной иерархии римского общества.
«Построив этот массивный амфитеатр, [Веспасиан и его сыновья] сделали это место для общественных развлечений с играми, а также использовали его для укрепления римского общественного порядка с помощью иерархических сидений», – говорит Элкинс.
В Колизее, где сидеть зрителям, определяли социальный статус, пол и богатство. Лучшие места, ближайшие к арене, отводились императору и сенаторской знати. Чуть выше – бывшие служивые, ставшие состоявшимися торговцы, ремесленники и бюрократы. Далее сидели остальные 95 процентов населения Рима: женщины, иностранцы, а также бедные и порабощенные римляне.
Чтобы облегчить упорядоченное движение людей по всему зданию, строители сделали в Колизее четыре входа для политических и религиозных лидеров и 76 для простых граждан.
Коридоры отделяли социальные группы друг от друга, не позволяя зрителям свободно перемещаться внутри здания. Но в то время как сидячие места не были одинаковыми для всех римских граждан, эллиптическая архитектура Колизея давала всем возможность наблюдать за происходящим на арене.
Архитектурное значение Колизея
Гладиаторы, животные и солдаты, участвовавшие во всех видах боев в Колизее, транспортировались из-под основания арены с помощью сложной системы подъемников, люков и блоков. Амфитеатр можно было даже затопить, чтобы провести военно-морскую реконструкцию.
По всему Древнему Риму большинство амфитеатров строились как временные сооружения из дерева для гладиаторских игр и других развлечений. Самый ранний известный постоянный амфитеатр – каменное сооружение, построенное примерно для 20 000 зрителей, – датируется 80 г. до н. э. в Помпеях.
Архитектор Колизея остается неизвестным.
«Форма Колизея тесно связана с более ранними сооружениями, использовавшимися для развлечения толпы, такими как греческие театры», – писал историк искусства Питер Луи Бонфитто в своей книге «Мировая архитектура и общество; от Стоунхенджа до Всемирного торгового центра».
Его величественный дизайн включает в себя впечатляющую серию колонн, арок и цилиндрических сводов.
По словам Элкинса, величайшим нововведением Колизея было использование бетона.
«Бетонная конструкция – это то, что позволило построить Колизей, – сказал он. – Вероятно, это было самое массовое использование бетона в инженерных и строительных работах в тот период времени».
По мнению современных инженеров, Колизей стоит 2000 лет благодаря прочному бетонному фундаменту. Строительство в заболоченной местности недалеко от реки Тибр с плохими почвенными условиями вынудило строителей выкопать глубокий и прочный фундамент для стабилизации конструкции.
В нем также были представлены другие инновации, в том числе сложная дренажная система, используемая для откачки воды, используемой для инсценировки морских сражений на арене.
Моряки были наняты для управления убирающимся тентом над головой, который можно было развернуть, чтобы защитить зрителей от дождя или палящей жары в Риме. Сложная сеть камер и туннелей под полом арены, называемая гипогеем, содержала реквизит, декорации и участников, когда они не участвовали в действии.
А хитроумная система люков, шкивов и подъемников амфитеатра облегчала драматические входы как для декораций, так и для бойцов, позволяя даже слонам появляться как бы из ниоткуда.
Кто построил Колизей?
Хотя неизвестно, во что обошлось строительство Колизея в древности, многие ученые считают, что Колизей частично финансировался за счет трофеев, захваченных римскими солдатами во время набега империи на Иерусалимский храм во время Первой римско-иудейской войны, закончившейся в 70 г. н. э.
Надпись в Колизее гласит: «Император Тит Цезарь Веспасиан Август приказал построить новый амфитеатр из (доходов от продажи) добычи».
На протяжении поколений считалось, что работы по строительству Колизея выполняли 100 000 еврейских рабов, захваченных во время осады Иерусалима, но Элкинс не совсем в этом убежден.
«Римляне могли бы сделать это, чтобы нанести еще большее оскорбление», – сказал Элкинс. Но это утверждение, по его словам, не подтверждается древним источником.
Наследие Колизея
Помимо того, что Колизей служит окном в Древний Рим и его социальную структуру, он также является отцом всех современных открытых спортивных стадионов.
Использование в Колизее арок для поддержки конструкции, эллиптическая форма и организационная система, используемая для контроля входа и выхода болельщиков в зависимости от расположения их мест, являются основными элементами большинства современных стадионов.