В нулевые были популярны фильмы про католическую церковь и изгнание дьяволов священниками. Почти в каждом из них была особая книга: Кодекс Гигас или Библия дьявола, написанный древним монашеским орденом, в котором подробно описан Сатана.
В этом тексте непременно должно было содержаться заклинание, которое имеет силу призвать всех адских существ на землю, чтобы свершился апокалипсис. Наверняка, если вы видела подобный фильм, могли подумать: как же хорошо, что на самом деле такой книги нет, и никто не сможет устроить ад на земле. Но что, если мы скажем, что у нас для вас есть не совсем утешительные новости? В этом материале хотим рассказать вам о Библии дьявола, или о, как ее еще называют, Кодексе Гигас.
Материалы для статьи взяты из открытых источников. Статья носит ознакомительный характер и не имее цели оскорбления религиозных чувств.
Легенда о библии, написанной демоном
Кодекс Гигас, или Библия дьявола, известна всему миру, главным образом, потому что это самая большая сохранившаяся средневековая рукопись, в которой изображен портрет дьявола.
Согласно легенде, эту книгу написал в 1204 году один из монахов, принадлежавший к старейшему католическому ордену бенедиктинцев. Бенедиктинские аббатства были главными очагами культуры в Западной Европе. Из них вышло множество выдающихся ученых, философов и богословов. В их библиотеках сохранялись и переписывались древние рукописи, велись хроники и организовывались школы. Монахов, порочащих честь ордена, ждали страшные наказания. Но однажды орден смиловался над одним грешником и отменил казнь. Провинившийся монах обещал создать за одну ночь лучшую из книг, которая прославит бенедиктинцев на весь мир и на несколько столетий вперед.
Когда монах все же понял, что ему ни за что не справиться с такой огромной работой всего за ночь, он, по легенде, согласился на сделку с Сатаной. С рассветом книга была закончена, а за оказанную услугу дьявол забрал душу монаха и оставил в книге свой автопортрет.
Чтобы спастись и не попасть в ад, монах обратился к Деве Марии, и она протянула ему руку помощи. Но монах умер в тот же момент, когда разорвалась сделка с дьяволом. Таковы были условия.
Нужно сказать, что эта легенда сама по себе не оригинальна. Она во многом повторяет популярную в Средневековье легенду о кающемся Феофиле. Текст рассказывает о христианском богослужителе, который пошел на сделку с дьяволом, чтобы получить высокий церковный чин. Считается, что эго старейшая в истории сделка с дьяволом, которая оказалась невозможной благодаря милости Девы Марии. Этот мотив также присутствует в легенде о Фаусте, появившейся в XVI веке.
С другой стороны, эта история содержит популярный средневековый мотив искупления грехов через письмо, упомянутый английским историком Ордеником Витализом еще в XI веке. В ней рассказывается история грешного монаха, который был талантливым и преданным писцом, а его душа была спасена от адских мук в последний момент благодаря написанной им большой книге.
Что внутри библии дьявола
В Кодексе Гигас содержатся все знания, которыми располагал Бенедиктинский орден в XIII веке, а также полный текст Библии от Ветхого до Нового Завета.
После Ветхого Завета следуют книги «Иудейские древности» и «Иудейская война» Иосифа Флавия, датируемые I веком нашей эры и повествующие об истории иудейского народа. Далее следует «Этимология» Исидора Севильского (VI век). Этот труд трактует все существующие и известные к тому времени явления с христианской точки зрения. После этих трудов следуют медицинские трактаты, Новый Завет и наставление в покаянии.
Далее значительное внимание автор книги уделяет портрету дьявола и изображению Небесного Иерусалима. Обе эти иллюстрации противопоставлены и обращены друг к другу. Они изображены на двух полностраничных картинках на развороте ближе к концу книги. Расположение изображений подчеркивает разницу между символом надежды и спасения, с одной стороны, и символом тьмы и зла – с другой. Изображение дьявола весьма необычно. Его портрет занимает всю страницу, то есть весь ад. В средневековой традиции же было принято изображать в аду и другие фигуры, например, других грешников.
История происхождения книги Кодекс: Гигас или Библия дьявола
По поводу происхождения книги у ученых по сей день, нет однозначного ответа. Неизвестно, сколько человек по-настоящему трудилось над этой Библией. Но есть некоторые достоверные сведения, которые позволяют нам больше узнать об истории этого труда.
Известно, что Кодекс Гигас был написан в средневековой Богемии. Такой вывод сделали исследователи, потому что в рукописном календаре упоминаются богемские святые. Кроме того, рукописи некрологии (средневековый список дат смерти) содержат большое количество чешских имен как известных, так и малоизвестных людей.
Благодаря заметке на первой странице мы знаем, что Подлажский монастырь был первым владельцем Кодекса Гигас. Но маловероятно, что рукопись была изготовлена именно там, так как монастырь был довольно маленьким и бедным, чтобы взяться за такой масштабный проект.
Есть упоминание, что в 1295 году монахи из Подлажицы передали книгу в Седлецу, которая находится на территории современной Чехии. Молва об этой Библии разошлась по всей Европе, ее приравнивали к одному из чудес света. В этом же году рукопись выкупил бенедиктинский орден Брежевенского монастыря.
Спустя 200 лет манускрипт перешел в коллекцию короля Богемии, императору Священной Римской империи Рудольфу II. Посвятив себя главным образом науке и искусству, он собрал большую коллекцию художественных ценностей и основал библиотеку.
Рукопись оставалась в Праге до момента ее похищения шведской армией во время Тридцатилетней войны. Затем она была доставлена в Стокгольм вместе со многими другими драгоценностями. Кодекс Гигас оказался в коллекции королевы Кристины и был помещен в библиотеку Стокгольмского дворца.
1 января 1878 года рукопись была передана в недавно построенную Национальную библиотеку в Стокгольме, где она хранится и по сей день.
Кто же автор Библии дьявола
Автор Кодекса Гигас не установлен и по сей день. Однако существует версия, что его все же создал один человек по имени Герман. Он фигурирует в некрологе рукописей с обозначением inclusus (затворник). Термин «инклузус» был воспринят одними учеными как раз в контексте легенды о грешном замурованном монахе.
Однако термин inclusus на самом деле обозначает человека, обычно связанного с монастырем, который живет в изоляции в келье по религиозным соображениям или как кающийся грешник. После испытательного срока, длящегося не менее одного года, такого человека епископ мог запереть в келье. Иногда эту камеру закрывали стеной, сопровождая заупокойную мессу, которую пели монахи, чтобы символизировать похороны. Такой образ жизни не был редкостью среди бенедиктинских и цистерцианских монахов. Иногда эту камеру закрывали стеной, сопровождая заупокойной мессой, которую пели монахи, чтобы таким образом имитировать похороны.
Эту версию подтверждает анализ почерка, который указывает на то, что все записи принадлежат одному человек. Этот переписчик владел так называемым каролингским минускулом – одним из популярных типов средневекового письма с четкими, свободно поставленными буквами латиницы.
Также эту версию подтверждает автопортрет переписчика, размещенный в прологе произведения. Другие авторы, если они были, не осмелились заявить о себе в такой форме.
Кодекс Гигас читать онлайн
Сегодня с Кодексом Гигас может ознакомиться каждый, зайдя на сайт Национальной библиотеки Швеции. Там представлены все имеющиеся научные сведения об исследованиях, посвященных этому труду, а также все существующие околонаучные и конспирологические теории по поводу происхождения Библии дьявола и его авторства. Это отличная возможность для всех, кто хочет сложить свое мнение об этом труде.