Главная » ИСТОРИЯ » Корабль Васа – шведский Титаник XVII века

Корабль Васа – шведский Титаник XVII века

10 августа 1628 года на набережной Стокгольма, что возле королевского дворца, собрался весь город, чтобы понаблюдать за спуском на воду королевского флагмана «Васа» — самого большого корабля шведского военного флота. Увы, его первое плавание оказалось последним. Корабль пролежал на дне Балтики 333 года…

 Музей корабля Васа. Швеция. Стокгольм

Музей корабля Васа. Швеция. Стокгольм

Предыстория флагмана Васа

В наследство от свое­го отца, короля Карла IX, Гус­тав II Адольф получил доволь­но большой, но изрядно по­трепанный флот. При этом Швеция стремилась к кон­тролю над Балтийским мо­рем. В 1520-х годах экономи­ческая ситуация в стране зна­чительно улучшилась, появи­лась возможность пригласить голландских кораблестрои­телей, которые в те времена считались самыми искусны­ми.

К 1525 году было построе­но 25 новых боевых кораблей, и король призвал затопить еще один — самый большой и красивый. Он был задуман как «машина войны» и дол­жен был стать воплощением шведского господства на Бан­тике. Густав II Адольф назвал его в честь своего знаменито­го деда, короля Густава Васы, и лично контролировал строи­тельство, внося свои измене­ния и дополнения.

Королевский флагман Васа

К лету 1628 года построй­ка «Васы» в целом заверши­лась. Это был один из самых больших и красивых кораблей своего времени. Три его мач­ты могли нести 10 парусов. От киля до верхушки мачты было 52 м, длина составляла 69 м, водоизмещение — 1 210 т. На борт корабль мог взять 145 матросов и до 300 солдат.

Кроме того, он строил­ся в эпоху барокко — роман­тического мироощущения и экспрессии. Его корпус укра­шали 700 ярко расписанных и даже позолоченных фигур и барельефов. Там были ле­гендарные шведские коро­ли и Геркулес, сказочные гри­фоны и русалки, римские им­ператоры и трубящие анге­лы, воины и смеющиеся чер­ти…

Шведский король Густав II Адольф. Годы жизни 1594-1632 г.г.

Шведский король Густав II Адольф. Годы жизни 1594-1632 г.г.

Главные скульптуры были покрыты золотом, как, на­пример, огромные львы на носу длиной 3,5 м — симво­лы королевской власти. При этом корабль оснастили по последнему слову военно-морской техники: на двух ору­дийных палубах установи­ли шесть мортир и 64 брон­зовые пушки весом под тон­ну каждая. Ни один из других шведских кораблей не имел столько тяжелых орудий. Все это устрашающее великоле­пие вместе с белоснежны­ми парусами и яркими фла­гами должно было произво­дить магическое и ужасаю­щее впечатление на врага.

Катастрофа Васа

Первым пунктом назна­чения была выбрана военно-морская база Эльвснаббен к юго-западу от Стокголь­ма. Погода в тот день была в целом хорошей, и на бе­регу собралась толпа горо­жан, следивших за отплыти­ем корабля, на борту которо­го находились около 100 чело­век экипажа, а также члены их семей, включая детей. По та­кому торжественному случаю их было позволено взять с со­бой в первое плавание через шхеры.

Перед отплытием адми­рал по правилам того време­ни провел испытания корабля на устойчивость: 30 матро­сов перебегали от одного бор­та к другому и обратно. Но по­сле третьей перебежки адми­рал прекратил проверку: ко­рабль так раскачался, что мог перевернуться уже прямо у причала.

Первые полмили «Васу» вытягивали с помощью яко­рей — их вывозили на шлюп­ках, а затем к ним подтягива­ли сам корабль. Потом подня­ли паруса, и красавец, отсалю­товав собравшимся бортовым залпом, отправился в свое первое и последнее плавание.

Ветер в тот день был поры­вистым, и первое же сильное дуновение заставило «Васу» накрениться. Но затем парус­ник выровнялся и прошел еще примерно 1 300 м до острова Бекхольмен у входа в гавань Стокгольма. В 100 м от остро­ва новый порыв ветра опять накренил корабль, на этот раз значительно сильнее. Вода хлынула через открытые пушечные порты, гроза Балтики лег на борт и начал тонуть.

Матросы с других кораб­лей на парусных и гребных лодках тут же прибыли на ме­сто катастрофы, но «Васа» уже почти полностью ушел под воду. Спасателям оставалось лишь подобрать из воды уце­левших. По разным оценкам, погибло от 50 до 80 человек.

Водолазы XVII века

В течение нескольких лет предпринимались неоднократные попытки подъема «Васы». Корабль пытались даже вытащить волоком по дну на остров Бекхольмен, от берегов которого до ме­ста катастрофы было не бо­лее 100 м. Однако успехом эта операция не увенчалась. Хотя подводный вес корабля был невелик, он слишком погряз в иле.

Но не так был ценен сам корабль, как 64 дорогие бронзовые пушки, ушедшие на дно вместе с ним. Про­блема заключалась в том, что «Васа» затонул практиче­ски неповрежденным и что­бы поднять пушку на поверх­ность, водолазы, исполь­зуя для вдоха воздушный ко­локол, должны были в холо­де и полной темноте фактически вручную снять с лафе­та орудие весом в тонну и вы­тащить его наружу через пу­шечный порт.

Напомним, что на дворе был XVII век! Это ка­жется невероятным, но водо­лазы справились с этой слож­нейшей работой: в течение 1664-1665 годов с «Васы» были подняты 53 пушки:

Корабль Васа. Вторая жизнь

В середине XX века швед­ское правительство решило поднять и сам корабль. Предлагались различные вари­анты. Например, вморозить корабль в глыбу льда, а ког­да она всплывет, отбуксиро­вать на мелководье. Или за­полнить трюмы шариками от пинг-понга, которые и под­нимут корабль.

Но в итоге решили промыть под корпу­сом корабля шесть каналов, пропустить через них тросы и поднять «Васу» на понто­нах. Для этого понадобились 3 года подготовки, 18 подъемников и группа лучших во­долазов Швеции. В августе 1959 года корабль был готов к подъему. Сначала оторвали корпус со дна и отбуксиро­вали ближе к берегу, оставив его на глубине 15 м. Затем в течение 2 лет водолазы заты­кали тысячи отверстий от вы­павших и проржавевших бол­тов и креплений, укрепляли корму, закрывали пушечные люки.

24 апреля 1961 года на­ступил долгожданный момент подъема — из-под воды по­казались верхние надстрой­ки корабля, пролегавшего на дне три с лишним века!

Музей корабля Васа

Корпус корабля хорошо сохранился благодаря тому, что в слабосоленой воде хо­лодного Балтийского моря не водится ракушка-древоточец, которая съедает дерево в теп­лых южных морях. Тем не менее, реставраторам пришлось решать сложнейшую пробле­му — ни у кого в мире не было опыта консервации столь большого объекта.

Корабль Васа - шведский Титаник XVII века

Корабль Васа – шведский Титаник XVII века

Для него построили специальный кры­тый док, восстановительные работы шли почти 20 лет. Про­блема была в том, что дерево, пролежавшее долгое время в воде, при высыхании сжима­ется, трескается и разруша­ется. Чтобы избежать этого, корпус в течение 18 лет посто­янно орошали полиэтиленгли­колем.

Сегодня корабль на 95% состоит из подлинных ча­стей и доступен для осмот­ра в огромном крытом Му­зее корабля «Васа». Это един­ственный в мире практически полностью сохранившийся ко­рабль XVII века.

Невиновные виновные

Следственная комиссия виновных не нашла. Выяснилось, что капитан и экипаж были трезвы, пушки закреплены согласно артиллерийскому корабельному уставу, балласт загружен пра­вильно и в достаточном количестве. Судостроители также до­казали, что все параметры корабля соответствовали «королев­скому проекту», который предусматривал большое количество пушек.

Однако для этого были построены две дополнитель­ные палубы, в результате чего недопустимо увеличился вес ко­рабля, центр тяжести оказался слишком высоко, ухудшилась устойчивость, возросла боковая парусность. Все это и приве­ло к его заваливанию от порыва ветра. Выходило, что именно король Густав II сделал его непригодным. К чести монарха, он сам это понял, поэтому никого не наказали.

Кстати, в те годы военные корабли старались оснастить мак­симальным количеством пушек, а это ухудшало устойчивость. Так, в конце 1620-х годов Швеция потеряла 15 боевых кораб­лей — и только два из них в бою. Остальные затонули из-за ошибок при проектировании и строительстве.

Балтийский клад

«Васа» оказался настоящим сокровищем для историков и ар­хеологов: было обнаружено около 14 000 разнообразных пред­метов, включая 500 скульптур, 4 000 медных монет и 6 пару­сов — старейших из сохранившихся в мире. А также адмираль­ский стол и матросские рундуки с одеждой, бочки с провиан­том и кухонная утварь, медицинские инструменты и 25 скеле­тов, в их числе несколько женских и один детский.

 

Оставить комментарий

error: Content is protected !!