10 августа 1628 года на набережной Стокгольма, что возле королевского дворца, собрался весь город, чтобы понаблюдать за спуском на воду королевского флагмана «Васа» — самого большого корабля шведского военного флота. Увы, его первое плавание оказалось последним. Корабль пролежал на дне Балтики 333 года…

Музей корабля Васа. Швеция. Стокгольм
Предыстория флагмана Васа
В наследство от своего отца, короля Карла IX, Густав II Адольф получил довольно большой, но изрядно потрепанный флот. При этом Швеция стремилась к контролю над Балтийским морем. В 1520-х годах экономическая ситуация в стране значительно улучшилась, появилась возможность пригласить голландских кораблестроителей, которые в те времена считались самыми искусными.
К 1525 году было построено 25 новых боевых кораблей, и король призвал затопить еще один — самый большой и красивый. Он был задуман как «машина войны» и должен был стать воплощением шведского господства на Бантике. Густав II Адольф назвал его в честь своего знаменитого деда, короля Густава Васы, и лично контролировал строительство, внося свои изменения и дополнения.
Королевский флагман Васа
К лету 1628 года постройка «Васы» в целом завершилась. Это был один из самых больших и красивых кораблей своего времени. Три его мачты могли нести 10 парусов. От киля до верхушки мачты было 52 м, длина составляла 69 м, водоизмещение — 1 210 т. На борт корабль мог взять 145 матросов и до 300 солдат.
Кроме того, он строился в эпоху барокко — романтического мироощущения и экспрессии. Его корпус украшали 700 ярко расписанных и даже позолоченных фигур и барельефов. Там были легендарные шведские короли и Геркулес, сказочные грифоны и русалки, римские императоры и трубящие ангелы, воины и смеющиеся черти…

Шведский король Густав II Адольф. Годы жизни 1594-1632 г.г.
Главные скульптуры были покрыты золотом, как, например, огромные львы на носу длиной 3,5 м — символы королевской власти. При этом корабль оснастили по последнему слову военно-морской техники: на двух орудийных палубах установили шесть мортир и 64 бронзовые пушки весом под тонну каждая. Ни один из других шведских кораблей не имел столько тяжелых орудий. Все это устрашающее великолепие вместе с белоснежными парусами и яркими флагами должно было производить магическое и ужасающее впечатление на врага.
Катастрофа Васа
Первым пунктом назначения была выбрана военно-морская база Эльвснаббен к юго-западу от Стокгольма. Погода в тот день была в целом хорошей, и на берегу собралась толпа горожан, следивших за отплытием корабля, на борту которого находились около 100 человек экипажа, а также члены их семей, включая детей. По такому торжественному случаю их было позволено взять с собой в первое плавание через шхеры.
Перед отплытием адмирал по правилам того времени провел испытания корабля на устойчивость: 30 матросов перебегали от одного борта к другому и обратно. Но после третьей перебежки адмирал прекратил проверку: корабль так раскачался, что мог перевернуться уже прямо у причала.
Первые полмили «Васу» вытягивали с помощью якорей — их вывозили на шлюпках, а затем к ним подтягивали сам корабль. Потом подняли паруса, и красавец, отсалютовав собравшимся бортовым залпом, отправился в свое первое и последнее плавание.
Ветер в тот день был порывистым, и первое же сильное дуновение заставило «Васу» накрениться. Но затем парусник выровнялся и прошел еще примерно 1 300 м до острова Бекхольмен у входа в гавань Стокгольма. В 100 м от острова новый порыв ветра опять накренил корабль, на этот раз значительно сильнее. Вода хлынула через открытые пушечные порты, гроза Балтики лег на борт и начал тонуть.
Матросы с других кораблей на парусных и гребных лодках тут же прибыли на место катастрофы, но «Васа» уже почти полностью ушел под воду. Спасателям оставалось лишь подобрать из воды уцелевших. По разным оценкам, погибло от 50 до 80 человек.
Водолазы XVII века
В течение нескольких лет предпринимались неоднократные попытки подъема «Васы». Корабль пытались даже вытащить волоком по дну на остров Бекхольмен, от берегов которого до места катастрофы было не более 100 м. Однако успехом эта операция не увенчалась. Хотя подводный вес корабля был невелик, он слишком погряз в иле.
Но не так был ценен сам корабль, как 64 дорогие бронзовые пушки, ушедшие на дно вместе с ним. Проблема заключалась в том, что «Васа» затонул практически неповрежденным и чтобы поднять пушку на поверхность, водолазы, используя для вдоха воздушный колокол, должны были в холоде и полной темноте фактически вручную снять с лафета орудие весом в тонну и вытащить его наружу через пушечный порт.
Напомним, что на дворе был XVII век! Это кажется невероятным, но водолазы справились с этой сложнейшей работой: в течение 1664-1665 годов с «Васы» были подняты 53 пушки:
Корабль Васа. Вторая жизнь
В середине XX века шведское правительство решило поднять и сам корабль. Предлагались различные варианты. Например, вморозить корабль в глыбу льда, а когда она всплывет, отбуксировать на мелководье. Или заполнить трюмы шариками от пинг-понга, которые и поднимут корабль.
Но в итоге решили промыть под корпусом корабля шесть каналов, пропустить через них тросы и поднять «Васу» на понтонах. Для этого понадобились 3 года подготовки, 18 подъемников и группа лучших водолазов Швеции. В августе 1959 года корабль был готов к подъему. Сначала оторвали корпус со дна и отбуксировали ближе к берегу, оставив его на глубине 15 м. Затем в течение 2 лет водолазы затыкали тысячи отверстий от выпавших и проржавевших болтов и креплений, укрепляли корму, закрывали пушечные люки.
24 апреля 1961 года наступил долгожданный момент подъема — из-под воды показались верхние надстройки корабля, пролегавшего на дне три с лишним века!
Музей корабля Васа
Корпус корабля хорошо сохранился благодаря тому, что в слабосоленой воде холодного Балтийского моря не водится ракушка-древоточец, которая съедает дерево в теплых южных морях. Тем не менее, реставраторам пришлось решать сложнейшую проблему — ни у кого в мире не было опыта консервации столь большого объекта.

Корабль Васа – шведский Титаник XVII века
Для него построили специальный крытый док, восстановительные работы шли почти 20 лет. Проблема была в том, что дерево, пролежавшее долгое время в воде, при высыхании сжимается, трескается и разрушается. Чтобы избежать этого, корпус в течение 18 лет постоянно орошали полиэтиленгликолем.
Сегодня корабль на 95% состоит из подлинных частей и доступен для осмотра в огромном крытом Музее корабля «Васа». Это единственный в мире практически полностью сохранившийся корабль XVII века.
Невиновные виновные
Следственная комиссия виновных не нашла. Выяснилось, что капитан и экипаж были трезвы, пушки закреплены согласно артиллерийскому корабельному уставу, балласт загружен правильно и в достаточном количестве. Судостроители также доказали, что все параметры корабля соответствовали «королевскому проекту», который предусматривал большое количество пушек.
Однако для этого были построены две дополнительные палубы, в результате чего недопустимо увеличился вес корабля, центр тяжести оказался слишком высоко, ухудшилась устойчивость, возросла боковая парусность. Все это и привело к его заваливанию от порыва ветра. Выходило, что именно король Густав II сделал его непригодным. К чести монарха, он сам это понял, поэтому никого не наказали.
Кстати, в те годы военные корабли старались оснастить максимальным количеством пушек, а это ухудшало устойчивость. Так, в конце 1620-х годов Швеция потеряла 15 боевых кораблей — и только два из них в бою. Остальные затонули из-за ошибок при проектировании и строительстве.
Балтийский клад
«Васа» оказался настоящим сокровищем для историков и археологов: было обнаружено около 14 000 разнообразных предметов, включая 500 скульптур, 4 000 медных монет и 6 парусов — старейших из сохранившихся в мире. А также адмиральский стол и матросские рундуки с одеждой, бочки с провиантом и кухонная утварь, медицинские инструменты и 25 скелетов, в их числе несколько женских и один детский.