Кругосветное путешествие Магеллана, могло и не состояться. С огромным трудом удалось Магеллану убедить испанского короля в целесообразности задуманной им экспедиции. А того мучили сомнения. 25 лет прошло после открытия Колумбом новых земель, и стало ясно, что нашел он совсем не Индию, откуда собирались лопатой грести золото и драгоценности, а новый континент, доходы с которого были, прямо скажем, не велики.
А тем временем португальцы завалили всю Европу дарами Островов Пряностей (так называли они Молуккские острова). Мускатный орех, гвоздика и прочие специи, вывозимые оттуда, стоили дороже золота.
Согласие короля на кругосветное путешествие Магеллана
Американский континент преградил морской путь из Европы к заветной Индии и вожделенным Молуккам, и теперь, чтобы туда попасть, нужно было обойти эту преграду с севера или с юга. Однако отряжать корабли по неизведанному пути на запад от Европы было дорого и опасно, уже несколько экспедиций закончились безрезультатно…
Но ничто не страшило Магеллана. Этот португалец, присягнувший испанской короне, убедил короля Карла I, что сумеет достичь Азии, следуя на запад. Главное, утверждал мореплаватель, добраться до Молуккских островов, а там ему поможет давнишний друг, капитан Франсишку Серран.
На руках у Магеллана было письмо Серрана с обещанием всяческого содействия в приобретении пряностей по льготным ценам. А Франсишку был важной птицей — главным советником одного из правителей островов. В конце концов, монарх согласился.
Составили договор, согласно которому Магеллан получал пятую часть доходов от плавания, право наместничества на вновь открытых землях и двадцатую часть прибыли, получаемой от них. Кроме того, за ним закреплялось право на два острова, если открыто их будет не менее шести.
Когда началось первое кругосветное путешествие?
Именно благодаря ему позже стали известны все страшные подробности этого плавания: мятеж испанских капитанов, недовольных тем, что ими командует португалец, тяжелая зимовка, унесшая жизни 30 моряков, гибель корабля, груженного провиантом, самовольный уход к родным берегам другого корабля, а затем тяжелейший переход через океан.
И все же Магеллан был близок к завершению первого в мире кругосветного плавания. Но на пути оказались какие-то острова (им дали имя Святого Лазаря), где его плавание прервалось самым неожиданным образом.
Туземец Лапу-Лапу
7 апреля 1521 года оставшиеся три корабля экспедиции подошли к острову Себу с целью товарообмена с туземцами и одновременно обращения их в христианство. За восемь дней успели окрестить всех жителей острова, включая их вождя Хумабона, первым принявшего новую веру и поклявшегося в верности испанскому королю.
Магеллан намеревался объявить его повелителем над всеми вождями окрестных островов, сделав своим наместником в этих землях. Но на соседнем крохотном острове Мактан два вождя отказались подчиняться Хумабону. При этом один из них принял христианство, а второй наотрез отказался менять веру отцов.
Этого сильного, решительного туземца громадного роста звали Лапу-Лапу. Свое имя он получил в честь водившегося в местных водах красного окуня лапу-лапу, к которому жители Себу, Мактана и соседних островов относились с особым пристрастием.
Магеллан встретился с Лапу-Лапу и предложил мирное соглашение: тот принимает христианство, признает власть Хумабона, а сам остается вождем всего своего острова. В противном случае, пригрозил адмирал, придется ему отведать силу испанских мушкетов, стальных клинков и копий. Однако вождь не дрогнул:
Лапу-Лапу не боится христиан, а бамбуковые копья есть и у нас. Если хотите испробовать, нападайте!
Обычно сдержанный Магеллан пришел в ярость. Потеряв осмотрительность, он решил сам возглавить карательный отряд — поставить на место зарвавшегося дикаря, а заодно еще раз продемонстрировать силу испанского оружия.
Смерть Магеллана
Мы умоляли адмирала не делать этого, — писал Пигафетта, — но он, как хороший пастух, не хотел оставить своих овец одних.
В полночь 27 апреля 49 испанцев во главе с адмиралом отправились на Мактан. Из-за мелководья суда не смогли подойти на близкое расстояние и поддержать отряд огнем пушек, а гряда коралловых рифов помешала высадиться на берег.
Пришлось более полукилометра идти по грудь в воде, а на берегу их уже поджидало около 1 000 украшенных воинственной татуировкой и неистово орущих туземцев. Воины Лапу-Лапу быстро передвигались, не давая уставшим европейцам прицелиться, и атаковали моряков, когда те перезаряжали мушкеты. Оценив ситуацию, адмирал приказал организованно отступить, но испанцы дрогнули и побежали.
Рядом с адмиралом осталось всего 8 человек, был среди них и Пигафетта. Они яростно защищались, но туземцы, следуя указаниям вождя, узнавшего среди нападавших Магеллана, старались окружить его. Они целились в не защищенные доспехами ноги испанцев. Вот что рассказал впоследствии Пигафетта:
Одному из туземцев удалось ранить адмирала в лицо. Разъяренный, он тотчас же пронзил грудь нападавшего своим копьем, но оно застряло в теле убитого, а когда адмирал попытался выхватить меч, он был ранен дротиком в правую руку. Увидев это, туземцы ринулись на него. Магеллан был вновь ранен, на этот раз в ногу, и упал навзничь. На него набросились и стали колоть копьями.
Тот, кто нанес адмиралу последнюю рану, а потом добивал его, был Лапу-Лапу.
Теперь Лапу-Лапу — национальный герой, «первый филиппинец, выступивший против агрессии европейцев».
Коварство Хумабона
Воины Хумабона участия в сражении не принимали — им это запретил Магеллан, но сам вождь находился поблизости и был свидетелем позора испанцев. Теперь он понял, что их можно побеждать. В его голове возник коварный план: уговорить Лапу-Лапу перебить испанцев, а их корабли, оружие и оставшиеся товары поделить. После этого убить самого Лапу-Лапу и всю вину свалить на него.
Новые руководители экспедиции, Дуарте Барбоза и капитан Жуан Серрао, потрясенные трагической смертью Магеллана, вместо того чтобы незамедлительно наказать убийц и силой отобрать тело погибшего адмирала, вступили с Лапу- Лапу в унизительные переговоры. А тот не соглашался ни на какой выкуп.
Тогда Хумабон, пользуясь моментом, задумал устроить для испанцев пир якобы для передачи даров своему повелителю, королю Испании. Одновременно пообещал уладить дело с останками адмирала. Поверившие ему Барбоза и Серран, сопровождаемые наиболее знатными участниками экспедиции, приняли приглашение и… оказались в ловушке. Вот что впоследствии рассказал Пигафетта:
Мы, остававшиеся в шлюпке, видели Серрана в одной рубахе, раненого, он кричал нам, чтобы мы не стреляли, иначе туземцы убьют его, что уже убиты все, кроме толмача, и просил выкупить его. Однако командовавший нами Ковальо запретил подходить к берегу. Серран, плача, умолял не поднимать паруса… но мы тут же отбыли.
На этом «пиру» вместе с испанцами был убит и Лапу-Лапу. Его же Хумабон объявил зачинщиком резни. Корабли ушли к Молуккским островам, где загрузились и затем отбыли домой.
День основания Филиппин
6 сентября 1522 года, через три года после начала экспедиции, в Испанию возвратился лишь один корабль под командованием Хуана Себастьяна Элькано, имея на борту 18 членов экипажа и ценный груз пряностей.
Экспедиция была признана коммерчески успешной, и на острова, переименованные в Филиппинские, продолжили посылать эскадры.
В 1565 году руководитель одной из них, Мигель де Легаспи, захватил остров Себу и большую часть архипелага, а потом заключил с местным царьком договор о дружбе между испанцами и филиппинцами. Выпил с ним ритуальный напиток сандуго («единокровие»), содержавший кровь обоих, и стал ему кровным братом.
Сегодня этот день, 16 марта, национальный праздник Филиппин — день основания государства, расположенного на 7 107 островах, протянувшихся 2000-километровой цепочкой от Тайваня до Индонезии.
А на площади городка, носящего имя Лапу-Лапу, стоит небольшая часовня якобы с могилой Магеллана, а рядом с ней — величественная бронзовая фигура его убийцы. Теперь Лапу-Лапу — национальный герой, «первый филиппинец, выступивший против агрессии европейцев». Об этом говорит надпись на памятном камне, установленном на месте убийства великого первооткрывателя.