Профессия гондольера, как правило, передавалась от отца к сыну и требовала силы, ловкости, координации и отличного знания всей водной системы древнего города с его многочисленными каналами.
Люди, управляющие длинными узкими лодками (их называют гондолами) с помощью длинного весла, стали своеобразной визитной карточкой Венеции.
Лабиринты и мосты
Туристы со всего мира, посещающие Венецию, стараются включить в культурную программу непременное катание на гондоле. Такой экзотический вид водного транспорта издавна окутан неким романтическим флёром.
Согласно статистике, особенно популярно путешествие по городским водным артериям у новобрачных и влюбленных пар. Они с удовольствием доверяют свой досуг импозантному мужчине с веслом и наслаждаются видом многочисленных палаццо.
Исторически сложилось, что каналы Венеции – это сложный и запутанный лабиринт. Каждый гондольер обязан легко ориентироваться в нем и при этом учитывать много факторов – как технических, так и природных.
К примеру, некоторые каналы невероятно узкие, а мосты через них очень низкие, что вносит дополнительные трудности в работу гондольера. Кроме того, он должен иметь в виду, что уровень воды в каналах постоянно меняется в зависимости от приливов и отливов.
Но даже в таких условиях опытные гондольеры легко и изящно управляют своими длинными черными широкодонными лодками. Обычно за видимой легкостью стоят долгие месяцы обучения и тренировок.
Гандольер или гондольер
Гондолы (по-итальянски с ударением на первый слог) давно стали частью истории. Первое упоминание об этой необычной лодке встречается в летописях X века. Уже тогда гондолы были черного цвета, а чтобы они не протекали, их тщательно смолили.
Впоследствии на протяжении веков эти изящные лодки были основным транспортом Венеции. На них перевозили как людей, так и различные грузы.
В Средние века число гондольеров исчислялось тысячами. Причем они могли не только рассказать гостям Венеции историю каждого здания, но и спеть песенку, прославляющую любимый город.
Внимание и почтение
Состоятельные венецианцы могли позволить себе личного гондольера. Как правило, хозяина и кормчего лодки связывали особые доверительные отношения. Гондольер принимал участие в деловых переговорах своего хозяина и выполнял при нем роль телохранителя.
Важным требованием было умение держать язык за зубами, ведь порой гондольеру приходилось выполнять и пикантные поручения (к примеру, доставлять своего женатого хозяина к тайной любовнице или в альков к куртизанке).
Работа гондольера считалась весьма престижной и хорошо оплачивалась. Но при этом мужчина с лодкой должен быть доступен в любое время дня и ночи.
Венецианцы по праву гордились своими гондолами и гондольерами, ведь они считались главными венецианскими достопримечательностями.
Для высоких зарубежных гостей власти Светлейшей Республики Венеция (с конца VII века по 1797 год) непременно устраивали прогулки на фирменных лодках по городу, а после дарили их королям, принцам и прочим особам «голубых кровей». Это считалось знаком особого внимания и почтения.
В конце XIX века в Венеции насчитывались три тысячи гондольеров, готовых обслужить как местных жителей, так и гостей города.
Лицензию на право управления гондолой выдавало особое ведомство венецианской коммуны. Но обладателем заветного документа мог стать только тот претендент, который прошел многомесячное обучение, успешно сдавал экзамен по управлению капризным судном, а также продемонстрировал глубокие знания истории и традиций родного города.
Всячески приветствовались хорошие вокальные данные, внятная дикция и знание иностранных языков.
Песня венецианского гондольера
По просьбе туристов гондольер за дополнительную плату мог исполнить романтическую песню (самой популярной и востребованной считается «О sole mio!» – «О, мое солнце!»).
Как одеваются гондольеры
Гондольеры обязаны придерживаться определенного дресс-кода. Его составляют соломенная шляпа с синей либо красной полоской, полосатая рубашка, черные классические брюки и черные лакированные туфли.
Иногда гондольеры надевают белую рубашку поверх полосатой. В случае несоблюдения дресс-кода, а также если гондольер проявил грубость по отношению к туристам, его могут подвергнуть штрафу, злостных нарушителей даже лишают лицензии. Такая норма закреплена в законе города.
Как выглядит гондола
Размеры гондолы достаточно внушительны: она имеет длину одиннадцать метров и ширину один метр сорок сантиметров. Издавна также повелось, что судно асимметричной формы: длина левого борта на сто сорок сантиметров больше правого. Вес гондолы составляет около четырехсот килограммов.
Во время движения лодки гондольер с длинным веслом находится в ее задней части. Весло также выполняет функцию руля.
Для того чтобы гондола была устойчива, на ее передней части устанавливается массивный металлический набалдашник – fero da prova. Он еще служит неким ориентиром для гондольера – по нему определяется, к примеру, высота моста.
Как правило, новичкам достаются для обслуживания окраинные и малоприбыльные районы. Только после нескольких лет успешной работы на периферии у них есть шанс приступить к обслуживанию центральных (и наиболее прибыльных) районов Венеции.
Рабочий день и зарплата гондольера
Сезон прогулок на гондолах обычно длится с мая по октябрь. Рабочий день начинается в девять утра и продолжается до последнего клиента. Труд гондольера оплачивается неплохо: за стандартную получасовую индивидуальную прогулку на гондоле по Венеции гонорар может составлять сто евро.
После захода солнца тариф повышается до 150 евро. Так что наиболее удачливые гондольеры в сезон могут зарабатывать до 15 тысяч евро в месяц. Ну а в зимний период гондольер обычно возвращается к своей второй профессии (пекаря, столяра, плотника, каменщика, почтальона и т.д.).
Женщины гондольеры
В наши дни многие юные венецианцы мечтают стать гондольерами. Вот только за полный курс обучения надо выложить пять тысяч евро.
Особое внимание во время учебы уделяется физическому воспитанию, истории и иностранным языкам. Большинство занятий – практические. Будущие профессионалы под присмотром опытных наставников тренируются управлять гондолами непосредственно на каналах Венеции.
В последние годы удалось приобрести эту профессию и нескольким женщинам. Первой стала Джорджия Босколо.
В своих интервью Джорджия призналась, что тягу к этой профессии ей привил отец, который много лет трудился гондольером и с успехом проводил экскурсии для жителей и туристов Венеции.
Еще одной дамой, получившей лицензию, стала немка Александра Хай. Ей пришлось добиваться осуществления мечты через суд, который она сумела выиграть с помощью опытных адвокатов. Так что теперь женщина на законных основаниях управляет лодкой.
Свои экскурсии Александра сопровождает исполнением арий из итальянских опер и лекциями по истории Венеции. Особым успехом у туристов пользуется ее рассказ о мистическом палаццо Ка-Дарио.
Этот дворец был построен в 1487 году для знатного венецианца Джиованни Дарио и впоследствии много раз менял владельцев. На протяжении веков палаццо пользовался дурной славой из-за того, что, по слухам, в нем обитали привидения, а сменявших его владельцев регулярно преследовали трагические происшествия.
Они либо становились банкротами, либо самоубийцами. Последний трагический случай произошел в 1993 году, когда очередной владелец палаццо, Рауль Гардини, покончил жизнь самоубийством, пустив себе пулю в висок.
Страховка и парковка
Те гондольеры, которые мечтают не арендовать лодку, а выкупить ее, должны раскошелиться на пятьдесят (а иногда и больше) тысяч евро. Бригада плотников строит лодку в течение двух-трех месяцев из нескольких сортов древесины, далее ее покрывают лаком и украшают традиционным способом.
Срок годности гондолы составляет примерно 25 лет. Как и в случае с автомобилем, гондольер может сэкономить и купить подержанную лодку. Однако он должен быть готов к дополнительным расходам. К первоначальной цене добавляется стоимость страховки и парковки.
Опытные гондольеры превращают прогулку по каналам в настоящий захватывающий аттракцион. Они управляются с лодкой не только с помощью весла, но и картинно отталкиваются ногой от стен домов, причалов и встречных плавучих средств, при этом великолепно сохраняя равновесие.
У новичков случаются падения в воду, что, конечно же, сказывается на их репутации.
Еще в 1868 году было основано Сообщество венецианских гондольеров, Джентиле Беллини. «Чудо Креста, упавшего в канал Сан-Лоренцо». На картине показано, как выглядела гондола в 1500-х годах в 1997 году оно преобразовано в ассоциацию.
Эта структура следит за организацией работы гондольеров (на сегодня их 450) и разрешает возникающие трудовые споры и конфликты.
Обычно гребцы ведут себя сдержанно, но если в их лодке оказывается дама без сопровождения, то легкие знаки внимания и приятный флирт становятся непременными атрибутами прогулки.
Где встречаются гондольеры
А некоторые любопытные туристки, желающие поближе пообщаться с гондольерами, заходят в ресторанчик «Кофлер», где обычно собираются для трапезы труженики весла.
Гондольеры свято блюдут традиции своей профессии и делают все, чтобы очередные туристы непременно задали себе вопрос: «Не прокатиться ли нам по каналам?»