Наша статья о том, кто убил Бандеру. Его ожидало большое будущее в разведке. Богдан Николаевич Сташинский ликвидировал Степана Бандеру и стал героем. Но он всем пожертвовал ради любимой женщины.
Под псевдонимом Олег
Богдан Сташинский родился в 1931 году в селе Борщовичи на Западной Украине. Тогда это была территория Львовского воеводства Польши. Но уже в 1939-м воеводство превратилось в Львовскую область и вошло в состав Украинской ССР. Во время войны область успела побывать частью Галиции, а после нее вернулась в состав СССР…
И при любых властях Сташинские симпатизировали украинским националистам. Вся семья. Кроме Богдана, который, еще будучи студентом педагогического института, стал работать на советскую разведку. Как осведомитель под псевдонимом Олег он трудился весьма продуктивно. Так, в январе 1951-го, благодаря добытым им сведениям, чекисты арестовали убийцу писателя-антифашиста Ярослава Галана.
Тогда Богдану и предложили стать профессиональным разведчиком — работать против украинских националистов, сбежавших в Западную Германию. Сташинский согласился, и его направили на учебу в Киев. А после нее перебросили в ГДР: он должен был акклиматизироваться в немецкой среде.
Успешный ликвидатор Богдан Сташинский
Вскоре новоиспеченный разведчик получил приказ отправиться в Мюнхен, где осели вожди украинских националистов, и устранить одного из них — Льва Ребета. Первые несколько дней он внимательно изучал образ жизни, привычки и маршруты своей «цели».
Для ликвидации Ребета ему доставили из Москвы шприц-пистолет одноразового использования, заряженный ядом. Тот сохранял боеспособность всего 10 дней, после чего приходил в негодность.
Стрелять из него нужно было строго в упор: тогда яд провоцировал сужение сосудов головного мозга и смерть наступала мгновенно. А обнаружить следы препарата было практически невозможно. Однако он поражал не только жертву, но и палача, поэтому перед операцией Сташинскому было необходимо принять противоядие. Сначала — проглотить таблетку, а сразу после выстрела раздавить ампулу и вдохнуть ее содержимое.
В октябре 1957 года Сташинский подстерег Льва Ребета в подъезде и выстрелил прямо ему в лицо. Тот скончался на месте. Патологоанатомы заключили, что Ребет умер от сердечного приступа. Поэтому полиция не стала расследовать смерть эмигранта с Украины.
Заказ на Бандеру
Следующим «заказом» Сташинского был Степан Бандера — лидер Организации украинских националистов. Однако сначала его требовалось найти, что было совсем непросто. Сташинский знал только, что Бандера — разумеется, под другим именем — живет где-то в Мюнхене. Но где?
Выручили коллеги из советской разведки: по их сведениям, Степан Бандера должен был приехать в Роттердам, чтобы почтить память создателя Организации украинских националистов — Евгения Коновальца. Отправился в Роттердам и Сташинский. На кладбище он постарался встать как можно ближе к могиле Коновальца, чтобы наверняка опознать и не упустить Бандеру.
И это ему удалось. Проследив за нацистом, он выяснил его новое имя — Стефан Попель — и установил его адрес в Мюнхене. Дальнейшее было делом техники.
Очень скоро Сташинский изучил все привычки и маршруты Бандеры и мог приступать к его ликвидации. Поскольку убийство Ребета сошло КГБ с рук, там решили не изобретать велосипед, понадеявшись, что немецкие патологоанатомы снова определят в качестве причины смерти сердечную недостаточность.
Сташинский получил одноразовый шприц-пистолет и 15 октября 1959 года, подкараулив Бандеру в подъезде его дома, выстрелил ему в лицо. Однако тот сумел подняться на третий этаж, прежде чем умер. Его лицо покрылось синими и черными пятнами. Это не могло не насторожить полицейских. Вскрытие все расставило на свои места — отравление цианистым калием.
Кто убил Бандеру, тот и герой
Но Сташинский к этому времени был уже в Берлине. А 6 ноября 1959 года председатель Президиума Верховного Совета СССР маршал Ворошилов подписал указ о награждении Богдана Сташинского орденом Красного Знамени. Разведчика специально привезли в Москву, чтобы он мог получить награду из рук Александра Николаевича Шелепина — председателя КГБ на тот момент.
Лояльная невеста
Казалось бы, Сташинского ждет блестящая карьера. Но… Дело в том, что он обручился с немкой Инге Поль. И чуть ли не сразу после награждения обратился к председателю КГБ с просьбой дать ему разрешение на брак с избранницей. Тот напомнил, что разведчику-нелегалу можно жениться только на проверенном человеке.
Мол, жена разведчика должна быть его верным помощником в работе. И нежные чувства тут в расчет не берут: такова специфика работы. К тому же в КГБ на Сташинского были большие планы. Ему предстояло пройти переподготовку, а затем отправиться либо в Англию, либо в США.
Но Богдан был непреклонен. Он упорно доказывал Шелепину, что его будущая супруга отвечает всем необходимым требованиям. И в конце концов председатель КГБ уступил.
Сташинский вернулся в Восточный Берлин за своей невестой, которая… понятия не имела, чем занимается ее любимый. И когда он ей признался, что является сотрудником советской разведки, то предложила ему… бежать на Запад. Мягко говоря, это была не та реакция, какой ожидал Сташинский, учитывая, что председателя КГБ он убеждал в полной лояльности невесты.
Тогда разведчик не поддержал идею Инге. Но это не помешало им пожениться: 23 апреля 1960 года они зарегистрировали свои отношения, а затем и обвенчались в церкви. В КГБ венчание не одобрили, но Богдан Сташинский снова настоял на своем: ведь он должен вести себя как истинный немец!
Суровые реалии
В мае того же года супруги Сташинские — разумеется, под другими именами — приехали в Москву на инструктаж и переподготовку. Их разместили на служебной квартире, которая прослушивалась. Богдан обнаружил «жучки» и был очень недоволен этим фактом, хотя как разведчик должен был понимать необходимость подобных мер.
Инге ожидаемо забеременела. Богдан доложил об этом своему руководству. На что ему ответили, что его жена либо должна сделать аборт, либо после родов отдать ребенка в детский дом. Суровые реалии жизни разведчика-нелегала.
Инге пришла в отчаяние от требований КГБ. Но Богдан успокоил ее, пообещав, что обратится с личной просьбой к Шелепину оставить им ребенка. Он был уверен, что доброжелательный председатель КГБ ему не откажет.
С тем Инга и отправилась домой: ее беременность протекала сложно, к тому же она хотела, чтобы ее малыш родился гражданином ГДР.
31 марта 1961 года на свет появился Петер Сташинский. Разумеется, Богдан стал просить разрешения на выезд: ему хотелось взглянуть на сына. Но руководство КГБ требовало, чтобы именно Инге с новорожденным вернулась в Москву. Воссоединение семьи планировалось на август. Но накануне отъезда в СССР с мальчиком произошло несчастье: он заболел и умер.
На похороны ребенка Сташинского отпустили.
Просто исчезли
Утром 12 августа 1961 года Богдан приехал в дом своего тестя. А после обеда они с Инге ускользнули: вышли через черный ход и несколько километров до ближайшего города преодолели пешком. Затем взяли такси, на котором доехали до Восточного Берлина. Там сменили машину и прибыли на вокзал. Уже вечером супруги были в Западном Берлине.
Богдан Сташинский сдался западногерманской полиции. Его судил Федеральный суд в Карлсруэ и приговорил к 8 годам тюремного заключения. Но уже в 1966-м он был тайно освобожден. Власти ФРГ помогли Сташинскому и его жене выехать из страны по новым документам. И они с Инге просто исчезли. Об их дальнейшей судьбе ничего не известно.
Новая внешность, новое имя
В марте 1984 года отставной руководитель секретного подразделения Бюро государственной безопасности Южно-Африканской Республики Майк Гельденхейс сообщил, будто бы в 1968-м Сташинский прибыл в ЮАР. Ему изменили внешность, но не род деятельности: его работа была по-прежнему связана со спецслужбами. В ЮАР он якобы женился на местной девушке: Инге Поль, благодаря которой Сташинский пережил духовное перерождение, рядом с ним уже не было…