Первое в Советском Союзе алмазное месторождение было открыто в 1954 году в Якутии открыла Лариса Попугаева. Открытие кимберлитовой трубки «Зарница» по праву принадлежало геологу из Ленинграда. Однако награды и известность достались не ей. Мало того, Лариса подверглась самым настоящим гонениям и травле со стороны завистников, среди которых были бывшие друзья и коллеги.
Лариса Попугаева – дочь врага народа
В 1923 году в семье одесского секретаря райкома Анатолия Грицевича родилась дочь, которую назвали Лариса. В 1937-м ее отец попал под репрессии и был расстрелян. Через год после его гибели Лариса с матерью и маленькой сестрой перебралась в Ленинград.
Окончив школу, она поступила в 1941 году в Ленинградский университет. Из-за войны учебу пришлось продолжать в эвакуации в Пермском университете. А в 1942-м она, окончив курсы медсестер, ушла добровольцем на фронт.
Завершить учебу на кафедре минералогии ей удалось лишь в 1950 году. Параллельно с учебой Лариса выезжала в геологические экспедиции. Вскоре она вышла замуж за Виктора Попугаева, работавшего преподавателем в ЛИСИ.
Поиски и находки
Алмазы в России начиная с XIX века время от времени находили, но в небольшом количестве. Страна закупала алмазы у англичан за золото, но после войны Британия перестала их продавать. Требовалось срочно искать крупные месторождения.
Поиски в Якутии начались еще в 1940-х годах Амакинской экспедицией, расположившейся в поселке Нюрба. В распоряжении геологов было все необходимое, даже самолеты. Но алмазы так и не нашли.
В 1950 году в Якутию отправилась опытный геолог Наталия Сарсадских. Она хотела проверить свои предположения, что алмазы можно найти там, где есть их спутники пиропы — минералы красного цвета. Оказалось, что это действительно так. Значит, Амакинская экспедиция действовала неправильно и затраты на нее бессмысленны.
В 1953 году к Наталье присоединилась ее коллега Лариса Попугаева. Женщины прошли за сезон 400 км тайги, и их поиски пиропов увенчались успехом. Но наступила зима, и дальнейшие работы по обнаружению алмазов отложили на следующий сезон. Однако в феврале Наталья родила дочь и не могла участвовать в экспедиции.
Вместо нее ехать в Якутию должна была Попугаева. Лариса в то время была беременна вторым ребенком. Но приказ есть приказ, и она, сделав аборт, еще не оправившись от операции, отправилась в тайгу. Муж сопровождал ее до самой Нюрбы.
Открытие кимберлитовой трубки «Зарница»
Обстановка, в которой пришлось работать Ларисе, была очень тяжелой. Днем на геологов тучами нападала мошкара, по ночам было так холодно, что река у берегов покрывалась льдом. В те годы экипировка и инвентарь оставляли желать лучшего: телогрейка, резиновые сапоги, брезентовая палатка, ватные спальники. Передвигаться приходилось на резиновой лодке.
Но трудности оказались ненапрасными. В верховьях Далдына Попугаева обнаружила залежи голубой глины, в которой, как гранатовые зерна, краснели пиропы. А значит, где-то тут должны быть и алмазы. Лариса вбила колышек в землю — пометила на карте место, которое вскоре назовут месторождением алмазов «Зарница».
Члены Амакинской экспедиции ревностно следили за работой конкурентов на своей территории. То внезапно наведывались к ним, то выспрашивали о ходе поисков. Так получилось, что о своем успехе Лариса рассказала им сама: буквально на другой день после того, как месторождение было найдено, она, не сдержавшись, поделилась своей радостью с амакинцами.
Сопровождавший ее коллега хотел было предупредить Ларису, чтобы она молчала, но не успел. Ведь амакинцы столько лет искали алмазы и, хотя не находили их, получали хорошую зарплату. А тут приехала какая-то девчонка и в два счета решила проблему!..
Едва Попугаева с коллегой добрались до села Шологонцы, где была их база, как сразу же увидели одного из членов Амакинской экспедиции, прибывшего туда на самолете. Он ждал Ларису, чтобы сообщить ей, что ее вызывают в Нюрбу на совещание, организованное Научно-исследовательским геологическим институтом. И она, конечно же, согласилась.
Когда об этом приглашении узнали коллеги Ларисы, они хотели ее остановить или хотя бы забрать документы по месторождению и образцы, но она уже улетела. Попугаева не знала, что ей подготовили ловушку.
Руководитель Амакинской экспедиции Михаил Бондаренко приходился родственником министру геологии Петру Антропову и считал себя хозяином тайги.
Конечно, у Ларисы сразу же отобрали и образцы, и записи, и дневники, якобы на основании того, что все сведения по поиску алмазов секретны. На ее возражения Бондаренко грубо ответил, что еще неизвестно, нашла ли она вообще алмазы.
Совещание с московским начальством действительно состоялось, но Ларисе слова не дали. Мало того, Бондаренко заявил, что месторождение открыла Амакинская экспедиция.
В ловушке
После отъезда чиновников для Попугаевой начался самый настоящий кошмар. Бондаренко требовал, чтобы она перевелась в его экспедицию задним числом. При этом обещал Ларисе золотые горы. Но она восприняла это предложение как предательство своих коллег и отказалась.
Так Лариса оказалась в плену у Бондаренко. Она не могла ни уехать, так как он отслеживал все рейсы самолетов, ни написать письмо, ни отправить телеграмму. Женщину, прошедшую войну, вызывали в разные кабинеты, и она выбегала оттуда в слезах.
Каждый ее шаг был под контролем. Ее шантажировали, напоминали, что она дочь врага народа, угрожали, что она не увидит своего ребенка, обещали обвинить ее в краже алмазов и организовать запрет на работу по специальности.
Ее коллеги по экспедиции пытались отправить телеграмму в Ленинград с просьбой разобраться в ситуации, но она осталась на почте. Два месяца продержалась Лариса, но в октябре ее и вовсе заперли в избе.
Там ее постоянно навещал «товарищ из органов» и красочно описывал перспективы, которые ее ожидают. Например, ее убьют, а тело в тайге никогда не найдут, или ее отправят в лагеря, как отца, или изнасилуют бичи.
Неизвестно, чем бы это все закончилось, ведь ее тюремщики хотели получить все: премии, звания, славу. А ее коллеги ни разу не приехали в Нюрбу, чтобы заступиться за нее. 1 ноября Лариса сломалась и пошла на условия Бондаренко. После этого она смогла вернуться в Ленинград. Но там ее опять ждал ад.
Чужой среди своих
В первый же день после возвращения на работе ее встретили неприязненные взгляды коллег. А рабочий стол Ларисы уже был выставлен в коридор. Сарсадских процедила сквозь зубы:
Я бы не сдалась.
Никакие доводы Попугаевой о том, что ее вынудили так поступить, не действовали.
За глаза ее стали называть выскочкой. Никто не задумался: а что каждый из них сделал, чтобы вызволить ее из плена и отстоять открытие месторождения? Виновата была только она.
Кроме того, Сарсадских считала, что Лариса присвоила себе ее открытие, ведь это Наталия придумала искать алмазы по соседству с пиропами. И это несмотря на то, что все знали Попугаеву как открытого и порядочного человека.
А Лариса тем временем обивала пороги кабинетов, чтобы восстановить справедливость и вернуть приоритет в открытии своим коллегам. Но все оказалось бесполезным. За открытие «Зарницы» была присуждена Сталинская премия, но ни Лариса, ни Наталия ее не получили.
Мало того, их вообще вычеркнули из списка. Правда, ордена им все же вручили. Ларисе — орден Ленина, а Наталии — орден Трудового Красного Знамени.
Прошел год, и по методике Сарсадских в Якутии было обнаружено 10 алмазных месторождений. Советский Союз стал одной из крупнейших алмазодобывающих стран в мире.
Крохи признания Ларисы Попугаевой
Вспоминая события тех лет, Лариса Попугаева не раз говорила, что лучше бы они никогда не находила алмазы. Но, несмотря на это, она не бросила геологию. Закончила аспирантуру и посвятила себя науке.
19 сентября 1977 года она скончалась на улице от разрыва аорты. Ей было всего 54 года. Какую-то долю признания она успела получить. В 1970-м она стала кандидатом геолого-минералогических наук. В том же году она получила знак «Первооткрыватель месторождения».
В 2005 году в городе Удачный в Якутии ей поставили бронзовый памятник, а ее именем назвали алмаз в 29,4 карата.