Этих дорог вы не найдете ни на одной карте мира. Однако они существуют! Длина некоторых из них составляет всего ничего, а иные тянутся на сотни километров. Езда по ним — экстрим в чистом виде. Но если бы не ледовые дороги, то некоторые населенные пункты оказались бы отрезанными от Большой земли.
Самая длинная ледовая дорога
Россия — рекордсмен по количеству зимников и ледовых переправ. Никто и никогда не брался подсчитать, сколько их у нас появляется с ноября по май. Это и невозможно: кроме официальных, существует еще множество неофициальных. Зато точно известно, что в России находится самая протяженная ледовая дорога в мире. Длина трассы Певек — Айон составляет 120 км.
Город Певек на Чукотке — самый северный на планете. А труднодоступный поселок Айон расположился на одноименном острове в Восточно-Сибирском море. Площадь острова всего 2 000 кв. км. Вроде немного, но, например, государство Маврикий размещается на точно таких же квадратных метрах. На острове постоянно живут около 200 человек.
Местные жители добывают пушнину, охотятся на морского зверя, занимаются оленеводством. В поселке есть детский сад, школа, больница, Дом культуры, узел связи и даже полярная станция. Летом перевозка продуктов, топлива, медикаментов осуществляется по воздуху на вертолетах, с августа по октябрь — по морю на кораблях, а в холодное время года — по автозимнику.
Часть его прокладывают по Анадырскому заливу, часть — по Восточно-Сибирскому морю, входящему в Северный Ледовитый океан. Надо ли говорить, насколько непредсказуемой бывает эта дорога зимой, особенно в непогоду, которая тут случается регулярно.
Зима на Чукотке наступает очень рано, но зимник появляется не раньше февраля. Лед должен успеть намерзнуть, а это дело не одного месяца. В последние годы в связи с глобальным потеплением открытие временной трассы часто откладывается. В прошлом году дорога была введена в эксплуатацию с задержкой.
Во-первых, в акватории Чаунской губы из-за теплой зимы медленно шло наращивание льда. Во-вторых, две недели в регионе бушевала такая метель, что видимость на дороге была минимальной. В итоге зимник открыли только во второй половине марта. Обычно зимняя переправа работает до конца апреля, иногда и до середины мая, как было в 2020 году.
За время работы зимника Айон получает примерно 2 000 т топлива, 300 т дизеля и 90 т продуктов. Это гигантский груз, особенно если учесть, в каких условиях он доставляется.
Строительство ледовых дорог
Если вы думаете, что зимники — просто дорога по льду, вы сильно ошибаетесь. Такую трассу строят с соблюдением определенных правил. Это при строительстве асфальтовых дорог можно отступить от технологии, что у нас часто и делают, а ледовая дорога ошибок не прощает.
Строительство зимника напоминает изготовление слоеного пирога. Сначала гидрометеорологи измеряют толщину льда — она должна быть не меньше 10 см, — и, если дают добро, в путь выдвигается механизированная колонна.
Первым по будущей дороге отправляется вездеход. Его задача — определить оптимальные места для зимника, где поменьше снега, да и во время пурги его будет наметать не так много. Место для дороги отмечают вешками. Следом идет трактор или бульдозер с волокушей, которой разравнивают снег.
После образования наста снова проходит трактор с волокушей — он готовит трассу для заливки. Дальше пускают грузовики с водой, которой поливают дорогу. За ними снова идет техника с волокушами. В итоге из воды, снега и льда образуется «слоеный пирог», по которому может двигаться тяжелая техника.
Строители работают на грани возможного. Температура колеблется от -15 до -45’С градусов, временами с ног сбивает штормовой ветер с порывами до 40 м/с. Часто поднимается такая метель, что видимость опускается до нуля.
В феврале 2020 года при прокладке зимника от Певека до села Биллингс механизированная колонна попала в сильнейшую пургу, двигаться приходилось по спутниковому навигатору. При нулевой видимости в некоторые дни колонна проходила расстояние не больше 10 км. В итоге дорожники, покинувшие отправной пункт 22 февраля, пробились к Биллингсу через снежную целину только 5 марта. Для сравнения: в 2019 году зимник Певек — Айон проложили всего за два дня.
Стоимость ледовой дороги
Новый стандарт ледовой дороги
В 2020 году водители и дорожники вздохнули с облегчением: с ноября вступил в силу новый государственный стандарт, который устанавливает четкие требования к зимникам и ледовым переправам. До этого опирались на правила, принятые еще при советской власти. С тех пор многое изменилось, в том числе климат и техника. Старые нормативы не учитывали климатические особенности многих регионов.
Так, построить зимник на Дальнем Востоке и в Ямало-Ненецком автономном округе — большая разница. Сибирская тайга и ненецкая тундра совсем не одно и то же. Основная цель нового стандарта — обеспечить безопасность на временных зимних трассах. Ведь снег и лед — самые непредсказуемые дорожные покрытия.
В правилах прописано все от А до Я, начиная от выбора местности для устройства зимника до буксировки застрявшей техники. Максимальная скорость на зимнике не должна превышать 70 км/ч, на ледовой переправе — 20 км/ч. Чем больше транспорта на зимнике, тем выше требования к нему. Обязательны дорожные знаки, как и тягачи, если существует вероятность заносов. Крупные переправы необходимо оборудовать шлагбаумами, электричеством, светофорами, биотуалетами и бытовками для спасателей.
Новые правила учитывают многолетний опыт использования зимников и ледяных переправ. А правила эти писались потом и кровью. Любой опытный водитель скажет: ремень безопасности на сезонке — самая опасная вещь в машине. Когда под тобой трещит лед и машина начинает проваливаться под воду, водителю и пассажиру лучше быть непристегнутыми. Тогда шансы на спасение сильно повышаются.
Документы важно держать в нагрудном кармане, а телефон — под рукой. На зимнике запрещены остановки без острой необходимости, обгоны и превышение скорости. Ночью по сезонке ездить не рекомендуется, как и в одиночку. Лучше колонной хотя бы из двух единиц техники.
Как уверяют наши законотворцы, новый стандарт использования зимников и ледяных переправ не имеет аналогов в мире. Главное, чтобы он соблюдался не только на бумаге.
То яма, то наледь и пустота
Построить зимник — это полдела, его еще надо содержать. Часто обслуживание будущей дороги начинается… летом. Конечно, в тех местах, где это возможно. Когда почва просыхает, выводят бригады со спецтехникой, которые выравнивают размывы после дождей и паводков, устраняют колейность, засыпают промоины на маршруте, убирают упавшие деревья.
Зимой дорожникам приходится бороться с трещинами, пустотами и наледью. Трещины — явление повсеместное, избежать их невозможно. При вводе сезонки в эксплуатацию трещины фиксируют и ведут за ними наблюдение. Опасные трещины заделывают. Обычно засыпают колотым, гранулированным льдом или снегом вперемешку с водой, закрывают щитами.
Но в битве с трещинами человек не всегда побеждает. Когда в той же Чаунской губе, заливе на Чукотке, начинается нагон воды со стороны океана, ее уровень резко поднимается, и тогда трещины быстро расходятся до нескольких метров в ширину. Если машина провалится туда, пиши пропало, без тягача не вытащить.
Пустоты — воздушные пузыри под слоем снега. Когда машина оказывается в этой ловушке, у водителя практически нет шансов выбраться из нее самостоятельно.
Наледь тоже редкая гадость. Несмотря на сильные морозы, вода из морей и рек просачивается через трещины на поверхность, и там образуется каша из воды, снега и льда. Тяжелые машины легко проваливаются и утопают в наледи. Вытащить технику из водяного плена — сложная задача, которую порой решают по несколько месяцев, но это отдельная история.
Территория риска
Сезонки существуют во всех северных странах и даже в Китае. В том, что зимники есть в Поднебесной, «виновата» опять-таки Россия: все китайские ледовые дороги находятся на пунктах пропуска на границе с нашей страной.
До недавнего времени одной из самых протяженных в мире считалась ледовая дорога Маккензи на северо-западе Канады. Она соединяла город Инувик и поселок Тактояктук, расположившийся в 400 км от Полярного круга. Летом дорога проходила по живописной трассе, петляющей между гор. А зимой замерзшее русло реки Маккензи оставалось единственной артерией, связывающей Тактояюук с остальным миром.
Езда там была крайне опасной затеей из-за крутых поворотов, снежных завалов, частых метелей. Но смельчаков трудности не останавливали: Маккензи по праву называли одной из самых красивых дорог земли. Бонус отважным — возможность увидеть по пути северное сияние.
Обычно зимник открывался в декабре и держался до апреля. В самые холодные дни толщина льда достигала 2,5 метра. Это не значит, что водители были застрахованы от неприятностей. На случай непредвиденных ситуаций на сезонке постоянно дежурили дорожные службы. В 2017 году зимник закрыли: канадцы построили всесезонку, которая протянулась до самого Ледовитого океана. Снимаем шляпу перед строителями!
Финляндия также может похвастаться немалым количеством зимников. Вообще финны — большие приверженцы безопасности. Езда по льду и безопасность имеют мало общего, но куда деваться, если Финляндия — это страна озер и островов. Финны очень любят устраивать дачи в малонаселенных местах. До многих из них добраться зимой можно только по временным дорогам.
К тому же по зимнику туда проще завезти стройматериалы, мебель, бытовую технику. Все эти дороги контролируются дорожными службами, на них действуют свои правила дорожного движения. Кстати, по местным законам на зимниках не действует страховка, оттого финны лишний раз предпочитают не рисковать. А вот туристы специально приезжают в Финляндию покататься по льду с ветерком. И платят за это удовольствие, между прочим, большие деньги.
В Эстонии свой повод для гордости: аж шесть ледовых дорог. Их общая протяженность достигает 80 км. Дорога из города Хаапсалу на остров Хийумаа составляет 25 км, что дает ей право называться самым длинным зимником в Европе. Все шесть дорог функционировали одновременно лишь в 2011 году.
Тогда ими воспользовались 55 663 автомобиля — рекорд для маленькой Эстонии. На официальных ледовых дорогах Эстонии за всю их историю не произошло ни одного серьезного ДТП и ни один автомобиль не провалился под лед. Впрочем, стоило ли ожидать чего-то другого от законопослушных и спокойных эстонцев?
Трамвай на льду в Санкт-Петербурге
Прообраз современных зимников — трамвайная линия в Санкт-Петербурге, действовавшая с 1895 по 1910 год. Это была довольно разветвленная сеть, насчитывающая до четырех маршрутов. Рельсы клали прямо на лед Невы, а электричество подавалось по контактному проводу, натянутому на деревянные столбы, вмороженные опять-таки в невский лед. Трамваи развивали скорость до 20 км/ч, в вагоны помещалось до 20 человек. Позже опыт использования трамваев на льду повторили в Нижнем Новгороде и Архангельске.
Размер имеет значение
В Казани много лет подряд зимой открывают ледовую переправу Аракчино — Верхний Услон. Переправа по Волге позволяет сократить путь на 50 км. На дороге установлен шлагбаум, две полосы движения и специальные дорожки для пешеходов. Стоимость проезда варьируется от 180 до 300 рублей — в зависимости от типа транспорта, но массой не более 2 т