Все последние номера еженедельника «Вестник полиции», издававшегося в Петрограде в феврале 1917 года, были обогащены аналитическими статьями экспертов в области психологии, психиатрии и криминалистики. До крушения империи оставались считанные недели, но публика, не чуя надвигающейся грозы, зачитывалась серией статей «Изнасилование под гипнозом».
Заморский гость
В начале 1917 года в Петроград приехал практикующий гипнотизер из Парижа месье Жирар и дал объявления о гипнотических сеансах в лечебных целях: мол, лечит мигрени, бесплодие, женскую неврастению. Одной из его пациенток стала аристократка бальзаковского возраста, вдова барона К. Галантный француз ввел сударыню в состояние гипнотического транса, а когда она очнулась обнаженной и в постели — гипнотизер доделывал свое мужское дело.
Вместо благодарности вдова подала заявление в полицию об изнасиловании под гипнозом. От заявления отмахнулись: мало ли что придет в голову экстравагантной дамочке? Но баронесса напомнила о праве титулованных особ в случае крайней нужды обратиться напрямую к царю. Директору Департамента полиции Лопухину вовсе не хотелось получать неприятные вопросы от Николая II, и он приказал дать делу ход. Пылкого француза арестовали — и тут же выяснилось множество деталей, всколыхнувших не только судебно-следственный, но и научный мир.
Месье Жирар представил подлинные документы Парижского общества гипнотизеров, да и русские специалисты подтвердили, что он самый настоящий гипнотизер. Задержанный объяснил, что он не насиловал баронессу под гипнозом, а всего лишь внушил ей, что она влюблена в него без памяти, а уж дама сама перевела свою страсть в «практическую плоскость». Он как мужчина не мог отказать! Тем временем баронесса, очнувшись от гипноза, поняла, что разлюбила. И написала заявление в полицию…
Вот что любопытно: эта тема для фельетонов внезапно перешла в разряд научно-практического спора криминалистов и психологов. А могло ли такое быть на самом деле? Тень графа Калиостро, нашедшего формулу любви, заметалась по салонам и научным кабинетам предреволюционного Петрограда.
Не первый и не последний
Французского гипнотизера посадили под домашний арест, а в полицейской печати развернулась полемика. Вспомнили, что в Европе подобное случалось. В 1891 году в Будапеште гипнотизера Леона Дарьяша арестовали, застукав в обществе сразу двух барышень, которые под гипнозом сами обнажились и жаждали ласк. В 1909-м врач-гипнотизер Оскар Берц был обвинен в изнасиловании пациентки, хотя, по словам эскулапа, дама первой перешла в «атаку»…
Самый главный вопрос, который озадачил специалистов: что же гипнотизеры внушили дамам — сексуальное возбуждение или любовь, пусть и на несколько минут? Если первое, то месье Жирар — преступник- насильник, пусть и оригинальный. Если второе — то это великое открытие в истории человечества! Ведь так внушить можно не только любовь к мужчине, но и преданность государю, влечение к акциям на бирже или новому виду зубного порошка. Пусть ненадолго, но купить успеют! «Открытие» месье Жирара сулило потрясающие перспективы!
Любовь под гипнозом или изнасилование
Но вот что было делать судебным следователям? Как закрыть дело? Однако тут вдова-баронесса К. забрала свое заявление из полиции и, обручившись с Жираром, отбыла во Францию. Полицейские вздохнули с облегчением.
В научном же споре точку поставил скромный ординатор военно-медицинской академии. Он обратил внимание на то, что всегда без исключения «жертвами» изнасилования под гипнозом оказывались сексуально неудовлетворенные женщины: вдовы, старые девы, экзальтированные особы. Гипнотизеры внушали им готовность раскрыть свои подсознательные желания. Они их раскрывали… и бросались на ближайшего мужчину. Так что проблема была не в лекарях, а в личной жизни «жертв». Точнее, в ее отсутствии. Сенсации, равной открытию графа Калиостро, не произошло.