Главная » АРМИЯ » Люфтваффе и последняя песнь немецких камикадзе

Люфтваффе и последняя песнь немецких камикадзе

Попытка сформировать эскадрильи смертников закончилась полным фиаско. Создание немцами в конце войны секретных подразделений летчиков-самоубийц стало, с одной стороны, попыткой применения «умного» управляемого оружия, с другой – демонстрацией высокого боевого духа пилотов люфтваффе. Ни то, ни другое им в итоге не помогло.

Воздушный таран - оружие не только советских героев. Таран ФАУ-1

Воздушный таран – оружие не только советских героев. Таран ФАУ-1

Вечером 16 апреля 1945 года на аэ­родроме близ немецкого города Ютербог играла музыка. Молодые лет­чики эскадрильи «Зельстопфер» танце­вали с девушками из обслуживающего персонала. Затем все вместе они спели немецкую народную песню со слова­ми «Вот приходит неумолимая смерть и забирает тебя в последний путь…». А утром 17 апреля истребители «Фокке-Вульф»-190, набитые взрывчаткой, взлетели с аэродрома и взяли курс на восток, навстречу наступающей на Берлин Красной армии

«Эскадрон Леонида»

С 1942 года Германия жила под ковровыми бомбардировками союз­ников. Идея использовать истребители пилотами, обученными таранить вражеские бомбардировщики, при­надлежала полковнику люфтваффе Хайо Херрманну. Чтобы остановить воздушные армады союзников, он предложил поднять в воздух одновре­менно сотни самолетов с пилотами-добровольцами, подготовленными по укороченной программе. Они должны были атаковать вражеские бомбарди­ровщики. Этим летчикам, в отличие от японских камикадзе, оставляли па­рашют, давая шанс спастись, так что называть их «смертниками» было бы не совсем правильно.

Но, с другой стороны, чтобы на­верняка поразить вражеский бомбар­дировщик, им предстояло подлететь к нему очень близко, увернувшись от истребителей прикрытия и огня бортовых стрелков. Осталось бы им время на то, чтобы покинуть свой са­молет, – весьма сомнительно. Тем не менее, по идее Херрманна, 800 истре­бителей одномоментно вывели бы из строя до 400 бомбардировщиков врага, что заставило бы его пре­кратить полеты на 2-3 недели. За это время немцы могли успеть сделать несколько десятков реактивных ис­требителей Ме-262, сформировать из них эскадрильи перехватчиков и за­воевать господство в воздухе на За­падном фронте.

Герман Геринг дал добро, и в начале апреля 1945 года в люфтваффе сфор­мировали учебное подразделение «Эльба», где из юных неопытных вы­пускников летных школ стали спешно готовить пилотов для таранных ударов по бомбардировщикам союзников.

Немецкая летчица-испытатель Ханна Райч

Немецкая летчица-испытатель Ханна Райч

Другой вариант «чудо-оружия» предложила Гитлеру еще в феврале 1944 года немецкая летчица-испы­татель Ханна Райч. Дама говорила о том, что надо сформировать отряд летчиков-самоубийц, жертвенный подвиг которых должен поднять упавший дух пилотов люфтваффе после огромных потерь на Восточном фронте. Гитлер ухватился за эту мысль, но взял слово с Ханны Райч, которой поручили готовить пилотов, чтобы смертников не вводили в бой, пока их как следует не обучат. Подразде­лению дали неофициальное название «Эскадрон Леонида» в память о греках, пожертвовавших собой в битве при Фермопилах.

Верхом на «Фау-1»

Ханна Райч предложила исполь­зовать для атак самолето-снаряды «Райхенберг». Это были крылатые ракеты «Фау-1», оборудованные ка­биной для пилота и системой управ­ления. Однако испытания показали, что «райхенберги» более опасны для самих летчиков, чем для врага из-за многих недоработок конструкции. К тому же англичане хорошо научились сбивать «Фау-1», которыми бомбардировали Британию, и не было гарантии того, что пилотируемые самолето-снаряды не ждет та же участь.

Пока немцы определялись с само­летами, шло формирование 5-й эска­дрильи 200-й бомбардировочной эскадры – такое официальное наиме­нование получило секретное подраз­деление самоубийц. Гитлер настаивал на сохранении в тайне формирования «Эскадрона Леонида», так как, по его мнению, неудачное применение смерт­ников вместо подъема духа люфтваффе вызвало бы обратный эффект. Фюреру же был непременно нужен успех.

Герман Геринг и Адольф Гитлер

Герман Геринг и Адольф Гитлер

Изначально хотели формировать личный состав из летчиков-штрафников, но потом передумали и стали подбирать идейно выдержанных. Нашли 70 человек, которые при всту­плении в секретную эскадрилью дали клятву:

…Здесь я добровольно со­глашаюсь быть зачисленным в группу смертников как пилот управляемой бомбы. Я полностью осознаю, что мое участие в подобной деятельности приведет к моей гибели.

После долгих перипетий на во­оружение спецэскадрильи были приняты обычные истребители «Фокке-Вульф»-190 АЗ, у которых был уменьшен запас горючего и подвешена под фюзеляж тяжелая бомба в ка­честве основного вооружения. 9 июня 1944 года самолеты были готовы к дей­ствиям, но пилоты плохо освоили технику. Опасаясь провала и раскрытия союзниками секретной тактики дей­ствий люфтваффе, немцы не решились применить «Эскадрон Леонида» в 1944 году. В феврале 1945 года подразделение расформировали.

7 апреля 1945 года Херрманн бросил в бой своих пилотов. По одним данным, их было 138, по другим – 183, все на облегченных вариантах истребителя «Мессершмитт»-109. Их сопрово­ждали несколько десятков реактивных Ме-262 для прикрытия.

Много шума из ничего

Немцы планировали сорвать бом­бардировку промышленных центров севера Германии, куда направлялась авиационная группировка США из 1300 бомбардировщиков и 830 (в других источниках 792) истребителей сопровождения. Завязался бой, ко­торый продолжался целый час…

Люфтваффе и последняя песнь немецких камикадзе

Люфтваффе и последняя песнь немецких камикадзе

Предполагалось, что опытные летчики на реактивных «мессершмиттах» не только свяжут боем истре­бительное прикрытие, но и отвлекут на себя внимание бортовых стрелков американских бомбардировщиков от поршневых самолетов с пилотами, которые шли на таран. Однако ма­лоопытные, недостаточно подготов­ленные немецкие пилоты не смогли удержаться в разомкнутом строю, некоторые потеряли ориентировку и полетели в обратную сторону.

В ре­зультате американцы отбомбились по всем намеченным целям, а цифры потерь с обеих сторон приводятся с большим разбросом. Немцы утвер­ждали, что ценой гибели 88 самолетов и 60 летчиков (некоторые успели спа­стись на парашютах) им удалось унич­тожить 22 бомбардировщика США. Американцы насчитали 133 сбитых самолета врага и 77 погибших пилотов, признав потерю 13 своих «летающих крепостей» и «либерейторов».

Последняя песнь Люфтваффе

И все же в середине апреля 1945 года немцы спешно сформировали эска­дрилью смертников из 40 человек. Им передали «фокке-вульфы» бывшей 5-й эскадрильи и приказали задержать на­ступление советских войск на Берлин. Для этого летчикам предстояло унич­тожить переправы на Одере.

…Атаки эскадрильи «Зельстопфер» длились с 17 по 20 апреля. По данным их командира Ханнера Ланге, его лет­чики-смертники уничтожили 17 мостов и переправ. Один немецкий пилот не стал атаковать цель, из 39 других, взлетевших с Ютербога, в самоубий­ственных атаках погибли 35.

Летчик-истребитель люфтваффе Эвальд Краас, сопровождавший одного из смертников 16 апреля 1945 года, вспо­минал, что тот летел без рации, на голове вместо шлемофона у него было офи­церское кепи. Это был совсем молодой лейтенант, с которым в полете они общались жестами. По словам Крааса, его «протеже» успешно поразил цель.

Однако в боевых порядках советских войск этих самоубийственных атак по­чему-то не заметили. Есть информация, что, возможно, смертниками был по­врежден железнодорожный мост у Кюстрина и, вероятно, еще одна пере­права, которую быстро восстановили.

Дважды Герой Советского Союза Лелюшенко Дмитрий Данилович

Лелюшенко Дмитрий Данилович, по прозвищу “Генерал Вперёд” – командир 39-й отдельной танковой бригады в советско-финской войне 1939-1940 годов (полковник), командующий 4-й гвардейской танковой армией в Великой Отечественной войне (гвардии генерал-полковник).

А уже 21 апреля 1945 года танкисты 4-й танковой армии генерал-лейтенанта Лелюшенко вышли к Ютербогу, и остатки эскадрильи смертников спешно эваку­ировались. На этом боевой путь «Зельстопфера» был завершен.

 

Оставить комментарий