Попытка сформировать эскадрильи смертников закончилась полным фиаско. Создание немцами в конце войны секретных подразделений летчиков-самоубийц стало, с одной стороны, попыткой применения «умного» управляемого оружия, с другой – демонстрацией высокого боевого духа пилотов люфтваффе. Ни то, ни другое им в итоге не помогло.

Воздушный таран – оружие не только советских героев. Таран ФАУ-1
Вечером 16 апреля 1945 года на аэродроме близ немецкого города Ютербог играла музыка. Молодые летчики эскадрильи «Зельстопфер» танцевали с девушками из обслуживающего персонала. Затем все вместе они спели немецкую народную песню со словами «Вот приходит неумолимая смерть и забирает тебя в последний путь…». А утром 17 апреля истребители «Фокке-Вульф»-190, набитые взрывчаткой, взлетели с аэродрома и взяли курс на восток, навстречу наступающей на Берлин Красной армии…
«Эскадрон Леонида»
С 1942 года Германия жила под ковровыми бомбардировками союзников. Идея использовать истребители пилотами, обученными таранить вражеские бомбардировщики, принадлежала полковнику люфтваффе Хайо Херрманну. Чтобы остановить воздушные армады союзников, он предложил поднять в воздух одновременно сотни самолетов с пилотами-добровольцами, подготовленными по укороченной программе. Они должны были атаковать вражеские бомбардировщики. Этим летчикам, в отличие от японских камикадзе, оставляли парашют, давая шанс спастись, так что называть их «смертниками» было бы не совсем правильно.
Но, с другой стороны, чтобы наверняка поразить вражеский бомбардировщик, им предстояло подлететь к нему очень близко, увернувшись от истребителей прикрытия и огня бортовых стрелков. Осталось бы им время на то, чтобы покинуть свой самолет, – весьма сомнительно. Тем не менее, по идее Херрманна, 800 истребителей одномоментно вывели бы из строя до 400 бомбардировщиков врага, что заставило бы его прекратить полеты на 2-3 недели. За это время немцы могли успеть сделать несколько десятков реактивных истребителей Ме-262, сформировать из них эскадрильи перехватчиков и завоевать господство в воздухе на Западном фронте.
Герман Геринг дал добро, и в начале апреля 1945 года в люфтваффе сформировали учебное подразделение «Эльба», где из юных неопытных выпускников летных школ стали спешно готовить пилотов для таранных ударов по бомбардировщикам союзников.

Немецкая летчица-испытатель Ханна Райч
Другой вариант «чудо-оружия» предложила Гитлеру еще в феврале 1944 года немецкая летчица-испытатель Ханна Райч. Дама говорила о том, что надо сформировать отряд летчиков-самоубийц, жертвенный подвиг которых должен поднять упавший дух пилотов люфтваффе после огромных потерь на Восточном фронте. Гитлер ухватился за эту мысль, но взял слово с Ханны Райч, которой поручили готовить пилотов, чтобы смертников не вводили в бой, пока их как следует не обучат. Подразделению дали неофициальное название «Эскадрон Леонида» в память о греках, пожертвовавших собой в битве при Фермопилах.
Верхом на «Фау-1»
Ханна Райч предложила использовать для атак самолето-снаряды «Райхенберг». Это были крылатые ракеты «Фау-1», оборудованные кабиной для пилота и системой управления. Однако испытания показали, что «райхенберги» более опасны для самих летчиков, чем для врага из-за многих недоработок конструкции. К тому же англичане хорошо научились сбивать «Фау-1», которыми бомбардировали Британию, и не было гарантии того, что пилотируемые самолето-снаряды не ждет та же участь.
Пока немцы определялись с самолетами, шло формирование 5-й эскадрильи 200-й бомбардировочной эскадры – такое официальное наименование получило секретное подразделение самоубийц. Гитлер настаивал на сохранении в тайне формирования «Эскадрона Леонида», так как, по его мнению, неудачное применение смертников вместо подъема духа люфтваффе вызвало бы обратный эффект. Фюреру же был непременно нужен успех.

Герман Геринг и Адольф Гитлер
Изначально хотели формировать личный состав из летчиков-штрафников, но потом передумали и стали подбирать идейно выдержанных. Нашли 70 человек, которые при вступлении в секретную эскадрилью дали клятву:
…Здесь я добровольно соглашаюсь быть зачисленным в группу смертников как пилот управляемой бомбы. Я полностью осознаю, что мое участие в подобной деятельности приведет к моей гибели.
После долгих перипетий на вооружение спецэскадрильи были приняты обычные истребители «Фокке-Вульф»-190 АЗ, у которых был уменьшен запас горючего и подвешена под фюзеляж тяжелая бомба в качестве основного вооружения. 9 июня 1944 года самолеты были готовы к действиям, но пилоты плохо освоили технику. Опасаясь провала и раскрытия союзниками секретной тактики действий люфтваффе, немцы не решились применить «Эскадрон Леонида» в 1944 году. В феврале 1945 года подразделение расформировали.
7 апреля 1945 года Херрманн бросил в бой своих пилотов. По одним данным, их было 138, по другим – 183, все на облегченных вариантах истребителя «Мессершмитт»-109. Их сопровождали несколько десятков реактивных Ме-262 для прикрытия.
Много шума из ничего
Немцы планировали сорвать бомбардировку промышленных центров севера Германии, куда направлялась авиационная группировка США из 1300 бомбардировщиков и 830 (в других источниках 792) истребителей сопровождения. Завязался бой, который продолжался целый час…

Люфтваффе и последняя песнь немецких камикадзе
Предполагалось, что опытные летчики на реактивных «мессершмиттах» не только свяжут боем истребительное прикрытие, но и отвлекут на себя внимание бортовых стрелков американских бомбардировщиков от поршневых самолетов с пилотами, которые шли на таран. Однако малоопытные, недостаточно подготовленные немецкие пилоты не смогли удержаться в разомкнутом строю, некоторые потеряли ориентировку и полетели в обратную сторону.
В результате американцы отбомбились по всем намеченным целям, а цифры потерь с обеих сторон приводятся с большим разбросом. Немцы утверждали, что ценой гибели 88 самолетов и 60 летчиков (некоторые успели спастись на парашютах) им удалось уничтожить 22 бомбардировщика США. Американцы насчитали 133 сбитых самолета врага и 77 погибших пилотов, признав потерю 13 своих «летающих крепостей» и «либерейторов».
Последняя песнь Люфтваффе
И все же в середине апреля 1945 года немцы спешно сформировали эскадрилью смертников из 40 человек. Им передали «фокке-вульфы» бывшей 5-й эскадрильи и приказали задержать наступление советских войск на Берлин. Для этого летчикам предстояло уничтожить переправы на Одере.
…Атаки эскадрильи «Зельстопфер» длились с 17 по 20 апреля. По данным их командира Ханнера Ланге, его летчики-смертники уничтожили 17 мостов и переправ. Один немецкий пилот не стал атаковать цель, из 39 других, взлетевших с Ютербога, в самоубийственных атаках погибли 35.
Летчик-истребитель люфтваффе Эвальд Краас, сопровождавший одного из смертников 16 апреля 1945 года, вспоминал, что тот летел без рации, на голове вместо шлемофона у него было офицерское кепи. Это был совсем молодой лейтенант, с которым в полете они общались жестами. По словам Крааса, его «протеже» успешно поразил цель.
Однако в боевых порядках советских войск этих самоубийственных атак почему-то не заметили. Есть информация, что, возможно, смертниками был поврежден железнодорожный мост у Кюстрина и, вероятно, еще одна переправа, которую быстро восстановили.

Лелюшенко Дмитрий Данилович, по прозвищу “Генерал Вперёд” – командир 39-й отдельной танковой бригады в советско-финской войне 1939-1940 годов (полковник), командующий 4-й гвардейской танковой армией в Великой Отечественной войне (гвардии генерал-полковник).
А уже 21 апреля 1945 года танкисты 4-й танковой армии генерал-лейтенанта Лелюшенко вышли к Ютербогу, и остатки эскадрильи смертников спешно эвакуировались. На этом боевой путь «Зельстопфера» был завершен.