Главная » ПОЛИТИКА » Майя Плисецкая – умирающий взаперти лебедь

Майя Плисецкая – умирающий взаперти лебедь

Дочь врага народа, объект пристального внимания агентов КГБ, заложница собственной страны, и потому Майя Плисецкая умирающий лебедь не просто так.

Майя Плисецкая умирающий лебедь

Майя Плисецкая умирающий лебедь

Сложно представить, что это описание относится к всемирно извест­ной балерине Майи Плисецкой, чье мастерство по сей день приводит в восторг поклонников танцевального искусства.

Не все в жизни великой танцовщицы было радужным. Годы наибольшей славы сопровождали Плисецкую постоянным надзором со стороны КГБ, запретом на выезд из страны и подозрениями в работе на разведку Великобритании.

Трудное детство Майи Плисецкой

Напряженные отношения с госвла­стью сложились изначально еще у отца Майи – Михаила Плисецкого. Из дипло­мата в Комиссариате иностранных дел и внешней торговли он в один момент стал изменником, шпионом и участником за­говора против Сталина.

 

Вот что об этом писала сама прима:

«Отца пришли арестовывать. Эти аресты на рассвете теперь уж много­кратно описаны в литературе, сыграны в кино, на театральной сцене. Но прожить это самой, поверьте, очень страшно. Не­знакомые люди. Грубость. Обыск. Весь дом вверх дном».

«Я, Майя Плисецкая»

В 1937 году Михаила расстреляли, а через год мать будущей балерины – киноактрису Рахиль Мессерер – вме­сте с младшим сыном отправили в ла­герь для жен врагов народа. От участи оказаться в детдоме 13-летнюю Майю и ещё одного её брата – Александра -спасли сестра и брат матери – Суламифь и Асаф Мессереры.

Суламифь Мессерер была балериной Большого театра, а Асаф Мессерер слу­жил балетмейстером. Родство с деятеля­ми искусства отразилось на Майе – уже с 5 лет она ходила в театр, где начинала свой путь к великой славе и признанию.

Через пару лет мать освободили, и се­мья смогла воссоединиться, но настала новая беда – война. Их эвакуировали, а на следующий год Плисецкая, несмотря на опасность, вернулась в хореографи­ческое училище и продолжила обучение.

Балериной Большого театра Майя Плисецкая стала в 1943 году. Она сразу же захватила внимание публики и полу­чила любовь зрителей. Каждый выход на сцену становился событием.

Однако при такой популярности га­строли с Большим театром ограничи­вались социалистическими государ­ствами, а в страны иного политического уклада выехать она не могла. Сама Майя Плисецкая считала, что невыездной она стала после поездки в Индию в 1953 году.

Разлад с КГБ

Гастроли в Индии стали для балери­ны настоящим испытанием: постоянная слежка, круглосуточный контроль и ни­какого лишнего движения без разреше­ния сопровождающего.

Лебедь Сен-Санс в исполнении Майи Плисецкой

Лебедь Сен-Санс в исполнении Майи Плисецкой

Пообщаться с местными артистами, дипломатами и политиками Майя Пли­сецкая не могла без предварительного согласования. Выйти из номера и сходить в магазин ей также было запрещено.

«Слежка была омерзительна и очень утомляла», – рассказывала балерина в мемуарах.

«Я несколько раз срываюсь в ответ. Сносить два месяца эти нравоучения человечьего терпения не было. После каждого срыва мой сыщик становился мрачнее и злобивее».

«Я, Майя Плисецкая»

Пик конфликта с сопровождающим произошел на приеме у премьер-мини­стра Индии Джавахарлала Неру. Майя Плисецкая разговаривала с политиком через его личного переводчика.

После мероприятия сопровождающий поин­тересовался темой разговора, на что ар­тистка, вымотанная постоянным контро­лем, решила поиздеваться над ним:

«- О чем премьер-министр разговари­вал с Вами? Почему Вы не позвали нашего советского переводчика?

Неру спрашивал меня про Вас…

Вы всерьез или…

Все едят, а один не притронулся. Мо­жет, он верующий, постится?..

Щербаков понял, что я издеваюсь. Побе­лел от злости».

«Я, Майя Плисецкая»

Выезд за рубеж балерине закрыли. Шутку представитель власти не оценил.

Борьба с популярностью

Во всем мире уже знали и любили вы­дающуюся балерину, а Никита Хрущёв водил всех иностранных гостей на «Ле­бединое озеро». Ее приглашали на при­емы правительства, знакомили с ино­странными дипломатами.

Но, несмотря на популярность, прима-балерина всегда оставалась не у дел, когда труппа Боль­шого театра уезжала на гастроли.

Британский посол настаивал на выез­де балета в Лондон в составе с Плисец­кой, чем оказал ей медвежью услугу. В Великобританию ее не пустили, а кругло­суточное наблюдение вернули. Машина с тремя агентами КГБ всегда находилась неподалеку от артистки.

«Куда ятуда и добры молодцы <…> До самого дома проводят. И опять стоят, часами стоят. На отдалении, но в окноясно видно. Дежурят. Лихие конспирато­ры. Совсем фильм».

«Я, Майя Плисецкая»

Когда Большой театр уехал с гастро­лями в Великобританию, в Москве вне­запно утвердили два внеплановых спек­такля «Лебединое озеро».

Вместе с этим на телефон балерины обрушился шквал звонков от представителей высшей вла­сти с требованием урезонить поклонни­ков и к нулю свести популярность спек­таклей в столице.

Надежда Леже, Екатерина Фурцева и Майя Плисецкая

Надежда Леже, Екатерина Фурцева и Майя Плисецкая

Министр культуры Екатерина Фурцева просила балерину убедить самых ярых поклонников меньше востор­гаться ее гениальностью. Власть не хотела излишнего внимания к отсут­ствию Плисецкой в Лондоне и одно­временно её громкому успеху в Мо­скве.

Балерина же заявила, что работать не в полную силу на сцене она не умеет, а запретить людям радоваться и восторгаться она не может.

Ожидаемо, спектакли получили не­вероятный успех. Часть зала занимали сотрудники КГБ в штатском, но они не смогли справиться с ликующей толпой и несмолкаемыми аплодисментами.

Самых ярых поклонников выводили из зала, заставляли замолчать, отправ­ляли на допрос. Итог один – зрители продолжали ликовать при виде Майи Плисецкой на сцене.

Умирающий лебедь покинул страну

Запрет на выезд балерине сняли только в 1959 году. Верхушка КГБ сме­нилась, и Плисецкая смогла покинуть страну. Она посетила с гастролями США, где повидалась с родственника­ми со стороны отца.

Майя Плисецкая и Пьер Карден

Майя Плисецкая и Пьер Карден

Как оказалось, ге­ниальная балерина и не планировала навсегда покинуть Родину. В Москве у неё был муж, театр и любящая публика.

Выступления на главных мировых сценах, общение с правителями госу­дарств, дружба с выдающимися людь­ми, среди которых Роберт Кеннеди и дизайнер Пьер Карден, не вызвали в ней желания оставить свою страну.

Майя Плисецкая получила долгождан­ную свободу, однако осталась верна дому.

 

Оставить комментарий