Дочь врага народа, объект пристального внимания агентов КГБ, заложница собственной страны, и потому Майя Плисецкая умирающий лебедь не просто так.
Сложно представить, что это описание относится к всемирно известной балерине Майи Плисецкой, чье мастерство по сей день приводит в восторг поклонников танцевального искусства.
Не все в жизни великой танцовщицы было радужным. Годы наибольшей славы сопровождали Плисецкую постоянным надзором со стороны КГБ, запретом на выезд из страны и подозрениями в работе на разведку Великобритании.
Трудное детство Майи Плисецкой
Напряженные отношения с госвластью сложились изначально еще у отца Майи – Михаила Плисецкого. Из дипломата в Комиссариате иностранных дел и внешней торговли он в один момент стал изменником, шпионом и участником заговора против Сталина.
Вот что об этом писала сама прима:
«Отца пришли арестовывать. Эти аресты на рассвете теперь уж многократно описаны в литературе, сыграны в кино, на театральной сцене. Но прожить это самой, поверьте, очень страшно. Незнакомые люди. Грубость. Обыск. Весь дом вверх дном».
«Я, Майя Плисецкая»
В 1937 году Михаила расстреляли, а через год мать будущей балерины – киноактрису Рахиль Мессерер – вместе с младшим сыном отправили в лагерь для жен врагов народа. От участи оказаться в детдоме 13-летнюю Майю и ещё одного её брата – Александра -спасли сестра и брат матери – Суламифь и Асаф Мессереры.
Суламифь Мессерер была балериной Большого театра, а Асаф Мессерер служил балетмейстером. Родство с деятелями искусства отразилось на Майе – уже с 5 лет она ходила в театр, где начинала свой путь к великой славе и признанию.
Через пару лет мать освободили, и семья смогла воссоединиться, но настала новая беда – война. Их эвакуировали, а на следующий год Плисецкая, несмотря на опасность, вернулась в хореографическое училище и продолжила обучение.
Балериной Большого театра Майя Плисецкая стала в 1943 году. Она сразу же захватила внимание публики и получила любовь зрителей. Каждый выход на сцену становился событием.
Однако при такой популярности гастроли с Большим театром ограничивались социалистическими государствами, а в страны иного политического уклада выехать она не могла. Сама Майя Плисецкая считала, что невыездной она стала после поездки в Индию в 1953 году.
Разлад с КГБ
Гастроли в Индии стали для балерины настоящим испытанием: постоянная слежка, круглосуточный контроль и никакого лишнего движения без разрешения сопровождающего.
Пообщаться с местными артистами, дипломатами и политиками Майя Плисецкая не могла без предварительного согласования. Выйти из номера и сходить в магазин ей также было запрещено.
«Слежка была омерзительна и очень утомляла», – рассказывала балерина в мемуарах.
«Я несколько раз срываюсь в ответ. Сносить два месяца эти нравоучения человечьего терпения не было. После каждого срыва мой сыщик становился мрачнее и злобивее».
«Я, Майя Плисецкая»
Пик конфликта с сопровождающим произошел на приеме у премьер-министра Индии Джавахарлала Неру. Майя Плисецкая разговаривала с политиком через его личного переводчика.
После мероприятия сопровождающий поинтересовался темой разговора, на что артистка, вымотанная постоянным контролем, решила поиздеваться над ним:
«- О чем премьер-министр разговаривал с Вами? Почему Вы не позвали нашего советского переводчика?
Неру спрашивал меня про Вас…
Вы всерьез или…
Все едят, а один не притронулся. Может, он верующий, постится?..
Щербаков понял, что я издеваюсь. Побелел от злости».
«Я, Майя Плисецкая»
Выезд за рубеж балерине закрыли. Шутку представитель власти не оценил.
Борьба с популярностью
Во всем мире уже знали и любили выдающуюся балерину, а Никита Хрущёв водил всех иностранных гостей на «Лебединое озеро». Ее приглашали на приемы правительства, знакомили с иностранными дипломатами.
Но, несмотря на популярность, прима-балерина всегда оставалась не у дел, когда труппа Большого театра уезжала на гастроли.
Британский посол настаивал на выезде балета в Лондон в составе с Плисецкой, чем оказал ей медвежью услугу. В Великобританию ее не пустили, а круглосуточное наблюдение вернули. Машина с тремя агентами КГБ всегда находилась неподалеку от артистки.
«Куда я – туда и добры молодцы <…> До самого дома проводят. И опять стоят, часами стоят. На отдалении, но в окно – ясно видно. Дежурят. Лихие конспираторы. Совсем фильм».
«Я, Майя Плисецкая»
Когда Большой театр уехал с гастролями в Великобританию, в Москве внезапно утвердили два внеплановых спектакля «Лебединое озеро».
Вместе с этим на телефон балерины обрушился шквал звонков от представителей высшей власти с требованием урезонить поклонников и к нулю свести популярность спектаклей в столице.
Министр культуры Екатерина Фурцева просила балерину убедить самых ярых поклонников меньше восторгаться ее гениальностью. Власть не хотела излишнего внимания к отсутствию Плисецкой в Лондоне и одновременно её громкому успеху в Москве.
Балерина же заявила, что работать не в полную силу на сцене она не умеет, а запретить людям радоваться и восторгаться она не может.
Ожидаемо, спектакли получили невероятный успех. Часть зала занимали сотрудники КГБ в штатском, но они не смогли справиться с ликующей толпой и несмолкаемыми аплодисментами.
Самых ярых поклонников выводили из зала, заставляли замолчать, отправляли на допрос. Итог один – зрители продолжали ликовать при виде Майи Плисецкой на сцене.
Умирающий лебедь покинул страну
Запрет на выезд балерине сняли только в 1959 году. Верхушка КГБ сменилась, и Плисецкая смогла покинуть страну. Она посетила с гастролями США, где повидалась с родственниками со стороны отца.
Как оказалось, гениальная балерина и не планировала навсегда покинуть Родину. В Москве у неё был муж, театр и любящая публика.
Выступления на главных мировых сценах, общение с правителями государств, дружба с выдающимися людьми, среди которых Роберт Кеннеди и дизайнер Пьер Карден, не вызвали в ней желания оставить свою страну.
Майя Плисецкая получила долгожданную свободу, однако осталась верна дому.