Главная » ПОЛИТИКА » Мария Антуанетта: Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные

Мария Антуанетта: Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные

«Стерпится — слюбится». Поговорка народная, но вполне применимая и к королевским особам. Яркий тому пример — трагическая и во многом поучительная судьба французской королевы Марии Антуанетты. Вошедшая в историю по большей части благодаря приписываемой ей фразе: «Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные!», она разделила печальную участь своего венценосного супруга. Хотя этого явно не заслуживала.

Мария Антуанетта Если у них нет хлеба пусть едят пирожные

Мария Антуанетта: Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные

Портрет Марии Антуанетты

На свадебном банкете несведущим трудно было бы догадаться, кто же здесь женится — король Франции или его наследник? Людовик XV не отходил от прелестной невесты — австрийской принцессы Марии Антуанетты. А сам жених — его 16-летний внук Луи — куда больше внимания уделял деликатесам на праздничном столе. Король даже сделал ему замечание, но услышал в ответ, что плотный ужин не мешает ему быстро засыпать. Что тут скажешь…

Брак с самого начала не задался. Мария Антуанетта была помолвлена с Луи еще в 13 лет. Мотив чисто политический: монархи Франции и Австрии стремились таким образом укрепить союз двух государств. Чтобы попросить руки австрийской принцессы для своего внука, Людовик XV лично приехал в Вену в 1768 году. Будущего юного супруга с собой не привез — подарил лишь его портрет. Увы, когда уже в качестве невесты Мария Антуанетта прибыла в Париж, она убедилась: оригинал сильно отличается от изображения.

Подросток Луи был не по возрасту тучен и к тому же весьма посредственно образован. Неудивительно: учебе он предпочитал охоту и работу в мастерской при Версале, где собственноручно создавал различные механические изделия. Особенно ему удавались замки с секретом.

Дворцово парковый комплекс Версаль в Париже

Дворцово-парковый комплекс Версаль в Париже

Впрочем, и Мария Антуанетта не отличалась тягой к знаниям. Ее предпочтения сводились к нарядам, танцам и музыке. Неудивительно, что при подписании брачного договора она сделала ошибку в собственном имени и напоследок поставила на документе большую кляксу…

Интимные дела

Выйдя замуж, девушка оказалась в золотой клетке»: роскошь французского двора и одновременно строгие рамки этикета. И сплошь незнакомые люди. Правда, вскоре в близкие подруги она выбрала принцессу Ламбаль и Иоланду де Полиньяк из обедневших дворян.

К тому же супруг Луи оказался несостоятелен по мужской части. Дело было поправимо: от фимоза и в то время легко избавляли посредством несложной операции обрезания. Но молодой человек категорически от нее отказывался. Все это не являлось секретом для окружающих, и по двору гуляли многочисленные сплетни о любовных похождениях Марии Антуанетты.

Портрет Марии Антуанетты перед свадьбой и Людовик XVI

Портрет Марии Антуанетты перед свадьбой и Людовик XVI

Каких только романов ей не приписывали! Хотя она, воспитанная в строгих правилах, даже пользуясь вниманием мужчин, до любовных интрижек не опускалась. Но и синим чулком не была: не привыкшая скучать, Мария Антуанетта всячески развлекала и себя, и придворных. В Версале и в других дворцах устраивались балы, маскарады, пикники на природе.

История с бриллиантами

Через 4 года старый король умер, уступив место внуку Луи — Людовику XVI. Изменилось и положение жены — Марии Антуанетты. Праздников во дворце меньше не стало, но денег из казны на новоиспеченную королеву тратилось намного больше.

В первую очередь на ее туалеты: дорогие наряды она меняла по несколько раз в день.

Однако настоящая прорва денег ушла на дворец Малый Трианон. Эту резиденцию называли королевством Марии Антуанетты: попасть туда могли лишь приглашенные лично ею. Изначально это был подарок, который Людовик XV приготовил своей фаворитке мадам Помпадур. Но смерть перечеркнула его планы, а внук с радостью отдал дорогостоящую «игрушку» своей супруге. Та перестроила дворец, открыла театр, приказала со­орудить деревушку в австрий­ском стиле.

Понятно, что непомерные траты порождали зависть, а та, в свою очередь, служила благодатной почвой для раз­жигания в народе ненависти к королеве-иностранке. Мас­ла в огонь подлила пропа­жа ожерелья с 647 бриллиан­тами. Его изготовили по за­казу Людовика XV, но вручить его фаворитке он опять же не успел.

Некие мошенники принесли ювелиру гарантийное письмо о покупке ожерелья, в рассрочку за подпись Марии Антуанетты. Позднее выясни­лось, что документ — фальшивка, но драгоценность- то исчезла. Несмотря на дока­занную в суде над мошенни­ками невиновность короле­вы, осадочек остался; многие верили в ее причастность к краже.

Реальный автор фразы: Если у них нет хлеба, пусть едят пирожные

Тогда же по Парижу ста­ла гулять и запущенная кем-то утка. Дескать, когда коро­леве доложили, что у народа не осталось средств даже на хлеб, она посоветовала:

«Так пусть едят пирожные!» Хотя эту фразу даже не нужно было придумывать: она упоминает­ся Жан-Жаком Руссо в «Исповеди», вышедшей в свет за­долго до этих событий.

Берлина для русской

Если в публичной жиз­ни королевская чета не до­билась успехов, то в личной произошли перемены. Лю­довик XVI согласился на ту самую операцию, и резуль­тат не замедлил сказаться: в 1778 году он стал отцом до­чери Марии Терезы. Спустя 3 года родился Людовик Жо­зеф, еще через 4 года Людо­вик Карл и в 1786-м — София. Последняя, не пробив и года, умерла от туберкулеза.

Королева занялась деть­ми, но и в политику активно вмешивалась. В частности, пристроила на хлебные места многочисленных родствен­ников Иоланды де Полиньяк. К тому же сам Людовик XVI явно не был создан для управ­ления государством. Доходи­ло до того, что он засыпал на важных заседаниях, а потом уходил советоваться с женой и только потом принимал ре­шения.

Возвращение Людовика XVI в Париж

Возвращение Людовика XVI в Париж

Революционные события 1791 года королевская семья встретила в замке Тюильри в центре Парижа, Преданный Марии Антуанетте граф Ак­сель Ферзен подготовил по­бег из Франции. Он изготовил фальшивые документы: коро­лева значилась по ним рус­ской баронессой де Корф, а Людовик —ее управляющим. Но сказалась тяга к роско­ши: Мария Антуанета заказа­ла себе огромный экипаж — берлину с шестеркой лоша­дей, карету для прислуги, но­вые наряды и чемоданы.

На все это ушло время. Когда же им наконец удалось покинуть Париж, то вместо того, что­бы не высовываться, король то и дело выходил размяться на почтовых станциях. Увы, в Варен-ан-Аргоне, недалеко от границы с Германией, бег­лецов задержали и вернули в столицу.

Когда все тот же Ферзен подготовил еще один побег из Тюильри, Людовик наот­рез отказался: он дал Зако­нодательному собранию сло­во короля не покидать Париж. Совсем скоро Мария Антуа­нетта горько пожалела, что не уговорила супруга: мало того что из дворца их пере­везли в крепость Тампль, так летом 1792 года толпа при­несла окровавленную голову принцессы Ламбаль. Та вер­нулась во Францию из эми­грации, чтобы поддержать королеву…

Мария Антуанетта и Людовик XVI. Казнь

21 января 1793 года по приговору Конвента на пло­щади Революции был обез­главлен Людовик XVI. Спустя девять месяцев та же участь постигла Марию Антуанетту. Ее обвинили в государствен­ной измене, растратах и еще в целом ряде прегрешений. Но если Людовика XVI вез­ли на казнь в закрытом эки­паже, то его жену — на гряз­ной телеге, со связанными за спиной руками… Вокруг бес­новалась толпа. Она сама взошла на эшафот, не преми­нув наступить острым каблу­ком на ногу известному пала­чу Сансону: «Извините, я не нарочно!»

Казнь Марии Антуанетты 16 октября 1793 года

Казнь Марии-Антуанетты 16 октября 1793 года

…Местом погребения Ма­рии Антуанетты стало знако­вое кладбище Мадлен. Ког­да 16 мая 1770 года по случаю ее свадьбы с Луи для пари­жан закатили пир, то, помимо бесплатного угощения, дани салют. Но пиротехника ока­залась некачественной, и зажженные ракеты стали падать в толпу. Народ бросился врас­сыпную, но рядом находил­ся котлован стройки, и многие попадали в него. Всего погиб­ло около 140 человек. Их похо­ронили на ближайшем клад­бище Мадлен. И именно туда с явным намеком отвезли тело казненной Марии Антуанет­ты. Лишь в 1815 году король Франции Людовик XVIII прика­зал перенести прах в королев­ский некрополь — аббатство Сен-Дени.

 

Оставить комментарий

error: Content is protected !!