Ранее в наших исторических вылазках мы под микроскопом разобрали тяжеловесные рыцарские доспехи, пиратское тщеславие и жестокость викингов. Пришло время отправиться на восток, а именно в Страну восходящего солнца, где на протяжении десяти веков господствовали самураи.

Мифы о самураях. Катаны, бусидо и прочие байки
Для начала стоит огласить так называемую поправку на ветер. На сегодняшний день существует большое количество источников, что пытаются пролить свет на устройство и быт феодальной Японии. Проблема в том, что многие из них серьезно противоречат друг другу.
Также и сам класс самураев за свою эпоху претерпел столько изменений, что даже ограничиться объемом всего журнала не видится возможным. Поэтому наш материал носит ознакомительный и даже базовый характер. Его задача развеять популярные заблуждения об этом военном сословии, а также огласить железобетонные факты, которые точно присутствовали в жизни самураев.
Кто такие самураи
И вот уже на этом этапе возникают первые трудности. Зачастую любого парня с катаной относят к самураям, что уже, как понимаете, ошибка. «Воин» на японском звучит как «буси», тогда как «самурай» на русский дословно переводится как «служить» – отличие налицо. То есть, по сути, самое близкое значение, которое можно встретить в русском аналоге к слову «самурай», это «дворянин».

Японские самураи середины 19 века
При этом самураев представляют как бесстрашных, одиноких воинов, способных одним движением клинка снести голову соперника, пока на фоне цветёт сакура. И пусть каждый из них обладал базовыми, а большинство искусными, навыками обращения с оружием, на деле же это был светский феодал, который занимался сбором и подсчетом налогов, а также ведением крупного хозяйства, что достаюсь либо в наследство, либо в надзор от своего господина – даймё.
Выходит так, что среди самураев хватало и тех, кто и вовсе никогда не сражался. Над такими самураями даже иногда смеялись настоящие воины, мол, те носят мечи неправильно: в горизонтальном положении, что мешает быстро обнажить клинок.
Впрочем, призови господин своих самураев на последний бой, каждый достанет доспех, подвяжет оружие и отправится в путь. Вот и получается, что все самураи – буси, но не каждый буси – самурай.
И еще одна важная деталь, без которой наш рассказ не будет полным. Сам по себе класс самураев менялся от эпохи к эпохе, и в разное время у данной касты были разные уровни влияния.
Скажем, после неудачных монгольских вторжений (1275 и 1281 гг.) наступил золотой век самураев, когда воины обрели огромный кредит доверия со стороны крестьян, став элитой общества. Но уже к 1600 году, когда в Японии проживало 18 млн человек, самураев насчитывалось намного больше – 5-6% от общей численности населения, став тем самым правящей военной силой.
Главное оружие самурая – катана
И начнём разрушать мифы, пожалуй, с главного предрассудка – катаны. Чаще всего самураев изображают с двумя мечами за поясом – длинной катаной и коротким вакидзаси. Поэтому большинство людей считают их воинами ближнего боя, сражающимися на мечах. Но это не так.

Главное оружие самурая – катана
На поле боя самураи были в первую очередь конными лучниками. Это привилегия дворян, потому что в маленькой Японии с нехваткой пастбищ лошадь стоила целое состояние. Самураи носили длинный лук с человеческий рост, – его называли юми, вакю или дайкю, – а также бамбуковые стрелы к нему. И умение стрельбы из этого оружия – так называемый путь коня и лука – для самурая было важнее, чем фехтование.
Катану и вакидзаси самураи, конечно, использовали, но только в случаях крайней необходимости. В основном же это оружие служило подтверждением их статуса, потому что простолюдинам – купцам и ремесленникам – можно было носить только один, короткий меч, да и он с годами попал под запрет.
Самураи всегда верны своему господину
В современном представлении, только стоило даймё шевельнуть бровью, как его верноподданный самурай с честью отправлялся на самоубийственную миссию или же совершал сеппуку.
На деле же, подобно европейским рыцарям, самураи не были уж вовсе безукоризненно верными своему господину. Они продолжали служить своему даймё, пока тот регулярно им платит – в основном рисом. Впрочем, если же даймё по тем или иным причинам переставал устраивать самурая, тот запросто мог уйти со всеми своими подданными к другому хозяину. И если в Европе подобный поступок рассматривался как предательство, то для Японии это не казалось чем-то низким.
Но вот становиться ронином – воином без господина – считалось делом постыдным. В связи с этим существовала даже поговорка, позволяющая самураю вернуться к своему господину: «Семь падений, восемь подъёмов», означавшая право самурая на семь уходов сроком на год, но с обязательным возвращением.
Ронин – герой-отшельник
Существовало много преданий о простом ронине, защищавшем бедных крестьян от заносчивого самурая, который мог убить любого, кто посмел ему возразить. И, к слову, самурай имел на это законное право.
Другое дело, что, став ронином, бывший самурай не забывал о своих аристократических замашках и чувстве всевластия, а потому сам регулярно грабил, убивал и занимался рэкетом. Многие из ронинов становились впоследствии предводителями банд якудза. Как видите, в реальности ронины были вовсе не такими приятными личностями, как о них думают.
Бусидо – кодекс, которому следовали все
Считается, что бусидо, путь воина, – некий свод правил, регламентирующий жизнь самурая. И каждый буси должен знать этот кодекс. Если он нарушит его, то будет вынужден совершить ритуальное самоубийство – сеппуку, ибо он запятнал свою честь, очистить которую способен лишь кровью.

Бусидо. Кодекс чести самурая
В реальности же правила поведения у самураев, конечно, были, но неписаные. Наиболее полный их список составил в своей книге «Хагакурэ» самурай Ямамото Цунэтомо. Вот только есть одно маленькое но: он не был буси, да и войны никогда не видел, а работал управляющим в поместье одного даймё по имени Сага. И записывал Ямамото не какие-то незыблемые правила, а воспоминания старых самураев и свои собственные представления об идеальном воине. Так что судить о буси по «Хагакурэ» – всё равно, что составлять представление о рыцарях по куртуазным романам.
Сам же трактат «Бусидо: Душа Японии» написал в 1899 году Нитобэ Инадзо. Изначально книга была написана на английском, так как автор уже 20 лет как жил в США. Книгу охотно раскупали в западном мире, но, если верить историку Георгию Манаеву, когда её перевели на японский, Нитобэ был разгромлен. Его обвинили в незнании родной истории, культуры и традиций.
В частности, Нитобэ приписывал правила всем военным структурам, когда относились они лишь к самураям. Ну а что касается пятна позора и его «очищения», будь такое в действительности, ритуал мгновенно уничтожил бы самураев как класс.
В реальности же самураи не видели ничего предосудительного ни в предательстве, ни в убийстве со спины, ни в братоубийстве. Да что уж там говорить, целое искусство баттодзюцу посвящено тому, чтобы быстро выхватить меч и убить человека, пока он ничего не подозревает. Не очень-то напоминает честный поступок, да?
Впрочем, это не помешало западному миру сформировать собственное видение заокеанской Японии как экзотической и духовной страны. Впоследствии именно бусидо станет основой и «первоисточником» для многих голливудских кинолент.
И на десерт – харакири
Харакири, оно же сеппуку, – ритуальное (и довольно жестокое) самоубийство. Заключалось оно в том, что самурай, сев на колени, вспарывал живот коротким клинком – кусунгобу, после чего его товарищ одним движением срубал голову. Правда, совершали процедуру не столько с целью спасения чести, сколько пытались избежать ещё больших мук.
Дело в том, что самурая ждали плен и пытки, если тот терпел поражение в бою. Сожжение, распятие и сварение в кипятке для японцев было обычным делом. Некоторых «везунчиков» могли даже распилить при помощи деревянной пилы. Неудивительно, что при таких последствиях самураи могли избрать более быстрый исход.
Также, если самурай опозорил своего, даймё, это был единственный выход, чтобы сохранить имущество, которое будет передано наследникам.