Казалось бы, нет на свете ничего более неприятного, чем болезнь. Ведь недуги, с которыми мы сталкиваемся, только ухудшают качество жизни, а нередко делают ее и вовсе невыносимой. Однако во все времена находились люди, для которых болезнь становилась не наказанием, а модной тенденцией. Больным и завидовали, и подражали!
Речь пойдет не о симуляции, а о занятном культурном феномене, в основе которого лежат внушение, подражание, некомпетентность и мода. Как это все вместе работает, можно понять на очень показательных исторических и не только примерах.
Страна слепых Герберта Уэллса
Бытие определяет сознание, формирует представление о прекрасном, и то, что в одни времена принимается за эталон, в другие считалось бы явным отклонением от нормы. Общественное мнение, менталитет и мода порой диктуют такие нормы поведения и эталоны красоты, которые иной раз выглядят весьма необычно.
Почему на картинах Средневековья люди сутулятся?
Например, если внимательно рассмотреть людей на картинах средневековых художников, можно заметить некую особенность в их внешности вне зависимости от того, кто там изображен: ремесленник, знатная дама или король. Многие из них сутулы. Долгое время считалось, что осанка у людей тех лет, получившая название средневековой сутулости, всего лишь фантазия художников.
Якобы считалось красивым, когда спина выгнута колесом, напоминая начинающийся горб, а голова приопущена, из-за чего человек смотрит на мир исподлобья. При этом живот выпячен, будто все женщины на картинах «немного» беременны. Да и у мужчин эта часть тела выглядит так, будто они подвержены метеоризму.
Так что же это — реалии тех лет или следование моде? Ответ дали скелеты, найденные при раскопках. Оказалось, что средневековая сутулость действительно имела место. Но чем это объяснить? Если предположить, что у крестьян и ремесленников она являлась следствием их тяжелого физического труда, то сутулость белоручек-аристократов опровергает эту гипотезу.
Оказалось, что причина в перенесенном в детстве рахите, которым в то время болели повсеместно. Жившие в Средние века не имели представления о причинах этого недуга. Болезнь прежде всего не щадила детей аристократов, которых во избежание «плебейского» загара старались держать подальше от солнечного света.
Как стало известно гораздо позднее, недостаток витамина D делает кости растущего организма мягкими, они легко деформируются, сохраняя это искривление на всю жизнь. Так что художники не врали, вдохновляясь привычной глазу сутулостью людей.
Правда, возникает вопрос: чем объяснить такую осанку у представителей низшего сословия? Они-то, едва начав ходить, весь день проводили на открытом воздухе…
Скорее всего, чернь пыталась уподобляться хотя бы внешне благородному сословию и подражала рахитичным аристократам в осанке и позах, считавшихся образцом изящества и красоты. Все это приводило к закреплению костей позвоночника и мышц в «сутулом» положении.
Шарм туберкулезника
Туберкулез, или чахотка, как называли эту болезнь 1,5 века назад, был в те годы однозначно смертельной болезнью, против которой не существовало лечения. В Викторианскую эпоху, названную так в честь правления Виктории, королевы Великобритании (1837-1901), этот недуг стал символом особой утонченности, гламура и благородства.
Притом что остальные болезни, как правило, ухудшали внешность человека, туберкулез, по мнению многих, напротив, добавлял больному привлекательности и шарма. Особенно это касалось женщин. Бледность, хрупкость, прозрачность — все эти признаки болезненной слабости стали считаться чуть ли не эталонами женской привлекательности и красоты.
Несмотря на то, что хворь буквально сжигала человека изнутри, вызывая кровохарканье, одышку, боли, отказ работы внутренних органов и как итог — преждевременную смерть, в богемных и аристократических кругах считалось, что в этот короткий промежуток своего существования человек наиболее прекрасен. Такое извращенное любование тем, чему следовало сочувствовать, относилось чаще всего к особам нежного возраста, которых этот недуг поражал прежде всего.
Эстетизация чахотки нашла свое отражение во многих картинах и литературных произведениях тех времен. Заметим, что это относилось и к мужчинам. Достаточно вспомнить строки Валерия Брюсова:
Юноша бледный со взором горящим…
Болезнью страсти и печали называли туберкулез романтики, прославляя умирающих красавиц в своих стихах. Большинство из них искренне удивлялись, почему та или иная особа, будучи до болезни серой мышкой, после заболевания туберкулезом становилась вдруг привлекательной. В годы декадентства, на рубеже XIX и XX веков, среди богемной публики существовал обычай присутствовать на похоронах очередной умершей от туберкулеза молодой женщины с единственной целью — полюбоваться ее болезненной красотой.
На лбу написано
Следует заметить, что эталоны красоты во времена Средневековья нередко диктовались болезнями и недугами. Так, например, при недостатке витамина D у детей сильно разрастаются лобные бугры, из-за чего линия роста волос сдвигается в сторону темени. Такой дефект стал модным у дам высшего света. Даже никогда не болевшие подбривали часть волос выше лба, чтобы соответствовать модным тенденциям, — это можно увидеть на многих картинах известных художников.
Больше – значит лучше
А вот вполне себе современная история, описанная этнографом, побывавшим в далеком африканском селении. Поскольку члены этой африканской общины периодически страдали от голода, здесь выработалась традиция откармливать своих дочерей на выданье до такой степени, чтобы они походили на борцов сумо, а жировые складки свисали не только спереди, но и сзади.
Считалось, что это и полезно, и красиво. В том же селении исследователь заметил двух девушек, которые могли бы считаться красавицами где-нибудь в Европе, но здесь они были изгоями и считались уродками, поскольку из-за бедности не могли накопить в себе достаточное количество жира.
Можно, конечно, сказать: а чего вы хотите от африканского племени, живущего чуть ли не по законам каменного века? Но дело в том, что подобные странные представления о привлекательности встречаются и на противоположном полюсе — и географическом, и экономическом.
Byojaku или болезненная красота
Известно, что Япония — страна трудоголиков и что большую часть жизни японцы проводят на работе. Новый стиль, получивший название byojaku, в последние годы стал очень популярным среди японок в возрасте от 14 до 20 лет. Возможно, это объясняется желанием юных жительниц Страны восходящего солнца выглядеть взрослыми, то есть усталыми или измученными.
Byojaku включает в себя помятое лицо с выщипанными или обесцвеченными бровями, бледной кожей и лихорадочным румянцем на щеках. Образ дополняют слезящиеся глаза с покрасневшими веками, раздраженная кожа на кончике носа, имитирующая насморк, и нарочито небрежно смазанные помадой сухие и потрескавшиеся губы. Завершает неприглядное зрелище унылое выражение лица с отсутствием даже намека на улыбку.
Это может казаться странным и непонятным многим туристам и даже привести в замешательство любого иностранца, для которого улыбка считается признаком хорошего тона и даже национальной традицией. Пожалуй, только незнание японского языка не позволяет многим из них спросить у чуть ли не плачущей девчушки, что случилось и чем можно помочь…
Кстати, специально для этого стиля разработана и косметика, которая помогает создать образ больной или сильно утомленной женщины.
Новый стиль, получивший название byojaku, в последние годы стал очень популярным среди японок в возрасте от 14 до 20 лет.