Главная » ОТДЫХ » ЗДОРОВЬЕ » Модные болезни в мировой истории

Модные болезни в мировой истории

Казалось бы, нет на свете ничего более неприятного, чем болезнь. Ведь недуги, с которыми мы сталкиваемся, только ухудшают качество жизни, а нередко делают ее и вовсе невыносимой. Однако во все времена находились люди, для которых болезнь становилась не наказанием, а модной тенденцией. Больным и завидовали, и подражали!

Модные болезни в мировой истории

Модные болезни в мировой истории

Речь пойдет не о симуляции, а о занятном культурном фе­номене, в основе которого лежат внушение, подража­ние, некомпетентность и мода. Как это все вместе работает, можно понять на очень показательных исторических и не только примерах.

Страна слепых Герберта Уэллса

Многие слышали поговорку, что в стране слепых и одноглазый — ко­роль. Так, наверное, думал и герой рассказа Герберта Уэллса «Страна слепых», который случайно оказал­ся в затерянной и изолированной от остального мира долине, населенной исключительно слепыми людьми. Они с рождения не знали света и даже не догадывались о своей ущербности. И напрасно их гость распинался, рас­сказывая о цветах и красотах мира, — они ему не поверили. А в завершение всего захотели удалить ему глазные яблоки, приняв их за опасные новооб­разования.
Страна слепых Герберта Уэллса

Страна слепых Герберта Уэллса

Бытие определяет сознание, фор­мирует представление о прекрасном, и то, что в одни времена принимается за эталон, в другие считалось бы яв­ным отклонением от нормы. Обще­ственное мнение, менталитет и мода порой диктуют такие нормы поведе­ния и эталоны красоты, которые иной раз выглядят весьма необычно.

Почему на картинах Средневековья люди сутулятся?

Например, если внимательно рас­смотреть людей на картинах средне­вековых художников, можно заметить некую особенность в их внешности вне зависимости от того, кто там изобра­жен: ремесленник, знатная дама или король. Многие из них сутулы. Долгое время считалось, что осанка у людей тех лет, получившая название средне­вековой сутулости, всего лишь фанта­зия художников.

Якобы считалось красивым, когда спина выгнута колесом, напоминая начинающийся горб, а го­лова приопущена, из-за чего человек смотрит на мир исподлобья. При этом живот выпячен, будто все женщины на картинах «немного» беременны. Да и у мужчин эта часть тела выглядит так, будто они подвержены метеоризму.

Так что же это — реалии тех лет или следование моде? Ответ дали скеле­ты, найденные при раскопках. Ока­залось, что средневековая сутулость действительно имела место. Но чем это объяснить? Если предположить, что у крестьян и ремесленников она являлась следствием их тяжелого физического труда, то сутулость белоручек-аристократов опровергает эту гипотезу.

Почему на картинах Средневековья люди сутулятся

Европейская живопись раннего средневековья

Оказалось, что причина в перенесенном в детстве рахите, ко­торым в то время болели повсемест­но. Жившие в Средние века не имели представления о причинах этого недуга. Болезнь прежде всего не ща­дила детей аристократов, которых во избежание «плебейского» загара ста­рались держать подальше от солнеч­ного света.

Как стало известно гораз­до позднее, недостаток витамина D делает кости растущего организма мягкими, они легко деформируют­ся, сохраняя это искривление на всю жизнь. Так что художники не врали, вдохновляясь привычной глазу суту­лостью людей.

Правда, возникает вопрос: чем объяснить такую осанку у предста­вителей низшего сословия? Они-то, едва начав ходить, весь день проводи­ли на открытом воздухе…

Скорее все­го, чернь пыталась уподобляться хотя бы внешне благородному сословию и подражала рахитичным аристок­ратам в осанке и позах, считавшихся образцом изящества и красоты. Все это приводило к закреплению костей позвоночника и мышц в «сутулом» по­ложении.

Шарм туберкулезника

Туберкулез, или чахотка, как назы­вали эту болезнь 1,5 века назад, был в те годы однозначно смертельной болезнью, против которой не суще­ствовало лечения. В Викторианскую эпоху, названную так в честь правле­ния Виктории, королевы Великобрита­нии (1837-1901), этот недуг стал сим­волом особой утонченности, гламура и благородства.

Притом что осталь­ные болезни, как правило, ухудшали внешность человека, туберкулез, по мнению многих, напротив, добавлял больному привлекательности и шарма. Особенно это касалось женщин. Блед­ность, хрупкость, прозрачность — все эти признаки болезненной слабости стали считаться чуть ли не эталонами женской привлекательности и красо­ты.

Несмотря на то, что хворь букваль­но сжигала человека изнутри, вызывая кровохарканье, одышку, боли, от­каз работы внутренних органов и как итог — преждевременную смерть, в богемных и аристократических кругах считалось, что в этот короткий проме­жуток своего существования человек наиболее прекрасен. Такое извращен­ное любование тем, чему следовало сочувствовать, относилось чаще всего к особам нежного возраста, которых этот недуг поражал прежде всего.

Эталон красоты средневековья

Эталон красоты средневековья

Эстетизация чахотки нашла свое отражение во многих картинах и лите­ратурных произведениях тех времен. Заметим, что это относилось и к муж­чинам. Достаточно вспомнить строки Валерия Брюсова:

Юноша бледный со взо­ром горящим…

Болезнью страсти и печали называ­ли туберкулез романтики, прославляя умирающих красавиц в своих стихах. Большинство из них искренне удивля­лись, почему та или иная особа, будучи до болезни серой мышкой, после за­болевания туберкулезом становилась вдруг привлекательной. В годы дека­дентства, на рубеже XIX и XX веков, среди богемной публики существовал обычай присутствовать на похоронах очередной умершей от туберкулеза молодой женщины с единственной це­лью — полюбоваться ее болезненной красотой.

На лбу написано

Следует заметить, что эталоны кра­соты во времена Средневековья нередко диктовались болезнями и недугами. Так, например, при недостат­ке витамина D у детей сильно разрас­таются лобные бугры, из-за чего линия роста волос сдвигается в сторону теме­ни. Такой дефект стал модным у дам выс­шего света. Даже никогда не болевшие подбривали часть волос выше лба, что­бы соответствовать модным тенденци­ям, — это можно увидеть на многих кар­тинах известных художников.

Больше – значит лучше

А вот вполне себе современная история, описанная этнографом, по­бывавшим в далеком африканском селении. Поскольку члены этой афри­канской общины периодически стра­дали от голода, здесь выработалась традиция откармливать своих до­черей на выданье до такой степени, чтобы они походили на борцов сумо, а жировые складки свисали не толь­ко спереди, но и сзади.

Питер Пауль Рубенс. Вакханалия

Питер Пауль Рубенс. Вакханалия

Считалось, что это и полезно, и красиво. В том же селении исследователь заметил двух девушек, которые могли бы считаться красавицами где-нибудь в Европе, но здесь они были изгоями и считались уродками, поскольку из-за бедности не могли накопить в себе достаточное количество жира.

Можно, конечно, сказать: а чего вы хотите от африканского племени, жи­вущего чуть ли не по законам каменно­го века? Но дело в том, что подобные странные представления о привлека­тельности встречаются и на противо­положном полюсе — и географичес­ком, и экономическом.

Byojaku или болезненная красота

Известно, что Япония — страна тру­доголиков и что большую часть жизни японцы проводят на работе. Новый стиль, получивший название byojaku, в последние годы стал очень популяр­ным среди японок в возрасте от 14 до 20 лет. Возможно, это объясняется же­ланием юных жительниц Страны восхо­дящего солнца выглядеть взрослыми, то есть усталыми или измученными.

Повнимательнее мужики...

Повнимательнее мужики…

Byojaku включает в себя помятое лицо с выщипанными или обесцвеченными бровями, бледной кожей и лихорадоч­ным румянцем на щеках. Образ допол­няют слезящиеся глаза с покраснев­шими веками, раздраженная кожа на кончике носа, имитирующая насморк, и нарочито небрежно смазанные по­мадой сухие и потрескавшиеся губы. Завершает неприглядное зрелище унылое выражение лица с отсутстви­ем даже намека на улыбку.

Это может казаться странным и непонятным мно­гим туристам и даже привести в заме­шательство любого иностранца, для которого улыбка считается признаком хорошего тона и даже национальной традицией. Пожалуй, только незнание японского языка не позволяет многим из них спросить у чуть ли не плачущей девчушки, что случилось и чем можно помочь…

Byojaku или болезненная красота

Byojaku или болезненная красота

Кстати, специально для этого сти­ля разработана и косметика, которая помогает создать образ больной или сильно утомленной женщины.

Новый стиль, получивший название byojaku, в последние годы стал очень популярным среди японок в возрасте от 14 до 20 лет.

Оставить комментарий