Главная » ГЕОГРАФИЯ » Музей-квартира Иоанна Кронштадтского

Музей-квартира Иоанна Кронштадтского

В конце XIX века имя Иоанна Кронштадтского гремело по всей России. Он был настолько популярен, что к нему приезжали тысячи людей со всех уголков страны. Его называли всенародным батюшкой и еще при жизни верили в него как в святого. И неспроста. Случаев, когда по молитве отца Иоанна больные выздоравливали, а пропащие вставали на путь истинный, было не счесть…

Музей-квартира Иоанна Кронштадтского

Музей-квартира Иоанна Кронштадтского

Всенародный батюшка Иоанн Кронштадтский

Недаром именно его, скромного протоиерея при провинциальном Кронштадтском соборе, призвали к постели умирающего Александра III. В нем видели последнюю надежду на выздоровление императора. Ведь бывало же, что Иоанн Кронштадтский буквально воскрешал людей, возвращал с того света.

Увы, вымолить исцеление для 49-летнего Александра священник не смог, но его ореол чудотворца нисколько не померк от этого. Народ понимал, что выздоровление императора не зависело от воли отца Иоанна. Однако именно после кончины царя его наконец назначили настоятелем Андреевского собора, в котором он и прослужил до конца жизни.

Разумеется, новая должность нисколько не изменила священника: он остался столь же кроток, столь же скромен. Через руки отца Иоанна проходили огромные деньги, которые ему жертвовали богатейшие люди России. Но все, что приходило к нему, он раздавал до копейки. Ибо не счесть было нужд и нуждающихся.

Деньги шли на лечение прихожан, на их образование, на строительство домов, школ и больниц, на приданое невестам, просто на жизнь тем, кто не имел средств. Дошло до того, что жена батюшки вынуждена была обратиться к его непосредственному начальству с просьбой, чтобы хотя бы его жалованье отдавали в руки ей: сам батюшка раздавал все, и они с матушкой буквально бедствовали…

Пришли иные времена

Смерть Иоанна Кронштадтского, кстати, им предсказанная, стала настоящим всенародным горем. Тысячи и тысячи людей шли за гробом своего любимца. Но ощущения, что батюшка покинул их навеки вечные, у них не было.

Ведь оставался Андреевский собор, где он служил 53 года и где все и вся помнили Иоанна, оставалась его квартира в Кронштадте, с балкона которой он, бывало, обращался к людям, и, наконец, оставалась его усыпальница в крипте Иоанновского монастыря на Карповке в Санкт-Петербурге, где он завещал себя похоронить. Достаточно было прийти в одно из этих мест, помолиться батюшке — и тот приходил на помощь.

Всенародный батюшка Иоанн Кронштадтский

Всенародный батюшка Иоанн Кронштадтский

Но настали другие времена…

В 1926 году Иоанновский монастырь упразднили: здание было передано мелиоративному техникуму и вход в усыпальницу отца Иоанна замуровали.

В 1932 году взорвали Андреевский собор, который был не только православным храмом, но и выдающимся памятником русского классицизма. На его месте советская власть установила памятник Владимиру Ленину.

А годом раньше квартиру на улице Посадской, 21, в которой Иоанн Кронштадтский прожил без малого 53 года, отдали под коммуналку. Памятную доску, красующуюся на здании, уничтожили. Вещи батюшки разбазарили. Что-то ушло в отдел коммунального хозяйства города, что-то перекочевало напрямую в антикварные магазинчики, а что-то досталось «Союзу воинствующих безбожников» и местному отделению ЗАГС.

Саму улицу переименовали: из Посадской она стала улицей имени Урицкого.

В довершение всего в 1961 году дом надстроили двумя этажами, и в итоге прежнее жилье святого отца оказалось разделено на пять квартир.

Ландшафт изменился до неузнаваемости. И, скажем, человеку, оказавшемуся в Кронштадте во второй половине XX века, отыскать квартиру батюшки было почти невозможно. А подсказать, где находится дом отца Иоанна, в Кронштадте стало некому.

Дело в том, что в марте 1921 года гарнизон крепости города выступил против диктатуры большевиков и политики военного коммунизма. Вооруженное восстание было очень жестоко подавлено, но одной лишь победой большевики не удовольствовались. Население Кронштадта было подвергнуто самым настоящим репрессиям. Все непосредственные участники восстания расстреляны, а его свидетели арестованы или выселены в отдаленные районы России.

Уже в 1923-м в городе, пожалуй, не осталось ни одного коренного кронштадтца: некому стало хранить память о святом подвижнике…

Кто-то ходит по ночам

Возможно, квартира отца Иоанна так бы и затерялась и никогда более не нашлась, если бы не желание и энергия одного человека — Геннадия Беловолова (ныне являющегося хранителем музея Иоанна Кронштадтского). Впервые он приехал в Кронштадт в 1989 году.

Протоиерей Геннадий Беловолов, ныне являющийся хранителем музея Иоанна Кронштадтского

Протоиерей Геннадий Беловолов, ныне являющийся хранителем музея Иоанна Кронштадтского

Тогда это был еще закрытый город, поскольку там размещалась военно-морская база, и проникнуть в него можно было лишь по специальным пропускам. Целый день Беловолов бродил по городу, пытаясь по фотографиям начала XX века вычислить место жительства всенародного батюшки. Тщетно.

Слишком радикальные произошли изменения. Ате люди, к которым он обращался с расспросами, даже имени такого — Иоанн Кронштадтский — не слышали.

В 1990 году Иоанна Кронштадтского канонизировали. А в 1995-м Геннадий Беловолов — уже священником — вернулся в Кронштадт и нашел заветную квартиру! А дальше начались настоящие чудеса:

«Я познакомился с хозяйкой одной из квартир — ею оказалась девушка по имени Светлана. Она жила в бывшей гостиной со знаменитым балконом, с которого Иоанн Кронштадтский благословлял пришедших к нему людей. Света разрешила пройти. Тогда я совершил первый молебен в этом святом месте. Света рассказала, что узнала о святом сразу, как только здесь поселилась, потому что нередко подходили к дому люди, молились, кто-то целовал стены. Я тогда еще спросил, как ей живется здесь, наверное, как у Христа за пазухой? А она неожиданно ответила:

«Я год живу здесь, но у меня нет ощущения, что это моя квартира. По ночам кто-то ходит».

Я удивился. Вроде бы батюшка должен, наоборот, особо благословлять эту девушку. Почему же так? Выяснилось, что она некрещеная. И я ей сказал:

 «У вас только одно средство — окреститься».

Я крестил Светлану и ее брата у себя в храме на дальнем приходе. Все наладилось».

В гостях у отца Иоанна

Именно Светлана Пирогова первой согласилась переехать, с тем чтобы освободить квартиру для будущего музея. Поначалу никто особенно не верил в эту затею: жилье совершенно разорено, никаких подлинных вещей Иоанна Кронштадтского не осталось, что там можно было выставлять, на что смотреть?

Но создание музея благословил патриарх Алексий II. И, удивительное дело, с этого момента дело сдвинулось с мертвой точки. Сами собой начали находиться вещи, некогда принадлежавшие всенародному батюшке. Причем в самых неожиданных и отдаленных местах: в Рязани, на Алтае, в Поволжье.

Люди каким-то образом узнавали о восстановлении мемориальной квартиры Иоанна Кронштадтского и несли туда все материальные ценности, имеющие хоть какое-то отношение к его жизни: первый наградной крест святителя, ручку, которой он писал, его ручную кофемолку (и теперь в музее продается кофе, молотый именно на ней).

Потом нашлись и встали на свое место диван, стулья, ширма. В закромах Адмиралтейства Кронштадта обнаружился письменный стол, некогда принадлежавший отцу Иоанну: по ветхости он уже был списан и ждал, верно, когда его снесут на помойку. А теперь, отреставрированный, снова стоит в кабинете Иоанна Кронштадтского…

Музей-квартира Иоанна Кронштадтского. Реконструированный стол Иоанна Кронштадтского

Музей-квартира Иоанна Кронштадтского. Реконструированный стол Иоанна Кронштадтского

Музей открылся в 1999 году — сначала в тех двух комнатах, что освободила Светлана. Потом и другие жильцы, осознав, в каком доме они живут, согласились на переезд. Но дело это было небыстрое. Так, кабинет отца Иоанна удалось открыть только в 2008-м.

Зато теперь Музей-квартира Иоанна Кронштадтского — значимое место в Кронштадте, занесенное во все путеводители и на все карты. Его особенная прелесть состоит в том, что как раз музей-то он напоминает меньше всего: здесь воссоздана такая уютная домашняя атмосфера, что кажется, будто батюшка с матушкой ненадолго отлучились и вот-вот вернутся.

Поэтому прийти сюда — все равно что заглянуть на огонек к самому Иоанну Кронштадтскому. Здесь, в гостях у святого, можно ощутить его незримое присутствие и попросить о заступничестве, наставлении, помощи: смотря в чем вы больше нуждаетесь.

 

Оставить комментарий