Главная » БИЗНЕС » Николай Судзиловский: Из Могилева на Гавайи

Николай Судзиловский: Из Могилева на Гавайи

Этот человек родился в Могилеве, а стал первым президентом сената Гавайских островов. Его звали Николай Судзиловский. Кроме того, он был революционером и всемирно известным ученым.

Николай Судзиловский-Руссель

Николай Судзиловский-Руссель

Беспокойный студент

Николай Судзиловский владел десятью языками, включая китайский и японский, был членом Американского общества генетиков, прославился своими работами в области хирургии, методов лечения туберкулеза, теории глазных болезней.

И всю жизнь мечтал о том, чтобы сделать наш мир хоть немного лучше.

А родился Николай Константинович в 1850 году в обедневшей дворянской семье. Он был старшим из восьми детей, поэтому помогал и матери по хозяйству, и отцу – секретарю судебной палаты – по работе. Так что интерес к юриспруденции зародился у него еще в подростковые годы. И после окончания Могилевской гимназии Судзиловский поступил на юридический факультет Петербургского университета.

Он с интересом читал труды кумиров тогдашней молодежи – Александра Герцена, Николая Чернышевского и Николая Добролюбова. И, как и большинство студентов, увлекся политикой.

С первого же курса Судзиловского закружило в круговерти студенческих волнений. Осенью 1868 года он принял участие в нескольких демонстрациях студентов, после чего ему запретили продолжать учебу в Петербурге. Судзиловский перевелся в Киевский университет, но уже не на юридический, а на медицинский факультет, и твердо решил на этот раз завершить обучение.

Однако, как говорится, человек предполагает, а Бог располагает. Проблем с учебой Судзиловский не имел, но он организовал «Киевскую коммуну». Заметим, что одной из коммунарок, была Любовь Савич, ставшая первой женой Николая.

Поначалу «Киевская коммуна» являлась скорее дискуссионным клубом, чем революционной организацией. «Коммунары» читали эмигрантскую литературу и мечтали посвятить себя борьбе с самодержавным режимом. Но постепенно они перешли от слов к делу. Судзиловский поучаствовал в «хождениях в народ», а затем устроился фельдшером в тюремную больницу. Он организовал побег заключенных, подсыпав снотворное в чай караульным.

Побег не удался, а полиция, разумеется, заинтересовалась Судзиловским. Более того, устроила на него охоту. Николаю Константиновичу пришлось бежать за границу.

Скитания по миру

Он поселился в Лондоне, работал в местном госпитале, встречался с Карлом Марксом. Но спокойная жизнь – это не для Судзиловского. Его привлекли к организации антитурецкого восстания в Болгарии.

Именно тогда Николай Судзиловский взял псевдоним Николас Руссель. Под этим именем он и стал известен за границей.

В 1877 году Судзиловский-Руссель все-таки получил диплом врача, окончив университет в Бухаресте. Там же он защитил диссертацию, посвященную антисептическим методам, применяемым в хирургии.

Николай Константинович руководил больницей в Яссах, но не забывал и о политике. Он стал одним из лидеров социалистического движения в Румынии. Что, конечно, не радовало власти этой страны.

В 1881 году румынские социалисты отпраздновали 10-летие Парижской коммуны. Судзиловского арестовали и приговорили к высылке. Ему предложили выбор: уехать в Австрию, Турцию или Болгарию. Николай Константинович выбрал Турцию.

Капитан парохода, идущего в Константинополь, предупредил Судзиловского, что на судне есть агенты русской полиции. Румыны фактически передавали Николая Константиновича в руки российских властей. Но капитан проникся симпатией к Судзиловскому и отдал ему свой мундир. Благодаря этому врач-революционер спокойно покинул пароход в Константинополе.

Русская полиция продолжала следить за Судзиловским. Чтобы замести следы, он решил немного пожить в Турции. А затем начались странствия по Европе: Париж, Вена, Рим. Впрочем, все поездки носили научный характер. В клиниках и лабораториях Европы молодой доктор изучал фармакологию, бактериологию, химию глазные болезни.

Жена Николая Константиновича устала от бесконечных странствий. В 1883 году она, забрав двух дочерей, вернулась в Россию.

Представители американской буржуазии 19 века

Представители американской буржуазии 19 века

Через четыре года Европу покинул и сам Судзиловский. Он перебрался в Сан-Франциско и достаточно быстро стал популярным и высокооплачиваемым врачом. Он снова женился на докторе Бернского университета Леокадии Шебеко.

Супруги получили американские паспорта. Но Америка не впечатлила врача-революционера: «Штаты представляют государство, основанное на крайнем индивидуализме. Они – центр мира, и мир и человечество существуют для них лишь настолько, насколько они необходимы для их личного удовольствия и удовлетворения». «Опираясь на все могущество своих капиталов… всасывают они в себя все жизненные соки из окружающей жизни без пощады».

Доктор «Острова сокровищ»

Разочаровавшись в США, Судзиловский устроился судовым врачом на пароход, совершавший рейсы между Сан-Франциско и Гавайскими островами. Гавайи просто поразили Николая Константиновича. Они с женой поселились на самом густонаселенном из островов – Оаху.

Судзиловские арендовали участок земли в 160 акров, расположенный возле потухшего вулкана, и начали выращивать ананасы, кофе, апельсины, лимоны, бананы. Это было экспериментальное хозяйство, поскольку многие культуры выращивались на Гавайях впервые.

Вилла Судзиловских-Русселей стала гостеприимным домом для многих путешественников. Николай Константинович не оставил и врачебную практику. Благодаря ей, он познакомился с автором «Острова сокровищ» Робертом Льюисом Стивенсоном, который болел туберкулезом и стал пациентом доктора Русселя.

Николай Константинович пользовался авторитетом
среди местных жителей. Они прозвали его «каука лукини» – «добрый доктор». А доктор тем временем пересказывал аборигенам учение Маркса и начал создавать нечто вроде революционных кружков.

Во время американо-испанской войны 1898 года США аннексировали Гавайские острова. Через два года американский президент Уильям Мак-Кинли предоставил Гавайям статус самоуправляемой территории. Гавайцы получил право избирать двухпалатный парламент, состоявший из сената и палаты представителей.

Началась предвыборная кампания. Как и в США, на Гавайях боролись за власть две партии – республиканская и демократическая. Неожиданно доктор Руссель создал третью партию – партию независимых, опиравшуюся на коренное население островов.

Празднование результатов выборов на Гаваях. 1898 год

Празднование результатов выборов на Гаваях. 1898 год

Судзиловского избрали сначала сенатором, а затем и президентом сената Гавайев. Он собирался провести масштабные реформы: отменить смертную казнь, ввести бесплатное среднее образование, взимать налоги в зависимости от доходов.

Разумеется, эти реформы затрагивали интересы местных землевладельцев-колонизаторов. Они переполошились, и в гавайском парламенте начались подковерные игры.

Судзиловский-Руссель, прямо скажем, не был мастером политических интриг. К тому же большинство гавайских сенаторов попросту подкупили.

Землевладельцам удалось заблокировать проведение реформ. Судзиловский понял, что проиграл, и подал в отставку. А вскоре и вовсе покинул Гавайи.

Николай Судзиловский на пенсии

Николай Константинович переехал в Китай. Там им завладела несколько безумная идея: организовать отряд революционеров-эмигрантов, вторгнуться в Сибирь и освободить политкаторжан. Во время Русско-японской войны он вынашивал не менее безумную идею: вооружить русских военнопленных и двинуться на Москву, чтобы устроить революцию. Японцы даже готовы были помочь, но война закончилась, и затея потеряла актуальность.

После краха революционных начинаний последовали личные несчастья. Умерла жена – Леокадия Шебеко. Судзиловский был в отчаянии и подумывал о самоубийстве. Но передумал и перебрался на Филиппины, куда к нему приехали дочери – Вера и Мария.

На Филиппинах Николай Константинович открыл частную лечебницу, где лечил как богатых плантаторов, так и бедных филиппинцев. Позже он поселился в Японии, в Нагасаки. Там занимался медицинской практикой и научными исследованиями. Судзиловский нанял служанку-японку, которая стала его третьей женой и родила ему дочь Флору.

Февральская революция в России обрадовала старого врача-эмигранта. Но еще больше он восхитился Октябрьской революцией. «Какие вы счастливые, как бы я хотел быть с вами и строить это новое общество», – писал он брату в Самару.

Собственно говоря, никто не мешал Судзиловскому вернуться в Россию и строить коммунизм. Его звали, ему как «ветерану революции» даже назначили пенсию. Но Николай Константинович не вернулся. Он отшучивался, что избалован тропическим климатом. Да и жена-японка не горела желанием ехать в далекую и загадочную страну.

Правда, в 1921 году Судзиловский все-таки переехал поближе к Родине – в китайский город Тяньцзинь. Там открыл две клиники и организовал комитеты помощи голодающим в России.

Под конец жизни Николай Константинович наконец решился на переезд в СССР. Однако до родных мест не добрался. Судзиловский заболел пневмонией и 30 апреля 1930 года скончался, несколько месяцев не дожив до своего 80-летия. После Второй мировой войны урну с его прахом захоронили в Японии.

 

Оставить комментарий